Найти тему

Первые шаги начинающего фотографа. Часть 4. "Как сфотографировать пейзаж? Подготовка к съемке."

Меня часто спрашивают, как фотографу-пейзажисту лучше спланировать и организовать будущую поездку, чтобы пополнить свой домашний фотоальбом.

В 21 веке технологии развиваются очень быстро, и они становятся все более доступными для обычных людей. Компьютеры, смартфоны, быстрый проводной и мобильный интернет, огромное количество контента - справочные материалы, топографические карты, спутниковые снимки и полезные программы - делают нашу жизнь проще и удобнее. И мы должны использовать все эти возможности.

Итак, поговорим об организации фотосъемки.

Я обращаюсь прежде всего к обычным фотографам-любителям, таким как я, и намеренно не упоминаю о целевых поездках профессиональных фотографов, например, на Алтай или в Карелию, когда нужно тщательно продумывать каждый шаг: какое оборудование взять, где ночевать, на чем передвигаться, где именно будет вестись съемка и что попадет в объектив, особенности локаций, гиды-проводники, карты памяти, зарядка батарей, погода, обмундирование... Это отдельная тема. Здесь без тщательного планирования просто невозможно обойтись, иначе как минимум будет обилие головной боли, а как максимум - запоротое турне.

Детальная организация и планирование поездки на фотоэтюды любителем имеет смысл, если это действительно влияет на конечный результат. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо соблюдать определенные правила и обращать внимание на некоторые нюансы.

Можно, конечно, набрав полную грудь воздуха, с воодушевлением и умным выражением лица рассказывать, что и любителю тоже надо тщательно изучать будущие локации, рельеф местности, положение светила относительно объекта съемки в интересуемое время суток, время его восхода или заката, прогнозируемую погоду и т. д. и т. п. Это, конечно же, будет правдой, но только отчасти...

Итак, общие правила-рекомендации, к фотографии как бы имеющие опосредованное отношение, потому что речь идет о загородных поездках вообще. Основываюсь на личном многолетнем опыте работы специалистом аграрного банка и странствующего фотографа, исколесившего всю область вдоль и поперек как на служебном, так и на личном транспорте.

1. Автомобиль фотографа должен быть полностью исправен. Куда вас занесет в творческом порыве его Величество Случай, заранее никто не скажет, а поиск интересной локации еще тот азарт. Легкие проблемы с машиной могут конечно и быть нивелированы автовладельцем, но потекший тормозной цилиндр должен оставить вас дома, и здесь обсуждать нечего.

2. Бак с достаточным количеством горючего, канистра с топливом в багажнике. Пример из моей практики: после работы (в банковскую бытность) в отдаленном районе (свыше 200 км от города) в баке оставалось горючки на 50 км, до ближайшего населенного пункта, где есть АЗС - 20 км, в итоге добрался до АЗС и узнал, что в поселке нет электричества из-за аварии на подстанции, а до следующей ближайшей АЗС 70 км.... Ваши действия?

3. Наличие в багажнике антифриза, тормозной жидкости, моторного масла - если машина не первой свежести, запасного колеса, насоса, хорошего(!) троса, топора, полноценной лопаты (саперные не в счет: хотел бы я посмотреть как вы будете ей отрывать авто засевшее в колее), спичек, сухого горючего. Если поломка автомобиля критична и без эвакуатора не обойтись, то тут все ясно. Если автомобиль утоп при попытке форсировать в брод некий ручей, или днище повстречалось с землей-матушкой, то тут все ясно тоже. Но вызывать эвакуационную бригаду из-за проколотого колеса, потекшего расширительного бачка системы охлаждения или нежелания срубить несколько веток или поразмяться шанцевым инструментом для вызволения железного коня из лужи - неразумно. Любая внешняя помощь при работе в отдаленных местах это и долго (дойти до поселения и найти трактор), и дорого (заплатить за него). Все может произойти в дороге, и эти "аксессуары" покажутся совсем не лишними, а если с машиной совсем "труба", то хоть разведете огонь и согреетесь.

4. Минимальный набор инструментов и запасных частей. Подтянуть потекший патрубок или заменить сгоревшую лампу в фаре. На счет патрубка еще можно и поиронизировать над мнением автора статьи, но со сгоревшей лампой ничего не поделаешь. Проехать 150 км до дома поздним вечером со скоростью потока по федеральной дороге с одной работающей фарой - слабо? Мне - слабо, давно живу, много повидал, в том числе и последствия ДТП на трассовых скоростях. Бестолковый риск, не стоит он того.

5. Мобильный телефон с заряженным аккумулятором и средствами его зарядки, плюс комплект SIM-карт разных операторов: кроме шуток, это реальность для местности "слегка" отдаленной от цивилизации, где не то чтобы 4G - обычного сигнала может и не быть. Это правило выкристаллизовалось за многолетний банковский стаж. Когда в районе твой основной оператор не обеспечивает покрытия - переключаемся на альтернативный. Если в крупном населенном пункте со связью более менее нормально, для отдаленных мест это реальность даже сейчас, особенно в десятках километрах от ближайшего поселения. Почему на этом делаю акцент? Вызвать помощь, если случится что-то из ряда вон выходящее.

6. Наличие денежных средств на дебетовой карте, а не на накопительном счету. Вы их просто не сможете перевести между счетами через мобильное приложение в случае отсутствия скоростного интернета или вне отделения обслуживающего банка. Повторюсь, для отдаленных районов это норма. Увы. Как вариант кредитная карта для безналичных платежей. Наличные весьма приветствуются (а чем вы расплатитесь с трактористом, вызволившим ваше авто из жидкого асфальта?).

7. Аптечка. Не то барахло, что продается в аптеках под видом "автомобилистских" - такие годятся только для предъявления контролирующим органам, а нормально доукомплектованная: йодом, марганцовкой, качественными бинтами, бактерицидными пластырями, обезболивающими средствами и т.д. Без фанатизма - просто достаточный минимум для первой помощи при порезах или возникшей головной боли. Людям, страдающими хроническими заболеваниями - стандартный набор "на каждый день", предписанный лечащим врачом.

8. Запас питьевой воды. И жажду утолить, и рану промыть, ежели что. Свежей (!) питьевой воды!

9. Электронный гаджет с предустановленными картами. Хоть смартфон, хоть что-то еще. Про карты на бумажном носителе и компас даже и не знаю, стоит ли упоминать, вроде бы это и работает безотказно, но стремительно отживает. Кстати, про электронные компасы, установленные на смартфонах - врут, окаянные, хоть и не часто, но врут. С чем это связано - не знаю, но заход июльского солнца на юге, согласно данным "умного" устройства, это я вам скажу, что-то с чем-то. Слава богу, обычный компас всегда под рукой. После нескольких таких случаев перестал пользоваться этими программами принципиально: ошибка в 60-90 градусов может дорого обойтись, в лучшем случае ты выйдешь с лесной локации не через 200 м к бывшей МТФ, где оставил машину, а через 5 км к соседнему селу, от которого до точки назначения добираться еще пару часов. А если это произойдет где-то в лесу?

10. Дополнительная одежда. Тут по ситуации: уехал в область утром, когда было +25 в майке и кроссовках, после обеда прошел фронт, в итоге ливень и +15 к концу дня - насморк гарантирован. Машину лишним тряпьем не перегружаю, но армейская плащ-палатка и сапоги с запасными носками всегда в багажнике, а легкая куртка-ветровка сзади за водителем - 2-3 раза за сезон выручают. Ни капли шутки. Реально работает.

11. Перед поездкой проинформируйте близких о своем потенциальном маршруте и ориентировочном времени возвращения. Тезис развивать не буду, а то наводит на неприятные мысли.

Это общие рекомендации для любых поездок за город на несколько часов. Посыл понятен - мало уехать, надо еще и вернуться домой живым и здоровым. Если у кого есть дополнительные соображения - пишите в комментариях, добрых советов много не бывает.

Теперь поговорим о подготовке оборудования для съемки.

1. Аккумулятор фотоаппарата должен быть заряжен максимально. Ну согласитесь, обидно будет, если он по оплошности фотографа не доживет до конца съемки. Тяжелые автофокусные объективы и мороз безмерно способствуют скоропостижной кончине источника энергии. Нет аккумулятора - нет фото! Если есть возможность, то лучше иметь запасной.

2. Установленная в фотоаппарат флешка должна быть отформатирована. Наличие запасной желательно. Не буду лукавить, когда-то по молодости грешил этим и я. Надпись на дисплее фотоаппарата о полном заполнении носителя через 10 кадров после начала съемки где-нибудь на границе двух соседних областей у живописной лесопосадки в половине четвертого утра быстро низвергает в пропасть творческий порыв и пробуждает бурные эмоции вперемешку с нелитературными словами. Но только винить надо себя. Разумеется, эта проблема быстро устраняется наличием запасной карты памяти, но только не у всех она есть (стоит денег!) или не всем она нужна (у кого полторы съемки в год). К опытным фотографам это не относится (воробьи-то стреляные!), а новичок вполне может проморгать сей момент. Ехать в ближайший магазин за новой? Поштучно удалять ранее отснятые кадры чтобы освободить место для новых? Ага. Самое время. Особенно в "золотой час" при съемке восхода, когда на счету минуты в буквальном смысле слова. Кстати, не лишним будет упомянуть и о формате формируемых выходных данных с позиции использования емкости носителя (Raw, sRaw и Jpeg) и о необходимости использования серийной съемки - карта памяти не резиновая, но об этом чуть позже. Да, чуть не забыл, если карта памяти прикажет долго жить, а такое тоже бывает с современными носителями информации, и как правило в самый "подходящий" момент, вариант с запасной картой является оптимальным.

3. На объективах рекомендую установить защитные фильтры. Тапками не кидайтесь, господа оппоненты! Доля истины в словах сторонников работы без использования фильтров есть, и я это не оспариваю - лишний раз нечего преграждать световой поток всякими "приблудами", хоть и стоимостью в половину зарплаты среднего инженера, но.... Утрированно, если при постановочной съемке картины в музее для глянцевого каталога можно обойтись и без фильтра, то в условиях далеких от студийных первейшее назначение этого аксессуара - это защита передней линзы объектива. Испытывать судьбу не рекомендую. Бывает и палка стреляет. Ну посудите сами: даже легкий летний ветерок в поле обдаст фотографа щедрой порцией мельчайшего абразива; случайные отпечатки пальцев, капли дождя или изморось предрассветного тумана тоже никто не отменял - протирать переднюю линзу тряпочкой конечно можно, только просветление линзы вам спасибо за это не скажет, и уж совсем не скажет, если эта самая тряпица уже не первой свежести. Частые "полировки" тряпочкой или даже специальным карандашом неизбежно приведут к формированию микроцарапин. Оно вам надо? Не лишним будет проговорить и про возможность физического контакта объектива с тем, с чем ему уж точно контактировать не следует: если кто думает иначе, оговорюсь, что на фотоаппарат и объектив тоже действует гравитация (кто ее придумал?), и при падении поскользнувшегося на мокром камне или ветке фотографа оборудование в воздухе не повиснет, а переход потенциальной энергии падающего тела в кинетическую закончится разбитой коленкой фотографа (коленка не в счет - заживет) и / или оцарапанной передней поверхностью объектива. Что будет выступать в качестве этой передней поверхности - линза или фильтр, решать вам. Что проще заменить: испорченный фильтр стоимостью в несколько сотен или тысяч рублей или переднюю линзу объектива стоимостью тоже несколько сотен, но только долларов? Использование бленды? Как вариант, она не только спасает оптическую систему от паразитных засветок, но в отдельных случаях может защитить переднюю часть объектива. Есть нюанс: как правило поляризационный фильтр и бленда несовместимы: установил бленду - нельзя пользоваться "поляриком" - просто не дотянешься до него пальцами, надо пользоваться "поляриком" - снимаешь бленду; отдельные модели оптики комплектуются блендами с вырезами для работы со специальными фильтрами, но это скорее исключение. Металлические резьбовые бленды хорошее решение в плане удобства - с поляриком уживаются здорово, но не самая удачная панацея с точки зрения защиты, так как в случае физического контакта с инородным предметом могут запросто вырвать резьбу или повредить фильтр.

4. Средства для очистки оптики. Без них никуда. Носовой платок из кармана брюк на крайний случай тоже подойдет, но лучше все же пользоваться специализированными средствами - продлите жизнь обрабатываемой поверхности. Груша, карандаш или кисточка места много в сумке не займут.

5. Кофры для оборудования. Здесь подробно останавливаться не буду. Тут на вкус и цвет, но без кидания в крайности. Практичность на первом, втором и последующих местах. Оборудование высокоточное и нашпигованное электроникой призвано служит долго и его нужно беречь. Во время хранения, перевозки и переноски ни фотоаппарат, ни оптика не должны соприкасаться ни с друг другом, ни с внешними предметами - как минимум это царапины на внешних элементах конструктива (читай: утрата товарного вида и стоимости), как максимум это дорогостоящий ремонт или "тотал". Вспомнилось: как-то раз видел на улице пешехода, прыгавшего по мартовскому льду, с полиэтиленовым пакетом в руке, в котором мирно дремал фотоаппарат в паре, судя по внешнему виду - пакет был почти прозрачный - с совсем не дешевым объективом. Хоть и выглядело это забавно, но почему-то было совсем не смешно.

6. Достаточность. Какое оборудование с собой взять? Вопрос практически риторический. Я, например, если есть возможность, таскаю с собой два фотоаппарата (по 1,5 кг. каждый) с широкоугольным (0,7 кг.) и телеобъективом (еще 1,5 кг.), слава богу - до места съемки довожу весь этот скарб на машине, а тяжелый штатив уже окончательно прописался на ПМЖ в багажнике. Если такой возможности нет, естественно беру только один комплект, и редко когда не жалею о том, что не взял с собой второй комплект, так как зачастую понятия не имеешь какое фокусное расстояние тебе понадобиться в тот или иной момент времени. Но это мой выбор. Некоторые мои знакомые фотографы предпочитают не загоняться качеством картинки, а на первое место ставят универсальность и удобство, используя зум-объективы с большим разбегом фокусного расстояния (28-105 мм или 28-300 мм, например) или компактные камеры. Про удобство особенно вспоминаешь к концу съемки после дня таскания на шее двух "банок огурцов". Это отдельная тема с возможностью обширной дискуссии.

Итак, аккумуляторы заряжены, карты памяти отформатированы, оборудование в машине - выбираемся на пленэр. Но и тут не без подводных камней! Озвучу ряд рекомендаций.

К примеру, если некий условный архитектурный комплекс или пойма реки в интересующем ракурсе будут находится в выигрышном свете только в лучах заходящего солнца, следовательно, вряд ли есть смысл ехать на локацию рано утром. Может удастся сделать хороший кадр и в контровом свете, но вы это не знаете наверняка. Есть ли смысл тратить время - решать вам. Для изучения положения светила относительно местности обычно пользуюсь мобильным приложением Sun Locator.

Хочется сделать несколько кадров на берегу озера поздней осенью?

-2
-3
-4
-5

Хочется! Но только надо будет понимать, сможете ли вы добраться до этого озера. Разумеется, перспектива бросить машину в ближайшей деревне и с килограммами железа за спиной или на шее месить грязь несколько километров не остановит увлеченного человека, но все же... Следовательно изучаем карты местности, пути подхода и отхода, правильная экипировка (в том числе сапоги-болотоходы вместо туфель) приветствуется.

Хочется снять летний луг или березовую рощу в лучах восходящего солнца?

-6
-7

Хочется! Но тогда стоит не полениться и уточнить во сколько восход солнца в намеченный день, чтобы точно попасть в "золотой час" утренней феерии, плюс учесть время на сборы и дорогу. В шесть часов утра уже не будет нужного шарма - весь шарм в три! Отсыпаться будем потом. Капли росы в утренних лучах, лазурная синева неба и непередаваемая палитра утренних красок намного ценнее уютной постели.

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14

Хочется запечатлеть краски осеннего леса? Да не вопрос! Но только надо учесть, что подходящее время может составить всего лишь несколько дней.

-15
-16
-17

Смотрим по погоде, по цвету листвы за окном "профильного" дерева (березы, клены, дубы, рябины и прочая интересуемая флора окрашиваются в разное (!) время) и делаем поправку на разность температур в городе и за его пределами: желтеющая береза в городе = желтая береза за городом, желтая береза в городе = опадающая береза в области, опадающая береза в городе = привет следующему году!

-18

Начинает лес окрашиваться правильно - планируете съемку в ближайшие выходные, протянете еще недельку - листва банально опадет или окрасится в неприглядные бурые тона. Погоду мониторить приходится каждый день. Скажу прямо и честно - не каждый год удается заполучить удачные кадры.

Съемка в зимнее время?

-19

На первом месте проработка желаемых локаций и пути следования к ним. Это вопрос безопасности без тени иронии (очень напрашивается слово "выживание"). Самонадеянность не к месту, может очень дорого обойтись в прямом и переносном смысле слова. Проблемы с застрявшим в снегу автомобилем где-то в глубине области в 50 км от оживленной трассы, да еще и при отсутствии сотовой связи (а такие места все еще есть!), да еще и в пургу могут стать не самым приятным воспоминанием в вашей жизни - выражаюсь максимально дипломатично.

-20

Про принципы "Не зная брода, не суйся в воду" и "Одиночное купание запрещено!" все помнят?

-21

На втором месте экипировка. Это опять же вопрос безопасности, в лучшем случае неправильно или легкомысленно подобранная одежда мгновенно охладит разгоряченный пыл фотографа и сведет к нулю все удовольствие от съемки. Плавали, знаем-с. Не лишним будет напомнить про полностью заряженный аккумулятор, а в идеале наличие еще и запасного. К примеру, мой любимый объектив Canon EF 70-200 mm f/2.8 L IS II USM и в обычное время не самым гуманным образом обходится с аккумулятором "единички" (шутка ли, гонять туда-сюда почти килограмм стекла и стабилизировать все это хозяйство), не сложно представить что будет с аккумулятором фотоаппарата в паре с таким монстром при - 30 градусах.

Ну, в общих чертах так.

В крайности бросаться не надо, иначе рискуем уподобиться тем рыбакам из анекдота, которым "из автобуса не выходить, да удочки не брать", но здравый смысл и рассудительность должны превалировать. Соблюдение этих минимальных требований и рекомендаций сможет обеспечить вам не только безопасное перемещение и минимизацию сопутствующих проблем (а бывает всякое, и оно бывает!), но и создаст действительно комфортные условия для реализации творческих замыслов!