Индустрия киберпреступлений развивается семимильными шагами. Мошенники придумывают всё новые схемы отъёма денег у граждан. Но и старые по-прежнему приносят им неплохой доход. К примеру, «пострадавшие» или «виновные» в дорожно-транспортных происшествиях.
Не паникуйте при подобных звонках, как бы вам страшно ни было в первые минуты. Возьмите себя в руки – позвоните родственникам и убедитесь в том, что он или она в данный момент находится на работе, в магазине, в кафе или дома перед телевизором, компьютером. А может, они в эту самую минуту не могут дозвониться до вас, а ваш телефон бесконечно занят.
Несколько лет назад подобная история приключилась и со мной. Глубокой ночью зазвонил городской телефон. Почти во сне хватаю трубку, а оттуда прерывающийся, взволнованный голос: «Ма, ма! Я сбил человека, кажется, насмерть. Вот сейчас в полиции, составляют протокол, следователь хочет с тобой поговорить».
Признаться, я так перепугалась, что слова не могла вымолвить. Обстоятельства сложились так, что сын действительно был в отпуске, октябрь, грязь и гололёд, а он за рулём. Но, когда заговорил «следователь», очнулась: сын никогда ко мне так не обращается, и почему протокол составляют в отделении, а не на месте происшествия? Отправила СМС с пожеланием спокойной ночи сыну, он в ответ поблагодарил, правда, удивился, чего мне не спится в столь поздний час.
И тут я начала куражиться. В конце концов, сговорились на том, что 150 тысяч у меня сейчас нет, завтра буду брать кредит, а 40 сейчас передам курьеру, конечно, по несуществующему адресу. Попросила пригласить «сына», чтобы успокоить его немного. И обратилась к нему: «Сынок (дальше последовала непереводимая игра слов), и когда же ты успел так выучить русскому языку африканских (на момент разговора сын Л.Л. Белецкой проживал в Танзании. – Прим. ред.) полицейских?» Обратной связи не последовало. Правда, уснуть уже не смогла, и давление приводила в норму несколько дней.
А тут не так давно звонок на сотовый, таким противным, гнусавым голосом вещают: «Людмила Леонидовна, я Вам звоню касательно утечки сегодняшним днём Ваших данных, то есть компромеНтации на госуслугах. Вы подавали заявку на смену телефонного номера?» «Чего ради, нет, конечно. Не беспокойтесь, сама разберусь. Кстати, а с кем я разговариваю?» «Речь идёт за Вашу безопасность, отнеситесь серьёзно. С Вами говорит капитан юстиции (такая-то). В данный момент по Вашим документам через госуслуги могут завладеть Вашими средствАми, оформить кредит в любом банке нашей страны. Вам срочно надо застраховать свой единый (некоторые мошенники называют его основным) счёт в Центральном банке Российской Федерации. Я Вас сейчас переведу по внутреннему надёжному каналу в ватсапе (ха-ха-ха) на специалиста ЦенраЛбанка, с ним Вы поговорите за Вашу проблему. Желаю удачи! Честь имею! Служу России!»
Кстати, никакого единого счёта в Центральном банке нет, и не было никогда. И «страховать» его – это попросту перевести свои денежки мошенникам.
«Специалист» Центробанка оказался ещё круче. Помимо касаемо, средствА, за вместо про, слова-паразиты так и резали ухо: смотрите (чего смотреть, если разговор телефонный), я Вас понЯл, фиксирую, грубо говоря, банковский продукт, и говор такой специфический. Предложил записать какой-то номер его табельного жетона. Ну это для того, чтобы жертва больше вошла в доверие: солидный человек печётся о тебе.
И наконец, выходим почти на финишную прямую. «Людмила Леонидовна, пока злоумышленник на свободе, он может завладеть Вашими средствАми. Нам надо знать, как Вы оцениваете Ваш потенциальный ущерб? Ваш месячный доход, в каких банках и какую сумму храните на текущий период?»
Доверительно сообщаю благодетелю своему: «Месячный доход я Вам сообщить не могу – подписку давала. Что касаемо суммы на текущий период, записывайте: на одном пластиковом продукте 5169,19 р., на другом – 93,96 р., на спецсчёте – 228,17 р.» Облом полнейший. Не на такую сумму, видимо, рассчитывал. «Специалист» что-то продолжает бубнить, пытается направить меня к следующему спецу. Но мне уже не интересно…
В день подписи газеты в печать раздаётся звонок по вайберу, номер 900*, обычно мне никто сюда не звонит. Ни здрасти вам, ни до свидания, сразу быка за рога: «...от Вашего имени пытаются…» Понимает, что диалога не будет, тараторит: «Что-то звонок пЕрЕрывается, перевожу Вас на специалиста Центробанка». «Специалист» с ходу в карьер: «В эти минуты от Вашего имени оформляется крупный денежный кредит». Где оформляется, интересуюсь. «Как где? В Москве!» Недоумеваю: «Как так? Живу в Магадане, а кредит берут в Москве?» «Вот именно, это, наверное, мошенники. Чтобы не допустить этого, сообщите, пожалуйста, свой возраст и место работы». «Возраст у меня вполне дееспособный. А работаю блогером». Конец связи!
Приближаются новогодние праздники. Мошенники вновь активизировались. Им, скорее всего, тоже хочется получить премиальные, добыть дополнительных денежек. Давайте не будем им предоставлять такую возможность. И не будем омрачать себе предпраздничные дни. Дело мошенников – мошенничать, а наша задача – не вестись на их уловки.
Людмила БЕЛЕЦКАЯ