Найти тему
Живописные истории

Символ Розы от Афродиты до Прерафаэлитов

В религиозной живописи существует устоявшаяся традиция ассоциировать Деву Марию с белой розой.

До грехопадения розы в Эдемском саду предположительно не имели шипов.

Шипы появились только из-за первородного греха.

Поскольку Дева Мария, зачала Иисуса без греха, её стали называть «розой без шипов». Совершенно чистой.

Ян Брейгель Младший «Богородица с Младенцем и святой Иоанн Креститель, окруженные гирляндой цветов»
Ян Брейгель Младший «Богородица с Младенцем и святой Иоанн Креститель, окруженные гирляндой цветов»

В отличие от белой красная роза ассоциируется с её сыном Иисусом.

Красная, как кровь, которую он пролил за наши грехи.

Питер Пауль Рубенс «Оплакивание Христа Марией и Иоанном»
Питер Пауль Рубенс «Оплакивание Христа Марией и Иоанном»

Говорят, что его терновый венец был сделан из перекрученного стебля розы, ставшей с тех пор символом страсти и религиозной преданности, олицетворяющим как жизнь, так и ее мимолетность.

Роза в христианской мифологии в некоторой степени является адаптацией гораздо более древних языческих мифов, где роза была связана с Афродитой.

Данте Габриэль Россетти «Венера Вертикордия»
Данте Габриэль Россетти «Венера Вертикордия»

Держать розу рядом с собой — значит использовать символическую силу Церкви и Бога.

Дом Ланкастеров и Дом Йорков поняли это, когда выбрали розы в качестве символов: первый принял красную розу, второй — белую.

Сэр Вальтер Скотт придумал термин «Война роз» лишь в 1829 году, но уже в 15 веке, когда эти два дома воевали за корону, все прекрасно различали друг друга по цвету розы.

Король Генрих IV, 16/17век
Король Генрих IV, 16/17век

В 1485 году Генрих VII принял корону после поражения Ричарда III в бою.

Тюдор (и ланкастерец) Генрих стремился воспользоваться возможностью раз и навсегда объединить нацию и прекратить постоянные войны.

Елизавета Йоркская (1466-1503), королева-консорт Генриха VII
Елизавета Йоркская (1466-1503), королева-консорт Генриха VII

Он женился на Елизавете Йоркской и, осознавая важность цветочного символа, создал Розу Тюдоров: пять белых лепестков в центре от Йорков, окруженные пятью красными лепестками от Ланкастеров.

Роза Тюдоров станет непреходящим символом Англии.

Фото с сайта https://libking.ru/books/sci-/sci-popular/555243-yolanta-hoinskaya-mika-tyudory.html
Фото с сайта https://libking.ru/books/sci-/sci-popular/555243-yolanta-hoinskaya-mika-tyudory.html

Художники тоже издавна изображали розу, используя ее ассоциативную силу, чтобы добавить подтекстов своим работам.

Добавьте к картине розу, и она станет более религиозной и благочестивой.

Каждый цветок имеет свой собственный смысл, поэтому у художника есть множество вариантов, какое именно сообщение он хочет донести до аудитории.

Тициан «Венера Урбинская»
Тициан «Венера Урбинская»

В 1667 году теоретик искусства Андре Фелибьен, секретарь Французской академии, составил иерархию жанров живописи, которая оставалась неизменной вплоть до девятнадцатого века.

Иерархия заявила, что историческая живопись была самой великой и самой почетной, за ней следовали портретная живопись, жанровая живопись, затем пейзаж, за ним следовала анималистика и, на последнем месте, натюрморты.

Почему так? Это был период, когда идеализм почитался выше реализма.

Рисовать природу было просто украшением, приятным для глаз, но мало стимулирующим ум.

Тем не менее, было несколько художников, которые снискали большую славу рисованию натюрмортов.

Одним из них был фламандский художник Ян Брейгель Старший (1568–1625).

Ян Брейгель Старший «Натюрморт с цветами в стакане»
Ян Брейгель Старший «Натюрморт с цветами в стакане»

Близкий друг Питера Пауля Рубенса (1577-1640), с которым он иногда сотрудничал при написании картин, Брейгель создавал потрясающие букеты, которые были искусными и зачастую замысловатыми.

Другим великим художником натюрмортов был Ян ван Хёйсум (1682–1749).

Его цветы были настолько реалистичны, что за возрождение этого вида искусства его прозвали "Phoenix of Flower Painters / Фениксом художников-цветочников".

Его композиции более дикие, чем у Брейгеля и сквозь стебли проглядывают различные архитектурные детали.

Ян ван Хёйсум «Натюрморт с цветами и фруктами»
Ян ван Хёйсум «Натюрморт с цветами и фруктами»

Третий известный голландский художник-цветочникРашель Рюйш (1664–1750).

Вместе с Ван Хёйсумом она была самым знаменитым представителем цветочной живописи конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков.

Её невероятно детализированные букеты окрашены в нежные цвета.

Рашель Рюйш «Натюрморт с цветами в стеклянной вазе»
Рашель Рюйш «Натюрморт с цветами в стеклянной вазе»

В каждом из этих случаев цветы являются не просто реквизитом, а центральным объектом картины.

Несмотря на всю точность изображенных цветов, эти работы не менее религиозны, чем работы святых или библейских сцен.

Это не просто изображения природы, это vanitas – натюрморты о мимолетности жизни, об увядании красоты и неизбежность смерти.

Достичь такого реализма — значит прославить явление Бога в природе.

Нередко в качестве центра этих композиций использовались розы.

Джон Эверетт Милле «Офелия»
Джон Эверетт Милле «Офелия»

Символ розы сохранился и широко использовался в искусстве девятнадцатого и двадцатого веков.

Например, на своей картине «Офелия» в 1851 году Джон Эверетт Милле (1829-1926) поместил красную розу рядом с ее ладонью, в воде, чтобы обозначить любовь и неминуемую смерть.

Одилон Редон «Офелия среди цветов»
Одилон Редон «Офелия среди цветов»