Найти в Дзене
Живописные истории

Эстетический вампиризм Данте Габриэля Россетти

Литература наполнена вымышленными портретами. Изобразительное искусство и письменное слово могут чудесным образом переплетаться.

Например, загадочно стареющая картина Дориана Грея или портрет леди Одли в «Секрете леди Одли», или описание искусства в «Женщине в белом» прекрасно совпадающее с принципами прерафаэлитов.

Данте Габриэль Россетти "Бутылки", 1848 г.
Данте Габриэль Россетти "Бутылки", 1848 г.

Один из ярких примеров этого можно найти в качестве сюжетного приема в рассказе Эдгара Аллана По «Овальный портрет».

Это одно из самых коротких произведений По, но, несмотря на эту краткость, оно вызывает множество идей и параллелей

"Она была девушкой редчайшей красоты, и настолько прекрасной, насколько и веселой. И злым был тот час, когда она увидела, полюбила, и вышла замуж за художника. Он был, страстный, прилежный, строгий и уже имевший невесту - Искусство; она была девушкой редчайшей красоты, и настолько прекрасной, насколько и веселой; светлая, улыбчивая, и резвая, как молодой оленёнок; любила и лелеяла всё вокруг; ненавидя только Искусство, которое было её соперником; страшась только поддона, кистей и других неугодных инструментов, лишивших её возлюбленного".
Овальный портрет

«Овальный портрет» – это рассказ о художнике, который рисует свою невесту так одержимо, что игнорирует всё, кроме своего стремления воссоздать её образ на холсте. Только когда картина завершена, он понимает, что она умерла, позируя для него.

В своей книге «Готика: четыреста лет излишеств, ужасов, зла и руин» критик Ричард Дэвенпорт-Хайнс называет эту историю примером "эстетического вампиризма".

Вымышленный художник может не быть вампиром с обычными атрибутами клыков и бессмертия, но у него есть узнаваемое вампирское качество: потребность использовать чужую жизнь в своих целях, потребность, которая имеет приоритет над всем вокруг. Он объективирует и эксплуатирует девушку, питаясь её красотой. Возможно, попытка художественно воссоздать ее черты — это желание полностью владеть ею.

Или может быть, у него и нет желания доминировать над ней, но ему не хватает сочувствия, чтобы понять что-либо, кроме своей собственной потребности творить. Для него она существует просто для удовлетворения этой потребности.

Данте Габриэль Россетти "Элизабет Сиддал", 1855 г.
Данте Габриэль Россетти "Элизабет Сиддал", 1855 г.

Готические сказки содержат элемент упадка, обычно это разрушающийся старый дом, в котором девственная красота занимает центральное место.

Из истории По можно заключить, что распадаться будет само тело жены, что, хотя её красота и сохранится благодаря кисти мужа, его потребность создать её своей рукой поглотила его до такой степени, что жизнь истощилась, и ее физическое тело сейчас начнет неприглядный процесс разложения.

То, что было прекрасным и полным жизни, теперь сломается и сгниет.

Нет больше жизни, только художественное изображение жизни.

Данте Габриэль Россетти "Этюд для "Делии"", 1860/62 гг.
Данте Габриэль Россетти "Этюд для "Делии"", 1860/62 гг.

Элизабет Сиддал была музой художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти (1828-1882).

Они поженились после десяти лет отношений.

Сама будучи художницей, она появляется на многих известных работах других художников, таких, например, как «Офелия» сэра Джона Эверетта Милле.

Джон Эверетт Милле. "Офелия". 1852 г.
Джон Эверетт Милле. "Офелия". 1852 г.

Россетти рисовал её неоднократно, возможно, одержимо.

Когда она умерла в 1862 году, Россетти положил рукопись стихов, над которыми работал, ей в гроб, сказав, что он потратил столько времени на стихи, когда должен был провести это время с ней.

Подобно вымышленному художнику Эдгара По, Россетти признавал, что бывали времена, когда он ставил свои художественные устремления выше благополучия невесты.

Позже Россетти приказал эксгумировать ее тело, чтобы вернуть стихи.

Фото Элизабет Сиддал, около 1860 г.
Фото Элизабет Сиддал, около 1860 г.

«Овальный портрет» можно рассматривать как исследование мономании.

Интересно, что художник Форд Мэдокс Браун использовал это же слово, когда упомянул бесчисленные рисунки Сиддал Россетти в своем дневнике, сказав:

"Бог знает сколько, но я бы сказал, неплохая работа за те шесть лет, что он знает её; это похоже на мономанию у него. Многие из них не имеют себе равных по красоте и однажды будут стоить больших денег".
1850 г.
1850 г.
"…на мгновение художник остановился перед работой, которую он создал; но в следующее мгновение, пока он еще смотрел, он задрожал, и сильно побледнел, и оцепенел, и воскликнул громким голосом: "Это действительно сама жизнь!" - вдруг повернулся, чтобы посмотреть на свою возлюбленную: - Она была мертва!"
Овальный портрет