Найти в Дзене
Твой Информ

Мошенники тянут нечистые руки к вашим деньгам! Будьте осторожны!

Понедельник, утро. Приходит коллега и с грустью рассказывает, что её обманули мошенники. Вопрос один: «Как так?». Казалось бы, столько раз говорили о дистанционном мошенничестве. Разговаривали об их методах. Увы и ах… Все было очень даже просто. Переписывались с подругой через мессенджер, и тут она пишет, что ей не хватает тридцати тысяч рублей.

Просит занять ей буквально до завтра. И так как диалог в мессенджере все тот же, у коллеги не возникает никаких подозрений, и она отправляет на указанную карту деньги. И буквально через несколько часов приходит новое сообщение от подруги, что её мессенджер взломали… Как же все-таки как уберечь свои средства? Не успевают люди понять, как действовать, как появляются новые способы лишить денег граждан. О видах мошенничества, уловках мошенников и способах защиты от них мы поговорили с экспертом Отделения Банка России в Туве Вадимом Юртаевым и старшим оперуполномоченным Управления уголовного розыска МВД по РТ Уржинханд Донук.

Мошенники в сети. Как уберечь свои деньги?

Случаев, когда доверчивые граждане становятся жертвами мошенников, становится все больше. «Сначала текущего года на территории Тувы зарегистрировано более шестисот преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Их них 336 случаев дистанционного мошенничества, и 206 краж с банковских счетов. Здесь хотелось бы уточнить, что в двухстах случаях граждане находили банковские карты и совершали на них покупки, а вот остальные случаи – кибермошенничество. Общий материальный ущерб, причинённый гражданам, составляет более 82 миллионов рублей», - отмечает Уржинханд Дондук. Есть, конечно же, стереотип о том, что чаще всего жертвами мошенников становятся – пенсионеры. И на вопрос: «Почему люди продолжают верить мошенникам?» - попытался ответить Вадим Юртаев. По словам эксперта Отделения Банка России в Туве, у мошенников базовых сценария всего два. Они либо предлагают что-то заманчивое — скидки, выплаты, бонусы, либо запугивают, например, потерей денег, уголовным преследованием, оформлением кредита на паспортные данные и так далее. «Мошенники специально оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевёл им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Они могут неоднократно звонить жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний и маркетплейсов. Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события», - добавляет он.

-2

Доверчивые граждане или хитрые «помощники»

Как показывает практика, новый вид мошенничества — это обзвон людей, которые уже стали жертвами других обманщиков. Они звонят им в надежде на то, что те, кто оказался доверчив в прошлом, могут снова поддаться на уговоры. «В Кызыле 92-летняя пенсионерка лишилась своей квартиры, поверив мошенникам-юристам, обещавшим вернуть ранее потерянные ею денежные средства» - с таким заголовком начинается новость в официальной странице регионального министерства внутренних дел от 23 ноября текущего года. Заявительница сообщила полицейским, что стала жертвой злоумышленников. Ей позвонили «юристы» и предложили вернуть деньги, которые она ранее перевела мошенникам. Звонивший представился юристом, якобы специализирующимся на возврате денежных средств граждан, ранее обманутых мошенниками, и уточнил, не переводила ли она деньги аферистам. Женщина рассказала ему о том, что в прошлом году мошенники похитили у неё полтора миллиона рублей. Собеседник заверил её в том, что он поможет ей вернуть деньги, а за свою услугу он возьмёт 100 тысяч рублей. Поверив сказанному, она перечислила незнакомцу деньги. Однако на этом «дело» не закончилось. Псевдоюрист сообщил пенсионерке, что мошенники совершили незаконную сделку с её квартирой, в которой она проживает, и оформили жилье на имя постороннего человека. Чтобы вернуть собственность, собеседник предложил ей самой найти реального покупателя через риелторов. В целях успешного разрешения дела собеседник велел никому не рассказывать о том, что она пошла на сделку из-за якобы неприятного случая. По инструкции звонившего, женщина, отправилась в агентство недвижимости и дала объявление о продаже квартиры, стоимость которой была оценена в 6 миллионов 800 рублей. Через некоторое время нашлись покупатели, которые оформили недвижимость в ипотеку. Изначально пенсионерка получила от покупателей первоначальный взнос – наличные деньги в сумме 1 миллиона 200 рублей. Позже на её счёт от банка была перечислена остальная часть денег в сумме 5 миллионов 600 рублей. После завершения сделки «юрист» обещал, что поможет обратно оформить квартиру на её имя, и сообщил о необходимости перечисления полученных от сделки денег на указанный им счёт. По велению «помощника» пожилая кызылчанка отправилась в банк и внесла около 1 миллиона рублей на незнакомый счёт. В другой день пенсионерка вновь отправилась к банкомату, чтобы перечислить оставшуюся часть денег — более 5 миллионов рублей. Однако женщина так и не добралась до банка – выходя из общественного транспорта на остановке, она повредила ногу и была госпитализирована в больницу. После этого ей стало известно, что она снова стала жертвой мошенников, которые чуть не похитили у неё все сбережения.

-3

Новые схемы мошенников

Банк России отмечает очередную волну широкого распространения мошеннической схемы, при которой злоумышленники представляются сотрудниками Центрального банка. Вначале мошенники звонят человеку и сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте, после направляют ему в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью. Такие документы могут содержать фамилии реальных работников — эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора. Высылая фальшивое удостоверение, они надеются убедить человека в правдоподобности своих недобросовестных действий, чтобы в дальнейшем лишить его денег или оформить на него кредит. «В первую очередь хотелось бы сказать, что Центральный банк не работает с физическими лицами и не звонит никому. В последнее время злоумышленники часто звонят человеку с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» или же «безопасный» счёт в Центробанке. На самом деле счёт, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. В таких случаях, нужно в первую очередь завершить звонок. После найти сайт банка, тут уже не имеет значения, Центральный банк это или же любой другой, и позвонить по номерам, которые указаны на их официальных сайтах. И только у них уже уточнить ранее сказанную вам информацию», - отмечает Вадим Юртаев. Кроме этого, в последнее время мошенники представляются работодателями. Чаще всего в социальных сетях предлагают дистанционную работу. Злоумышленники рассылают по электронной почте, через СМС или мессенджеры сообщения с привлекательными условиями работы: высокой оплатой труда, неполным рабочим днём, лёгкими задачами. Для уточнения деталей человеку предлагают перейти по ссылке, которая ведёт в популярные мессенджеры. «Там с потенциальной жертвой вступают в переписку «менеджеры по подбору персонала». Они могут запросить у клиента данные банковской карты, номер мобильного телефона. Затем якобы для регистрации и активации аккаунта для работы на маркетплейсе требуется внести вступительный взнос — например, в размере 500 рублей. Но на самом деле эти деньги оседают в карманах мошенников, а данные банковской карты и номер телефона используются ими для попытки взлома личного кабинета человека на сайте банка и кражи средств с его счета», - добавляет Уржинханд Дондук.

Куда обращаться, если стали жертвой мошенников?

Если вы стали жертвой киберпреступников, то нужно действовать незамедлительно. Здесь всего три пункта. В первую очередь нужно заблокировать карту, далее в течение суток с того момента, как пришло уведомление о списании денег, необходимо сообщить банку о краже и написать заявление о несогласии с операцией и требованием вернуть деньги. Обязательно сохранить копию заявления у себя. Запросить выписку по счету. Если правила безопасного использования платёжной карты были соблюдены, то клиент вправе рассчитывать на возмещение денег. И конечно же, нужно написать заявление в полицию о краже и приложить к нему выписку, подтверждающую хищение денег. Для этого нужно прийти в отделение полиции по месту жительства, а кызылчане могут обратиться в дежурную часть УМВД России по г. Кызылу по телефонам: 8 (394-22) 9-36-01, 9-36-02.

Министерство внутренних дет Тувы напоминает, что настоящие сотрудники банка и правоохранительных органов никогда не запрашивают по телефону конфиденциальную информацию. Не требуют проведения каких-либо финансовых операций под предлогом защиты денежных средств от несанкционированных списаний, а также перевода их на якобы безопасный счёт. Не осуществляйте никаких операций с вашим банковским счётом по указанию посторонних лиц. В случае поступления подобных звонков необходимо прервать разговор и самостоятельно обратиться в отделение банка для уточнения полученных сведений.

А. Ооржак

Фото из сети интернет