Найти в Дзене

Газ в...топливные баки? GTL Технология(Gas To Liquid).

Оглавление

В 1902 году французский химик Поль Сабатье вместе со своим учеником Жаном Батистом Сандераном осуществил одну простую реакцию — они получили метан из смеси угарного газа (моноксида углерода) и водорода в присутствии порошкообразного никеля. А через несколько лет, русский химик Егор Орлов получил из такой же смеси, в присутствии никеля и палладия этилен, показав тем самым возможность синтеза высших углеводородов.

Довели эту технологию до коммерческого воплощения немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш из Института кайзера Вильгельма по исследованию угля: в 1926 году была опубликована их знаменитая работа «О прямом синтезе нефтяных углеводородов, при обыкновенном давлении». Описанный ими процесс позднее назвали процессом Фишера-Тропша.

Кстати, о процессе Фишера-Тропша я уже писал в другой своей статье.

Чистота синтетических углеводородов может быть намного выше минеральных, которые довольно сложно очищать от вредных примесей. «Получаемые в результате синтеза на установках Pearl GTL углеводороды столь чисты, что, например, парафины разрешено использовать в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности»

В частности, на Pearl GTL синтезируют авиационное топливо, которое используется (наряду с минеральным) для заправки авиалайнеров Qatar Airways.

Процессу Фишера-Тропша почти сто лет, тем не менее химики концерна Shell потратили несколько десятилетий на усовершенствование этой технологии, получив при этом более 3500 патентов. Одна из ключевых деталей — катализаторы, состоящие из очень мелких частиц различных металлов, таких, как кобальт, никель, железо и др., хотя точный состав их держится в строжайшем секрете. Чем эффективнее катализатор, тем больше выход конечного продукта синтеза.

Технология GTL избавляет от страха, что нефть закончится

Обычно методом GTL производят дизельное топливо, поэтому и статью я назвал не "Газ в бензобаки", а "Газ в топливные баки".

Кстати, не надо думать, что GTL топливо производят "где-то там, за 7ю морями". Его производят и наши соседи, например в Узбекистане.

-2

Будущее за топливом Uzbekistan GTL

В современном мире дизельное топливо по праву занимает одну из главных позиций в промышленности и синтетическое дизельное топливо, производства завода Uzbekneftegaz GTL (далее – топливо GTL) также не является исключением. Широта его применения обусловлена его достоинствами, в числе которых приоритет отдается высоким экологическим и эксплуатационным показателям.

Топливо GTL - это полностью синтетическое высококачественное среднедистиллятное топливо, производимое из природного газа с использованием запатентованной технологии Sasol. Данное топливо считается топливом премиального класса, которое имеет следующие особенности:

Топливо GTL:

  • Практически нулевое содержание серы (<5 мг/кг)
  • Очень высокое цетановое число (>70)
  • Практически нулевое содержание ароматических углеводородов (<0,5 масс. %)
  • Практически без запаха и бесцветный
  • Отвечает всем требованиям Европейского стандарта EN15940

В основе технологии «Uzbekistan GTL» лежит процесс фазы суспензионной дистилляции компании «Sasol» (Sasol Slurry Phase Distillate Process™) (процесс SPD). Он состоит из трех этапов. На первом этапе природный газ соединяется с кислородом и образует синтез-газ. Синтез-газ затем подвергается конверсии Фишера-Тропша с образованием парафинистой синтетической сырой нефти. На конечном этапе синтетическая сырая нефть подвергается крекингу для получения конечной продукции.

Информацию взял с их официального сайта.

Что важно понимать, зачем я написал эту статью?

Давным-давно я поднимал тему газификации автомобилей, так как она очень давно обсуждается в СМИ и у властей. Тогда идею воспринимали по разному, кто-то считал её актуальной, кто-то утверждал, что никогда не поедет в автомобиле на газе, так как это "бомба на колёсиках".

Забавно, с того момента прошло 4 года, грянула "транспортная реформа" и только вы не успели отвыкнуть от ПАЗиков с баллонами на крыше...

Тот самый пазик с баллонами, который наверняка видели все жители средних городов
Тот самый пазик с баллонами, который наверняка видели все жители средних городов

Как вот-те нате, почти весь новый городской транспорт стал оборудоваться газом. Да, стоит заметить, кто-то ездит на сжатом газе имея баллоны на крыше, как на фото ниже...

Баллоны на крыше под "горбом".
Баллоны на крыше под "горбом".

А кто-то на сжиженном. Да, многие из Вас не обращали внимание на небольшие зеленые наклеечки и на странную компоновку задней части автобуса, но наклеечка говорит о том, что автобус на газе, а в его задней части и расположены те самые крио-баки.

Место наклейки выделено красным
Место наклейки выделено красным

А вот на таких "красавцев" обращали внимание? Эти, тоже, вот с крио-баком. И уже не просто продаются в РФ, они даже уже во всю ездят в мегаполисах.

-6

Есть и вот такие их "сводные" братья на сжатом газе.

-7

Конечно, заводская инсталляция на наши Камазы или Мазы выглядит менее кустарно, вот, например МАЗ.

-8

Речь сейчас о том, что "ГАЗ пошел в моторы", хотели вы этого или нет. Не то, чтобы прям резко, мало-по малу, начали появляться и АГНКС и техника на газе, это - экономично, оправданно при условии существования инфраструктуры.

Но важно понимать, что существуют непосредственно "Газовые моторы". Это моторы, которые, сразу, изначально созданы для работы на газе, сжиженном или сжатом. В чём-то они подобны бензиновым, так, как имеют свечи зажигания.

А есть "адаптированные под газ".

Переоборудование дизельных двигателей на метан идет, обычно, по схеме подачи газообразного метана в цилиндры, в которые подается и некоторое количество дизельного топлива тоже. Дизельное топливо туда подаётся по одной простой причине - газ не возгорается от сжатия, поэтому ему нужно что-то, что его подожгёт. Эту роль и выполняет дизельное топливо, возгораясь от сжатия, поджигая собой газовоздушную смесь. В такой технике, наряду с газом расходуется и некоторое, малое количество ДТ.

А теперь представьте себе, какая-нибудь условная страна, где нет нефти может полностью перевести свой автопарк на газ!

Переведя все свои бензиновые и дизельные автомобили на газ, но, даже в дизельных топливо может быть создано методом GTL, делая его абсолютным "газомобилем". Точно так же и с моторными маслами, они бывают тоже созданы из газа.

Получается, что просто не за чем развивать 2 инфраструктуры, бензиновую и газовую, если можно полностью перевести автопарк на ГАЗ.

Кому это нужно? Да, например старушке Европе. Так, как ГАЗ можно и генерировать на свалках, с отходов фермерства (так называемый БИО-ГАЗ), и не зависеть от поставок что из РФ, что из США, что с Арабского полуострова.

Этим может увлечься Африка, где климат, может и подходит для эксплуатации электромобилей, но они банально очень дорогие, для небогатых африканских стран. Более того, там новую машину купить и то - проблема, а вот переоборудовать Б/у европейца-японца на газ вполне реально, ведь это не требует колоссальных затрат, а цена топлива ниже.

Вывод довольно простой "Да кому это нужно, чтобы газ да в моторы?" - Много кому.

Я советую прочитать статью о газе в моторы, написанную мной, еще несколько лет назад, взглянув на эти идеи по новому, с учётом вышеизложенной информации.

В чем преимущества Метана, как вида топлива.
Автомобильная Инженерия29 апреля 2019

Но вопрос, а в России-то нам это зачем? Ведь у нас нефти этой "ну просто завались"?

В моём понимании, ответы на вопросы кроются всё там же, что было написано в моей первой статье.

1) Если нефть и продукты ее переработки (не только бензины, но пластики, но и продукты из пластика, например) можно за дорого продать, а самим ездить за дёшево (читай жечь в моторах что-либо), почему бы и нет?

Конечно, есть нюансы, что инфраструктура газовых заправок (а уж, тем более производства GTL топлива) прихрамывает и не торопиться от слова совсем. У нас и просто газовая инфраструктура не везде доступна, в силу тех или иных причин, поэтому назвать это ближайшим будущим трудно, но процесс пошел, да всё более активно.

Бульдозер Четра
Бульдозер Четра

Да, мы получаем, порой, совсем дикие варианты газификации, вот например бульдозер на газе. Говорят, у них же есть и трубоукладчик на сжиженном природном газе. Нет, конечно, звучит прикольно, где пробурили скважину, там и заправились, чё куда-то ездить :) Но, не всё так просто. И газ нужно подготовить и сжиженный - не сжатый.

2) Экология, как ни крути. Увы и ах, мои яростные фанаты дизеля и бензина, но сжигание газа всё-же экологичнее, чем сжигание продуктов нефтепереработки. И опять же я не понимаю, зачем дымить вредными веществами у себя дома, своим близким и детям, если можно кому-нибудь их продать, а самим дышать более чистым воздухом. С другой стороны, что мы там понимаем или не очень это одно - а мнение экологов и законодательные акты другое. Не исключено, что придёт то время, когда машину будут просто не пускать в город, если она на ДВС, или как минимум не на GTL топливе или газе в целом.

И да, я не отрицаю, что есть в нашей стране такие регионы, где температура на улице не позволяет так просто пересесть на электромобиль или метановую технику (а уж тем более, пропановую), но давайте будем честны сами с собой - в таких регионах живет 10-15% населения, остальные живут во вполне себе теплых Ростовах, Воронежах, Краснодарах, Москвах и прочит Петербургах. Нет никаких причин дымить себе под нос там, где можно этого не делать, еще и экомномя средства, кроме банальной консервативности, вредности, упёртости.

3) Экспансия Газпрома.

Да, этот пункт обсуждать очень важно наряду с первыми двумя. Ранее, Газпром - экспортно ориентированная компания, приоритетное направление деятельности которой - трубопроводы, куда-нибудь "взаграницу." Сколько было народных волнений на тему "очередная труба в Европу, а у нас самих процент газификации ниже, чем у них, вот тебе и народное достояние".

Что ж правда в этом есть, в РФ действительно процент газификации ниже, чем в средней Европейской стране. На то есть свои причины не только в приоритетах газрома, а и, например, в отсутствии ПХГ (Подземных газовых хранилищ) в центре России и на востоке страны.

Обратите внимание, далее Перми с хранилищами всё туго, "идет разведка".
Обратите внимание, далее Перми с хранилищами всё туго, "идет разведка".

Однако, всё изменилось, как вы уже поняли. У Газпрома очень заметно упала выручка за последние 2 года, в виду резкого падения экспорта. И тут наш "титан" вспомнил, что в РФ тоже есть потребители, которые ждут газификации достаточно давно. Не прошли мимо и указы президента догазифицировать РФ ударными темпами. Ныне Газпром заинтересован в увеличении дохода за счёт собственного, внутреннего Российского рынка. И не только за счёт газификации деревень, как вы уже поняли.

-11

Был принят ряд мер по популяризации газового топлива в стране (как неожиданно, Газпром - Гос.компания). Всё так же остались программы по льготному переоборудованию, приоритеты при гос.закупках и прочее, кому интересно - сайт Газпром Газомоторное топливо в помощь.

Да и количество заправок подросло.

-12

Что это всё значит? А то, что действительно, при усиленной внутренней экспансии (а на это, теперь, у Газпрома есть причины) мы получим и метан в баллоны, и метан в топливные баки, посредством GTL.

Городской транспорт на метане мы уже получили, далее идет городская коммерция, в лице мусоровозов, доставки продуктов до магазинов у дома и т.д., чуть позже "нагнут службы такси", а рядовому пользователю его упёртость компенсируют рублём - хочешь на солярке или бензине? А плати-ка в 3-4 раза дороже, чем за ГАЗ, красиво жить не запретишь.

Нефть останется уделом экспорта и глубокой переработки, с приоритетом на экспорт, а Газ станет приоритетом на внутреннем рынке. Вот такие сюрпризы нам преподнесет ближайшее 10 летие. А прав я окажусь или нет - посмотрим через несколько лет.

Традиционно, пишите комментарии, что раскрыл недостаточно, с чем не согласны, что понравилось.