Принято считать, что клиент должен тщательно искать специалиста для выполнения работы, обращая внимание на разнообразные характеристики: отзывы, репутацию, медиакит, оформление сайта и т. д. Однако компании или агентству, оказывающим услуги, также необходимо должным образом подбирать заказчика. Как не ошибиться и выбрать идеального клиента, с которым будет комфортно работать, рассказываем в новой статье.
1. Оперативное включение в работу
Многие ошибочно полагают, что после найма PR-агентства можно выдохнуть и больше особо не включаться в работу, якобы пиарщики справятся и без вас. Большинство хотят просто заплатить и делегировать все задачи. Но это неверный подход. Конечно, агентство возьмет на себя основные задачи, такие как коммуникация с журналистами, написание текстов, организация мероприятий, но в первую очередь команде потребуется экспертиза и опыт клиента, его профессиональные знания о своей нише. Именно на их основе впоследствии будут создаваться экспертные колонки, комментарии, фичер-статьи, пресс-релизы и т. д.
Стоит также подчеркнуть важность распределения ролей между клиентом и компанией-подрядчиком, и сразу определить ответственного со стороны заказчика, который будет коммуницировать с агентством.
Если же клиент не хочет полностью погружаться в PR-продвижение (это тоже нормально), ему все также необходимо оперативно и качественно согласовывать производимый пиарщиками контент. Это тоже требует определенного вовлечения и времени. Когда заказчик несколько месяцев согласовывает одну статью или постоянно переписывает стратегию, вероятно, эффективного сотрудничества не получится.
2. Четкое понимание своей боли
У клиента всегда должен быть конкретный запрос, над чем он планирует поработать, что хочет улучшить. Когда он хочет что-то, но не знает что, это тревожный звоночек. Например, желание предпринимателя стать богатым и знаменитым не подойдет. «Хочу иметь публикации в СМИ, раскрученный Telegram-канал, выступать на ТВ и бизнес-конференциях, чтобы продвинуть личный бренд» — уже лучше.
Тем не менее, чтобы добиться высоких результатов, например публикаций в Forbes (о которых все так мечтают), сперва нужно показать весомые результаты в бизнесе.
3. Соответствующая специфика бизнеса
Если гнаться за всеми деньгами мира, к сожалению, можно быстро остаться у разбитого корыта. Агентству необходимо четко определить отрасли, на которых оно будет специализироваться, чтобы избежать рисков, связанных с недостатком требуемых компетенций, и, как следствие, потери доверия. Например, в LED PR основная экспертиза — для предприятий из сферы сложного B2B-бизнеса, IT, промышленности, ритейла и e-сommerce.
Если вы не уверены, что окажете клиенту необходимую PR-поддержку, смело отказывайтесь от него и передавайте контакты дружественных агентств.
4. Общий mindset
Mindset (образ мыслей) — это комплекс неких правил, убеждений, подходов, которыми человек руководствуется при принятии решений. Например, в каких-то компаниях сотрудники спокойно ругаются матом, кто-то, напротив, нанимает работников только с красным дипломом. Лучше на берегу проверьте, совпадают ли ваши ключевые ценности с ценностями заказчика. Так вы сразу убережете себя и свою команду от возможных конфликтов в будущем.
Кстати, mindset клиентов тоже бывает весьма разнообразным. Это может быть особое отношение к чему-то, приверженность к определенной социальной группе (например, к вегетарианцам) или увлечение какими-то процессами и явлениями (например, астрологией и гороскопами). Часто эти установки становятся ключевыми при выборе подрядчиков.
Заключение
Отбор клиентов — трудоемкий процесс, который многие недооценивают и осознают только после длительного опыта. Самое главное — знать себе цену, уметь отпускать, а также не отчаиваться, ведь вас обязательно ждет кто-то лучше. Если у вас уже на первых этапах работы появляются сомнения, серьезно задумайтесь, а стоит ли игра свеч.
Делитесь в комментариях, каким, по вашему мнению, должен быть идеальный клиент. И не забывайте подписываться на наш блог, чтобы не пропустить еще больше полезных и интересных материалов!