Читая о домах восемнадцатого или самого начала девятнадцатого века, я привык встречать такие описания: «дом каменный, в пожаре 1812 года пострадал, позднее был восстановлен». Но с сегодняшним нашим «архитектурным героем» история абсолютно противоположная.
Этот деревянный дом был построен до Отечественной войны. Но – уцелел. Пламя чудом его пощадило.
Уверен, таких образчиков деревянной допожарной московской застройки сыщется совсем немного, чем они особенно и ценны.
Этот дом в стиле классицизма, с портиком из четырех коринфских колонн, с фронтоном и красивой лепниной построили в 1804 году на белокаменном фундаменте бывшей усадьбы семнадцатого века, которая в середине века восемнадцатого принадлежала надворному советнику Ивану Мусину-Пушкину.
При реставрации дома в его цоколе обнаружили клейменные кирпичи, которые специалисты определили как произведенные в 1690-1710 годах.
Вот такая…
…«Обратная эволюция» от каменного к деревянному
Видимо, уже в те времена обитатели кирпичных зданий начали склоняться к тому, что дерево «полезней для здоровья».
В 1774 году усадьба перешла в руки капрала Измайловского полка Петра Никитича Сытина, а от него – к его вдове Прасковье Степановне и детям – майору того же полка Александру Петровичу и бригадиру Андрею Петровичу.
Собственно, по фамилии домовладельцев и весь переулок стал называться Сытинским, каковым является и по сей день. Ранее же он именовался Винюховым.
Прошло время, и братья поделили имение между собой.
Андрею Петровичу Сытину досталась его восточная часть, на которой он и выстроил в 1804 году дом из сосновых бревен, обшил его тесом и придал черты зрелого классицизма, устроив традиционный портик, увенчанный фронтоном с полуциркулярным окошком (5 фото).
На улицу смотрели окна парадной анфилады, а во двор – комнаты антресолей (4 фото).
Кстати сказать, хотя строить из дерева тогда, само собой, не возбранялось, но московским домовладельцам все-таки предписывалось обшивать бревенчатые срубы тесом или штукатурить их «под камень», дабы сохранить общий облик городской застройки.
Справа и слева от дома, также по красной линии переулка, Андрей Сытин выстроил два деревянных флигеля. Левый флигель, правда, со временем претерпел много изменений и сегодня уже мало напоминает свой прежний облик, а правый и вовсе не сохранился (5 фото).
А вот лепные украшения появились, как считают исследователи, уже...
...После Отечественной войны
Сытин владел усадьбой до 1828 года, после чего имение приобрела майорша по фамилии Травина, а затем – коллежский асессор Николай Маркович Хозиков. Кирпичный каретный сарай во дворе усадьбы построил именно он (2 фото).
А следующий владелец усадьбы, купец Иван Михайлович Дмитриев еще более благоустроил территорию, разбив на ней сад с цветником, беседкой и колодцем. Он же решил снести правый флигель, на месте которого чуть позднее возвели четырехэтажный доходный дом (он сейчас находится на реставрации).
После революции усадьбу национализировали, главный дом и каретный сарай превратили в коммуналки. Что, откровенно говоря, весьма не пошло памятнику старины на пользу.
«У меня с домом Сытина связано многое. В 1960-х годах я жил рядом, на улице Остужева (ныне Большой Козихинский переулок), и часто проходил мимо этого дома. Тогда он выглядел ужасно. На главном фасаде одиноко стояли четыре колонны, обшитые досками и лишенные капителей. Фронтона тоже не было, не говоря уже о декоративных деталях. Деревянная обшивка стен потемнела, некоторые доски были оторваны, и за ними виднелись бревна сруба. Дом был отселен, его, видимо, готовили к реставрации, а может быть, и к сносу. Окна были темными, только в некоторых по вечерам горел свет. Мне очень хотелось попасть в дом, но как это сделать, я совершенно не представлял. Мне почему-то казалось, что я увижу там много интересного и неожиданного...»
Владимир Резвин, «Прогулки по Москве. Москва деревянная: что осталось»
Впрочем, в 1970-х дом и правда отреставрировали. Работы велись по проекту, разработанному в мастерской №13 управления «Моспроект-2».
Восстановили тесовую обшивку, коринфскому портику вернули прежний облик, возродили фронтон, наличники на окнах и лепной декор (6 фото).
А после Перестройки дом снова опустел и стоял много лет, медленно приходя в запустение и ветшая, никому не нужный.
Но в 2015 году в нем началась новая реставрация. Ею заведовала мастерская «Гинзбург Архитектс» под руководством Алексея Гинзбурга – внука Моисея Яковлевича Гинзбурга, автора дома Наркомфина на Новинском бульваре.
(5 фото)
Пользуясь случаем, покажу несколько фото внутренних интерьеров дома. Фото заимствованы с сайта компании-реставратора.
А заказчиком выступило ООО «Галс», которому дом достался по государственной программе «1 Рубль за квадратный метр», о которой я уже несколько раз упоминал в своих заметках, когда нежилые объекты культурного наследия в неудовлетворительном состоянии передаются в аренду на 49 лет с требованием в течение пяти лет произвести необходимую реставрацию.
«Галс» справился с работами за четыре года.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!