Найти тему
Газета "Культура"

Фотограф Юрий Феклистов: «Можно я поснимаю?»

ЮРИЙ ГАГАРИН

Два года назад я был на Байконуре, запускал Юлю Пересильд в космос, видел кровать, на которой Гагарин провел последнюю ночь, и этот домик, и эту степь, меня это очень впечатлило.

— Мой первый фотоаппарат, «Смена-7», папа купил мне в «Детском мире» и сказал: «Поедешь в пионерский лагерь, там дядя Миша научит тебя фотографировать». Михаил Николаевич Жарких, мой учитель, был руководителем фотокружка в пионерском лагере «Огонек» в Дорохове. Это был удивительный человек, фанат фотодела, и с мощным юмором. Я смотрел на него как на божество и папу попросил купить мне путевку на все три смены.

Во время учебы в институте я зацепился за редакцию газеты «Комсомольская правда». Приносил туда фотографии и в 1983 году сделал исторический снимок, его часто печатают. Это команда «Алого паруса», здесь много известных людей: Валентин Юмашев, сейчас он работает в Фонде Ельцина, муж Татьяны Борисовны. Елена Дьякова. Она умерла год назад...

Рубрику назвали «Ключи от БАМа» и за неделю напечатали около 40 фотографий. Эту публикацию все заметили, со мной даже сделали интервью в журнале «Советское фото», что было очень почетно.

ЮРИЙ ЛЮБИМОВ

Я планировал сделать главный кадр в его кабинете — видел фотографии Валерия Плотникова со стенами, расписанными автографами великих людей, и хотел снять первый его шаг в этот кабинет. Приехав из аэропорта, напечатал десять фотографий Губенко и десять — Любимова. И сразу поехал в квартиру Губенко. Фотоаппарат висит у меня на груди, он открывает: «Нет-нет, съемок никаких». Я говорю: «Да нет, я хочу вам фотографии подарить. У меня единственная просьба: когда Юрий Петрович приедет в театр?» Губенко говорит: «10 мая в 10 часов», — и написал записку охране, чтобы меня пропустили.

Потом Таганка разделилась, Филатов ушел к Губенко. Я помню, корреспондентка спрашивает Губенко: «Что вы думаете о Юрии Петровиче Любимове?» Губенко: «А кто это?»

— В 1994 году мне позвонил оператор «1-го канала Останкино» Юра Прокофьев, они до этого снимали вместе с Говорухиным фильм о Солженицыне, ездили в Вермонт. Мы с ним постоянно встречались на съемках и подружились, и вот он мне звонит и говорит: «Срочно покупай билет во Владивосток. Солженицын прилетает». Я утром быстро купил билет, а в 12 часов ТАСС сообщил о приезде Солженицына, и билеты смели, все корреспонденты туда поехали.

В соседнем вагоне ехала группа «Би-Би-Си», снимала его приезд. Во Владивостоке нас поселили в гостиницу, в которой не было горячей воды, и Наталья Дмитриевна бегала по коридору с кастрюлькой и кипятильником. Англичане в этот момент начали разбирать аппаратуру, я им говорю: «Ребята, вам надо снимать, как Наталья Дмитриевна с кастрюлей бегает по коридору. Вот она, Россия».

В 2007-м мне звонят немцы из журнала «Шпигель», говорят, что нужно поехать в Троице-Лыково, снять Солженицына. Они взяли интервью по электронной почте, им нужны были фотографии, и Наталья Дмитриевна сказала: «Найдите Феклистова, Александр Исаевич его знает и не будет волноваться». Действительно, он меня увидел и вспомнил, заулыбался. А через год его уже не стало.

— В 1990 году возвращается в Советский Союз Мстислав Ростропович, привозит в фонд «Огонек — АнтиСПИД» миллион одноразовых шприцев. Приехал он не один, а со своим другом Армандом Хаммером. При Ленине Хаммер вывез в Америку пол-России, и яйца Фаберже, и иконы. В ту поездку он пошел на Красную площадь, хотел посетить Мавзолей. Приходит, а ему часовой говорит, что сегодня санитарный день, никого не пускают. Тогда Хаммер достает записку, часовой ее читает, а там написано: «Прошу пропускать товарища Хаммера ко мне в любое время дня и ночи. Владимир Ульянов-Ленин». Часовой звонит начальству: «Тут какой-то американец пришел с запиской от Ленина».

В ту ночь, когда полетели за Горбачевым, с 21 на 22 августа, я слонялся по Белому дому и набрел в полуподвале на радиостудию. Зашел туда и сделал эту фотографию. Какой-то охранник заснул на плече у Ростроповича. Было уже два часа ночи, у него автомат лежал на коленях, Мстислав Леопольдович его взял и стал крутить, я кадров пять сделал.

В 1997 году Мстислав Леопольдович праздновал свой юбилей в Париже, 70 лет, и я договорился с его дочкой Леной, что она меня аккредитует и я его поснимаю. Я провел с Мстиславом Леопольдовичем два дня, вся его семья собралась.

На следующий день я пришел в его дом, он жил недалеко от площади Трокадеро. Вижу, он подарки разбирает, какие-то ордена, медали. Элтон Джон какую-то золотую виолончель ему подарил. Я спрашиваю: «Мстислав Леопольдович, а что здесь для вас самое дорогое?» — «Вот это». Вытаскивает клочок бумаги, там написано: «Дорогой Слава, желаю тебе сил и здоровья для всего прекрасного, что ты делаешь. Храни тебя Бог. Твой Альфредо». Он говорит: «Эту записку Шнитке писал три дня, после второго инсульта, и для меня это самый дорогой подарок».

МАЙКЛ ДЖЕКСОН

В один из дней у него было запланировано посещение детского дома в Измайлове. Я договорился с гаишниками, они брали меня в свою машину, поэтому мне удавалось приехать на место заранее. Выскочил из машины, бегу в детский дом, там дети-сироты лет десяти. Я им говорю: «Ребята, сейчас к вам приедет дядя такой странный, когда он будет выходить, вы скажите ему: Оne photo, please».

Девочка спела ему «Санта Лючию», он спрашивает: «Это русская песня?» И собирается выходить. Я детей пинаю под столом: а как же оne photo? И тут дети говорят жалобно: «Майкл, оne photo, please». И я успел сделать снимок. Он даже маску не стал надевать. Подумал, наверное, что это из детского дома фотограф.

В последний день, когда Майкл уезжал из «Метрополя», кортеж остановился на Васильевском спуске, он вышел из машины и остановился на пригорочке возле Спасской башни, в милицейском плаще, который был куплен в Военторге. Майкл Джексон — милиционер. Я тоже делаю фотографию, американцы кричат: no photo, а фэсэошники говорят мне: «Снимай, мы тебя отобьем, если что».

Юрий Феклистов, журналист, фотограф, начал свою профессиональную деятельность 40 лет назад и всегда, во все переломные моменты эпохи, ухитрялся оказываться в нужное время в нужном месте. В его снимках есть все приметы времени: путчи, смены лидеров страны и сами эти лидеры, великие современники, которыми гордится Россия, и самые обычные люди, ставшие героями его репортажей.