Ответ зависит от того, в какой реальности вы находитесь: киношной или обыденно жизненной? Кинематограф во имя сохранения драматизма исходит из знаменитой максимы, де, нельзя зарекаться от сумы и тюрьмы, что собственно и является «идейным базисом» фильма «Король-рыбак», о коем мы сегодня будем рассказывать.
Жизненный опыт несколько иной. Например, некогда в моем доме постелились бомжи. Поскольку подвал был закрыт, то они облюбовали последний этаж. Через несколько дней стало ясно, что имеется риск повторить антиутопическую судьбу жителей «Высотки». «Новые обитатели» оказались не тихими «жертвами обстоятельств», а наглыми, вечно пьяными грязнулями, которые, кочуя с этажа на этаж, устраивали там туалеты (в прямом смысле слова).
История закончилась даже быстрее, чем началась. Два персонажа независимо друг от друга (оставим их имена в тайне) решительно призвали к ответу. Один грозными и недобрыми словами. Другой - через полчаса действием, отходив непрошеных гостей дубинкой. И дом после некоторой приборки вновь стал нормальным.
По этой причине в «Короле-рыбаке» судьба грязного и безумного Пэрри в исполнении Робина Уильямса ни разу не тронула. Если бы не было второго главного персонажа, то фильм, скорее бы всего, не досмотрел до конца.
Но именно бывший радиоведущий Джек притягивал внимание и заставлял «потерпеть», дабы узнать, чем всё закончится. Во-первых, его играет Джефф Бриджес, который ещё не предполагал, что его главная роль впереди (мы о «Большом Лебовски»). Во-вторых, его персонаж дидактически наказан судьбой.
Есть такой моментик в жизни: стоит тебе только помыслить, что ты - на «вершине мира», как фатум дает тебе щелчка по носу, и ты катишься вниз. В данном случае ведущий невольно спровоцировал массовую бойню в кафе, бросив неосмотрительную фразу в прямом эфире, а потому смог себя найти «вновь» лишь в видео-прокате.
«Король-рыбак» является ещё важной лентой, так как именно этот проект связывает медийный драматизм «Радиоболтовни» Оливера Стоуна с урабнистической сказкой (или городским фэнтези, если угодно) в стиле «Чернил» и «Ночного дозора». Переход от социальных проблем к сити-мистике без этого элемента может показаться странным и даже нелепым.
А всё потому, что связный с трагедией в кафе и ставший нищим и безумным Пэрри решил, что он «Рыцарь Грааля», а потому непременно надо отыскать эту мифическую чащу в недрах Нью-Йорка. В итоге не слишком-то горящий играть в «новые сказки» Джек втягивается в это нелепое приключение, сам того не понимая, что помогает не столько грязном бомжу, сколько самому себе.
Конечно, он уже не станет вновь благополучным, живущим в пентхаусе – это лишь внешние атрибуты успеха. Но обретет внутренний покой, примирится сам с собой. Что и есть главная цель этой причудливой одиссеи, ведущей по улицам мегаполиса, которые (если внимательно присмотреться) буквально пестрят сказочными сюжетами.
Что мы на выходе имеем? Историю современного Дон Кихота, которая в стиле «магического реализма» показана глазами Санчо Панса. Что странно, Терри Гиллиам вдруг идеализировал окружающий нас мир, хотя обычно («Бразилия», «Двенадцать обезьян» и т.д.) предпочитал сгущать краски. Хотя в части магического понимания нашего мира до Питера Уира он всё-таки не дотягивает…