В конце 2022 года в Центральном выставочном зале Манеж проходила выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII-XIX веков». Картины, участвующие в выставке приехали из музеев и картинных галерей Царского Села, Москвы, Перми, Рыбинска, Смоленска, Нижнего Новгорода, Ростова Великого, Переславль-Залесского, Углича, Старой Руссы, Владимирской области, Республики Татарстан. Представляете, какая география, какая огромная работа проделана, чтобы в одном месте собрать эти портреты. Сразу скажу, что для меня лично, наиболее привлекательны женские портреты, мне интересно рассмотреть черты лица этих милых дам, девушек и девочек, встретиться с ними взглядом, мне интересно рассматривать их прически, одежду, украшения- это же история моды. Я честно скажу, что фотографировала те лица и те картины, которые задерживали мой взгляд дольше остальных, которые находили отклик внутри меня- именно об этих портретах я и расскажу сегодня, а не обо всей выставке. Это мой субъективный взгляд и мое впечатление.
Давайте поговорим о художниках. Очень многие из них неизвестны, до нашего времени не дошли их имена. Почему неизвестны имена? Я задумалась и поразмышляла на эту тему. Если судить по тому периоду времени, который обозначен в названии, то все эти картины написаны до отмены крепостного права, и вполне может быть написаны крепостными художниками. И несмотря на тот факт, что мы не знаем кто автор и кто изображен на полотне, интерес к картине не становится меньше. Мы любуемся этими дамами, одетыми по моде того времени, рассматриваем фасоны платьев, ткани, из которых они сшиты (это в основном бархат, парча и кружево). Мы разглядываем их замысловатые прически, аккуратно уложенные пряди и локоны. А женская любовь к украшениям- это было во все времена! Понятно, что для того, чтобы запечатлеть себя на портрете, женщины наряжались в красивое платье и украшали себя драгоценностями. Но на некоторых портретах слишком много украшений (это и золото, и жемчуг, и драгоценные камни), наверное, так было модно или так было нужно, чтобы подчеркнуть свой социальный статус.
Давайте полюбуемся полотнами, где неизвестны и автор,и тот, кто на портрете.
А сейчас, давайте посмотрим портреты неизвестных художников, но с именами тех, кто изображен.
Портрет Полины Александровны Киндяковой (1805-1883г.), которая происходила из известного дворянского рода. Она была одной из петербургских красавиц за которой пытался ухаживать А.С. Пушкин, но безуспешно.
Татьяна Григорьевна Соковнина- ярославская помещица, жена коллежского асессора, директора Ярославского дома призрения, предводителя дворянства Угличского уезда.
Польская писательница Мария Людовика Ржевуска (1744-1816), мать 6 детей, жена Яна Ходкевича.
Фелицата Афанасьевна Алябьева (1735-1782), в замужестве Урусова, дочь полковника А.И. Алябьева.
Ульяна Алексеевна Ефремова (1763-1835 урожд. Иловайская)-основательница Старочеркасского Ефремовского монастыря, дочь действительного статского советника А.И. Иловайского.
Александра Ивановна Темерина происходит из известной купеческой семьи из Переславля, имеющей свое полотняное производство. В 1948г. Темерины получили от правительства дворянское достоинство.
Евдокия Васильевна Пивоварова (урожд. Ожигова), жена угличского купца.
Авдотья Михайловна Гундорева, жена купца Ф.Ф. Гундорева из г. Торопца Псковской губернии.
Авдотья Федоровна Повалишина (урожд. Пасынкова), дочь генерал-поручика Ф.И. Пасынкова. Муж Илларион Афанасьевич Повалишин, вице-адмирал, участник Семилетней войны, герой русско-шведской войны.
Художник Семен Юшков (род.1821г.)-крепостной Строгановых, жил и работал в селе Ильинском Пермской губернии. Живописи обучался также у крепостного художника Н.С. Македонова. С1838г. учился ещё и музыке. С сентября 1841г. и по май 1846г. был живописцем, регентом церковного хора и музыкальным учителем. Писал декорации для Ильинского театра крепостных актеров, а также музыку для водевилей театра. Большая часть известных работ Юшкова обозначена 1850 годами. Из 1-ти сохранившихся холстов, пять- портреты крепостных крестьян села Ильинского. Работы художника находятся в Уральских музеях: в Перми и Екатеринбурге. На выставке представлен портрет Серебренниковой Таисии Петровны, дочери священника села Ильинское.
Художник Иван Тарханов-провинциальный живописец первой половины 19 века. Жил он в Угличе, Ярославской губернии и писал портреты угличских горожан: купцов, мещан и дворян-семьи Протопоповых, Шапошниковых, Суриных, Зиминых. Эти работы находятся в собрании Угличского музея- заповедника. Также его работы есть в музеях Ярославля, Рыбинска, в Государственном Эрмитаже.
Живописец и портретист Иван Козмич Березин(1721-1784г.)- жил и работал в Великом Устюге, состоял в купеческом сословии, сын художника Козьмы Березина, брат живописца Василия Березина. На выставке представлен портрет Екатерины Николаевны Тишининой в детстве (1758г.), впоследствие она станет фрейлиной Екатерины II.
Сергей Флегонтов-Угличский живописец второй половины 18 века. Одна из двух картин, дошедших до наших дней- портрет купеческой жены Кочурихиной Феклы Петровны и её мужа Ф.Г. Кочурихина.
О художнике Н. Покровском, к сожалению я не нашла сведений, мы просто полюбуемся его картиной.
Когда смотришь на эти картины и вглядываешься в эти лица, то понимаешь, что это конкретные люди со своими судьбами, такими разными и возможно, непростыми. Но благодаря этим портретам имена и лица той далекой эпохи дошли до наших времен и сохранили таким образом память о себе.