Это часть прибыли компании, которую она распределяет между своими акционерами. Они могут быть годовыми, связанными с финансовыми результатами компании за год, промежуточными, выплачиваемыми ежемесячно, квартально или полугодово, а также специальными, как разовые выплаты, связанные, например, с продажей значительного имущества. Принцип выбора ценных бумаг, которые регулярно приносят дивиденды (ежегодно, ежеквартально или ежемесячно), называется дивидендной стратегией.
На российском рынке дивидендная доходность за последние 25 лет составила 7,5%, что является одним из самых высоких показателей в мире. В сравнении с США, где средняя дивидендная доходность индекса S&P 500 за тот же период составила 2,02%, российский рынок превосходит американский более чем в три раза.
Создание дивидендного портфеля имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ - получение пассивного дохода в виде регулярных денежных поступлений, которые можно реинвестировать или использовать по своему усмотрению, не продаются активы. Однако существует риск отмены дивидендов.
Также важно учитывать налоги на дивиденды. В России ставка налога составляет 13% на доход до 5 млн рублей в год и 15% - если доход превышает этот порог. Налог на дивиденды российских компаний часто удерживается брокером, что избавляет инвестора от необходимости предоставления налоговых деклараций.
Реинвестирование дивидендов может способствовать увеличению капитала благодаря действию эффекта сложного процента.