Значительный износ шин происходит при буксовании автомобиля. Не следует бесполезно буксовать. Если ваш автомобиль застрял, выйдите из него, оцените обстановку. Видимо, трудно будет выехать за счет буксовки, когда автомобиль днищем кузова цепляет за землю.
Выехать всегда трудно, если автомобиль застрял "намертво", то есть не движется ни назад, ни вперед. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых он переместился хотя бы на 20...30 см и появилась возможность его "раскачать". Если это не поможет, то придется либо вывесить провалившееся колесо, либо лопатой расчистить дорожку и подложить под колеса какой-либо подручный материал: песок, камни, куски досок или сухие ветки.
Только после этого следует предпринять попытку "раскачать автомобиль". При этом вспомните обыкновенные качели. Когда вы раскачиваетесь, то стараетесь делать движения всем корпусом. Эти движения, приложенные в строго определенный момент, дают значительный эффект.
Точно также и на автомобиле. Вы включаете первую передачу (или задний ход) и на малой или средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (только чтобы двигатель не заглох) плавно отпускаете педаль сцепления, стараясь не давать ведущим колесам пробуксовать. Как только почувствуете, что колеса вот-вот должны пробуксовать, выключаете сцепление и даете возможность автомобилю скатиться на прежнее место. Такие действия повторяют несколько раз, пока автомобиль не пробьет себе колею.
Если перемещение автомобиля при раскачке достигло 1. .1,5 м, можно в конце движения не ждать, когда автомобиль скатится обратно, а быстро включить обратный ход и попытаться выехать в противоположную сторону, то есть еще интенсивнее повторить раскачку, но уже в обе стороны. Запомните, что буксование колес пользы не принесет, наоборот, они вырывают себе более глубокую колею.
Аналогичная ситуация бывает и на скользкой дороге, когда сила сцепления с дорогой мала, а сила тяги на колесах значительная. В этих случаях желательно уменьшить силу тяги, для чего включают не первую, а повышенную передачу и плавно трогаются с места. Для увеличения силы сцепления с дорогой (если нет песка или другого подручного материала) полезно бывает посадить на заднее сидение несколько человек (если ведущие колеса задние).
Борис Пустовалов