Найти в Дзене
Around Art

Ретроспектива современного искусства Японии в художественном музее Такамацу. Ч.3

Adventures of art in 20th century

Текст: Галина Мумрикова

Третья часть экспозиции называется «Общество и искусство 1930-1940-х». Время было непростое: в 1930-х в США разразилась Великая депрессия. Она распространилась по всему миру, застой стал ощущаться и в Японии. С обострением социальных проблем активизировалось движение пролетарского авангардного искусства, отстаивающее идеи коммунизма. В Японии к 1934 году движение художников-авангардистов жестоко подавили, а формирующим авангардом стали абстракция и сюрреализм, который ставил под сомнение рациональность, исследовал сны и бессознательное и временами был наполнен символическими посланиями. В стране появились новые художественные школы, увеличивалось и число приверженцев сюра в среде художников. Они искали возможность показывать свои картины не только на выставках, но и в уличных галереях. Однако по мере расширения фронта боевых действий в 1937-м и затем в 1941-м национальная мобилизационная система ввела правительственный контроль за художественными материалами. Молодые художники боролись между желанием выразить себя и обстоятельствами того времени. В конечном счете их призывали в армию и отправляли на поле боя, а художники старшего поколения создавали картины на военные темы.

Цуда Сэйфу. Буржуазный пардамент и жи знь людей. Этюд. 1931. Масло и коллаж на холсте. Национальный музей современного искусства в Токио
Цуда Сэйфу. Буржуазный пардамент и жи знь людей. Этюд. 1931. Масло и коллаж на холсте. Национальный музей современного искусства в Токио

Жизнь художника и каллиграфа Цуды Сэйфу (1880-1978) в целом сложилась счастливо, но… Он начинал свою карьеру как дизайнер текстиля, учился в Академии художеств, создавал гравюры, а также дизайн переплетов книг, увлекался и модерном, и ар-нуво, побывал в Париже, где брал уроки у Жан-Поля Лорана, а в 1930-е был арестован за свои социалистические взгляды. Освободили его только после письменной клятвы, что больше не будет продвигать западную идеологию. Полотно, которое представлено на выставке, созданное в 1931 году, никак не вписывается в его стиль (картину он подарил Музею современного искусства в Токио).

Фукудзава Иширо. День дурака, 1930, холст, масло, Национальный музей современного искусства в Токио
Фукудзава Иширо. День дурака, 1930, холст, масло, Национальный музей современного искусства в Токио

Побывал в тюрьме и еще один японский художник-модернист Иширо Фукудзава (1898-1992), который в начале 1930-х увлекся сюром. В его картинах нередко проскальзывает резкая сатира на современность, что и привело художника на скамью подсудимых. Впоследствии он стал кавалером Ордена культуры.

Китаваки Нобору. Погибающий в небе, 1937, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Китаваки Нобору. Погибающий в небе, 1937, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Сюрреалист и абстракционист Китаваки Нобору (1901-1951) был учеником Сэйфу Цуды. Он закончил художественную школу в Киото, где в 1933-м открыл Институт независимого искусства (смело по тем временам). А после Второй мировой войны основал Японский клуб художников-авангардистов.

Шимицу Тоджи. Китайский квартал, 1928, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Шимицу Тоджи. Китайский квартал, 1928, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Мураи Масанари. Город, 1928, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Мураи Масанари. Город, 1928, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Нода Хидео. Город, 1934, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Нода Хидео. Город, 1934, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Мацумото Шансукэ. Мост в Y-городе, 1943, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Мацумото Шансукэ. Мост в Y-городе, 1943, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Асахара Киетака. Ностальгия, 1938, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Асахара Киетака. Ностальгия, 1938, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

А вот городские сюжеты, написанные практически в одно и то же время, но какие разные! Почти идиллический «Китайский квартал» Шимицу Тоджи (1887-1945), который довольно долго жил в Америке, никак не соприкасается со стилем Мураи Масанари (1905-1999), полотна которого в наше время имеют большой успех на аукционах. Еще одно полотно с таким же названием («Город») написано Хидео Нода (1908-1939). Нода считался модернистом, но был близок и к сюру. В его картине чувствуется какая-то глубоко запрятанная тревога городского быта. Впрочем, наверное, самый мрачный городской сюжет у Мацумото Сюнсукэ (1912-1948). Какая-то безнадежная тоска. Впрочем, такую же тоску навевает и «Ностальгия» Асахары Киетака.

Ай-Мицу. Пейзаж с глазом, 1938, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Ай-Мицу. Пейзаж с глазом, 1938, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Художник Ай-Мицу (1907-1946) больше известен как автор своего «Пейзажа с глазом», написанного в 1938 году. Вот поди догадайся, о чем он думал, когда создавал это полотно, которое находится в Национальном музее современного искусства в Токио и где в 2007 году была устроена выставка, посвященная столетию художника.

Коисо Рехей. Танцовщицы в студии, 1938, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Коисо Рехей. Танцовщицы в студии, 1938, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Коисо Рехэй (1903-1988) окончил факультет западного искусства Токийского университета искусств. Был весьма успешен: ему во время войны заказывали картины на военные темы. Его мемориальный музей находится в Кобэ, а еще есть художественная премия имени Коисо Рехэя с фантастическим призовым фондом (ее присуждают раз в три года). Взгляните на его танцовщиц – ну чем не Дега!

Инокума Гениширо. Птица и девочка, 1939, холст, масло. Художественный музей Такамацу
Инокума Гениширо. Птица и девочка, 1939, холст, масло. Художественный музей Такамацу

Под влиянием французской живописи находился и Инокума Гэниширо (1902-1993), уроженец Такамацу, который попал во Францию в 1938-м. Он даже познакомился с Матиссом, выставлялся на Салоне независимых, но в 1950-х уехал в Америку, где освоил абстрактную живопись. Там он был очень успешен, и на Манхэттене у него была своя студия.

Сайто Есисиге. Кара,кара, 1073 (оригинал 1936), акрил на фанере, нейлоновая нить. Художественный музей Такамацу
Сайто Есисиге. Кара,кара, 1073 (оригинал 1936), акрил на фанере, нейлоновая нить. Художественный музей Такамацу

Еще одна картина, принадлежащая музею Такамацу, – это «Кара кара» кисти Есисиге Сайто (1904-2001). Его работы продавались и продаются на аукционах. Он «был выдающейся личностью в японском искусстве и связующим звеном между довоенным авангардом и послевоенным абстрактным искусством в Японии. С самого начала он познакомился с постимпрессионизмом и авангардными движениями, включая русский конструктивизм и европейский дадаизм».

Ямагучи Такео. Две фигуры, 1930, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Ямагучи Такео. Две фигуры, 1930, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Ямагучи Такео (1902-1983) был художником-авангардистом, учился в художественной школе в Токио, а затем во Франции. Известно, что одна его работа («Желтые глаза», написана в 1959-м) была продана на аукционе Sotheby’s в 2017 году почти за миллион долларов.

Юки Кацура. Работа, 1940, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Юки Кацура. Работа, 1940, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

И, наконец, Юки Кацура (1913-1991), которую критики называли «пионеркой среди женщин-художниц». Она работала во всех жанрах, начиная от реализма, карикатур, коллажей и кончая авангардной абстрактной живописью.

Окончание следует

#выставки#искусство#современное искусство#художественный музей в Такамацу#ретроспектива современного искусства Японии#