Гюстав Моро (1826–1898) — один из немногих художников девятнадцатого века, работавших на стыке академизма и авангарда.
Его творчество представляет собой пьянящую смесь воображения и мифа, одновременно давно изученную по содержанию и принципам, но часто чрезвычайно личную и новаторскую.
Выросший в богатой парижской семье, сын архитектора, Моро наслаждался свободным изучением литературы и живописи, которые были ему по душе.
Он держался в стороне от основных движений своего времени, считая академическое искусство инертным, а школы реализма и импрессионизма лишёнными воображения.
За вдохновением он обращался к искусству античности, средневековья, итальянского Возрождения и французского барокко.
Моро сначала учился у художника-неоклассика Фрасуа Эдуарда Пико (1786–1868), но, похоже, на него больше повлиял художник, работавший по соседству — Теодор Шассерио (1819–1856).
Он провел три года (1857–1859) в Италии, копируя картины в музеях и церквях, иногда делая это вместе со своим другом Эдгаром Дега (1834–1917).
Первая из трех его премий Салона была присуждена Моро в 1864 году за картину «Эдип и Сфинкс», которая укрепила его репутацию и подготовила почву для дальнейших более страстных работ.
Его последнее появление в Салоне состоялось в 1880 году, почти за два десятилетия до того, как он умер в 1898 от рака желудка.
Более четырнадцати тысяч картин, рисунков и эскизов осталось после Моро и было завещано французскому государству вместе с его парижским домом (художественным музеем с 1903 года).
«Святая Цецилия»
Чтобы выразить свою горячую веру в духовную ценность искусства, Моро ставил героев и героинь легенд и мифов в центр всего, что он делал.
Он написал роскошные портреты Геркулеса и Самсона, Венеры и Вирсавии, Эдипа и святого Георгия.
Сын агностика с классическим образованием, Моро не был практикующим христианином, но его личная иконография включала мучеников католической церкви, таких как святая Цецилия, которую он написал не менее чем два раза маслом и два акварелью в период примерно между 1877 и 1897 годами.
Подобно Орфею, Гесиоду и Сапфо, которых также рисовал Моро, Цецилия была почетной фигурой среди знаменитых поэтов и музыкантов.
Римская патриция, посвятившая свою жизнь Христу с обетом целомудрия, она (в 1 веке н.э.) протестовала против своего языческого брака песнями, посвященными Богу.
Цецилия была объявлена покровительницей церковной музыки в конце пятнадцатого века и стала считаться одной из муз поэтического искусства.
Святая, которую Моро изобразил на этой роскошной акварели примерно в 1890–1895 году — это неземная красавица.
Расположившись на своеобразном пьедестале, она держит в руках искусно сделанную лиру и поднимает голову (уже с нимбом) к небу в преддверии песни.
Рядом с ней возвышается высокий цветок лилии — символ католической церкви, за которую она приняла мученическую смерть.
Совершенствуя в течение примерно тридцати лет изображение статных фигур в замысловатых фантастических декорациях, Моро демонстрирует здесь свое мастерство иконописания во всех богатых, византийских деталях.
Сказочный пейзаж, сияющий на рассвете, задуманный как атмосферный фон для этой роковой женщины / святой, был создан, как и она сама, для того, чтобы очаровывать утонченные чувства смотрящих.