На юге России «Автодор» намерен реализовать масштабный дорожный проект, который в самой госкомпании называют одной из самых долгожданных и смелых инициатив за последние десятилетия. Речь идет о магистрали, призванной продублировать А-147, работающую на пределе своих возможностей.
Как именно пройдет будущая трасса — пока неизвестно. Рассматриваются различные схемы. В частности, с целью минимизации количества искусственных сооружений, в 2022-м в рамках Форума дорожных инициатив «Автодор» представил вариант (около 150 км), согласно которому, маршрут будет начинаться на М-4 «Дон» в районе Горячего Ключа и следовать в юго-восточном направлении через село Кривенковское в сторону Сочи. В качестве альтернативы тянуть трассу от Горячего Ключа предлагается непосредственно через Джубгу.
Какая бы трассировка не была выбрана, проект потребует огромных вложений — порядка 1,5 трлн руб. Строительство придется вести в условиях сложного рельефа — дорога преимущественно пройдет в тоннелях. Также необходимо будет выполнить большой комплекс противооползневых мероприятий. Именно поэтому данную задумку называют одной из самых трудных в реализации. В ходе кампании предполагается применить ряд уникальных инженерных решений, которые разработают специально под этот проект.
Вопрос финансирования в данном случае остается основным, что неоднократно подчеркивали и в правительстве. Осенью текущего года стало известно, что «Автодор» до 2027-го готов предоставить 525 млрд руб. Москва со своей стороны из федерального бюджета в ближайшие три года выделит около 230 млрд руб.
Предполагается, что участки будущей магистрали будут сдавать постепенно. На всем же протяжении, по словам главы «Автодора» Вячеслава Петушенко, долгожданную трассу откроют не раньше середины следующего десятилетия. Когда же это случится, добраться от М-4 «Дон» до Сочи можно будет в три-четыре раза быстрее — всего за 1,5-2 часа. В перспективе автомагистраль планируют связать с предполагаемой дорогой в Архыз и Минеральные Воды, которая пройдет через Красную Поляну (о ней по ссылке в конце статьи).
Известно, что на 2023-2025 гг. в проект заложено 73,5 млрд руб. Эти деньги пойдут на строительство обхода Адлера — 7,7 км. До конца 2023-го госкомпания должна определиться с подрядчиком — соответствующая заявка была размещена в ноябре.
Сумма контракта на разработку необходимой документации составит 1,6 млрд руб. В сентябре текущего года вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что к работам на участке приступят в 2024-м. По его словам, дорога в обход Адлера, которая пройдет от Кудепсты до Высокого (в рамках проекта построят тоннель и две развязки), не только сократит время в пути и разгрузит улично-дорожную сеть курортного города, но и кардинально изменит экономику региона и даст толчок к еще большему развитию Краснодарского края. Движение по новой объездной откроют в 2026-м. На данный момент точной ее трассировки не представлено.
Действительно, эта магистраль, которая станет частью будущего дублера А-147, имеет огромное значение. Сегодня на отрезке от Хосты до Адлера в сезон ежесуточно проезжает до 100 тыс. автомобилей, что более чем в два раза превышает пропускную способность дороги. Поэтому работы решили начать именно с этого участка.