Найти в Дзене
ТыжИсторик

Загадки немецких генштабистов и швейцарских лётчиков. 2-я серия

Оглавление

Автор: Роман Коротенко

В предыдущей серии «Загадок генштабистов и лётчиков» мы сделали предположение, что всем известный и распиаренный в Википедии на 20 языках мира немецкий план операции по захвату Швейцарии под кодовым названием «Танненбаум» на самом деле является — грубо состряпанной фальшивкой.

Аргументы в подтверждение этого были следующие:

  1. Датировка плана 1940 годом вместо более логичного 1938 года;
  2. Предусмотренное планом использование итальянских войск, что на тот момент для планировщиков операции являлось невозможным.

При этом автором статьи была допущена ошибка: он безосновательно решил, что если уж признаки фальсификации плана «Танненбаум» являются очевидными, то в таком случае и само отсутствие у Германии планов по захвату Швейцарии также является очевидным.

Как раз в этом-то отсутствии намерений Германии аннексировать соседнюю Швейцарию автор и увидел главную загадку.

А зачем

Однако, уже после публикации 1-й серии «Загадок генштабистов и лётчиков» выяснилось, что для большинства читателей очевидным на самом деле является совершенно противоположное.

То есть, нежелание немцев присоединить к Германии населённую в основном немцами-же Швейцарию большинство читателей полагает вполне естественным, и не вызывающим сомнения.

Действительно: а зачем?
Действительно: а зачем?

Обоснования приводились такие:

  1. Германия и без аннексии получала от Швейцарии всё необходимое: сырьё, оружие, электроэнергию, транспортные коридоры;
  2. Германии желала иметь посредника для экономических связей с остальным миром (включая также воюющих против немцев США и Британию);
  3. Германия нуждалась в независимой швейцарской банковской системе, и в том числе: в швейцарском франке, который в отличие от рейхсмарки имел статус свободно конвертируемой валюты.

Согласимся, определённая логика во всём вышесказанном присутствует.

Не согласимся

Однако, если рассмотреть ту же ситуацию с точки зрения теории игр, то выбранная стратегия отказа от аннексии Швейцарии окажется для Германии уже не настолько привлекательной.

Дело в том, что сама обстановка Второй Мировой войны сделала условия мировой игры, скажем так, достаточно контрастными.

Противостояние происходило между откровенными антагонистами: с одной стороны — странами Оси (Германия, Италия, Япония, и так далее), а с другой стороны — странами союзников (СССР, Британия, США, и так далее).

Третьей стороны в этом противостоянии не было по умолчанию: каждый участник конфликта принадлежал либо к первым, либо ко вторым.

Более того, участник, выбывающий из одной команды, автоматически оказывался во второй команде: например, такое случилось с Францией в 1940 году; а с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией — в 1944 году.

Так вот, подобные антагонистические игры по-научному называются играми с нулевой суммой (zero-sum game), что означает: сумма выигрышей и проигрышей всех игроков равняется нулю.

Другими словами: любой ресурс, полученный дополнительно одной из сторон, автоматически означает утрату этого ресурса для другой стороны (как Франция, Италия, Финляндия, Румыния, Болгария, Венгрия).

И наоборот: отказ от дополнительного ресурса — автоматически означает передачу этого ресурса противнику (как Франция, Италия, Финляндия, Румыния, Болгария, Венгрия).

Поэтому отказ Германии от аннексии Швейцарии в условиях антагонистического противостояния Второй Мировой войны выглядит откровенно проигрышной стратегией.

Расшифруем, от чего отказалась Германия:

  1. Мобилизационный ресурс в количестве 3 000 000 швейцарских немцев (в результате получили всего 2200 человек добровольцев в войска СС) — и это самая главная потеря;
  2. Швейцарская промышленность и природные ресурсы полностью;
  3. Швейцарская банковская система — тоже полностью, включая депозиты из стран-противников;
  4. Швейцарский транспортный коридор в Италию.

По последнему пункту можно возразить: наоборот, в случае нападения на Швейцарию транспортный коридор между Германией и Италией (действующий на тот момент) был бы утрачен, так как швейцарцы обязательно взорвали бы свои железнодорожные туннели через Альпы.

Однако, при этом мы сталкиваемся с любопытным когнитивным парадоксом: почему-то взрыв туннеля нам кажется — уничтожением туннеля.

На самом деле все швейцарские туннели как раз и строились с помощью взрывов, то есть — путём закладки динамитных шашек в скальную породу. Поэтому предполагаемые взрывы швейцарских туннелей на самом деле не уничтожили бы их, а даже немного расширили.

Обрушившаяся порода быстро убирается, рельсовый путь восстанавливается — и в руках немцев оказалась бы улучшенная версия швейцарского транспортного коридора.

Аргумент сохранения суверенитета Швейцарии ради приобретения экономического и дипломатического посредника выглядит ещё слабее: прекрасным заменителем Швейцарии являлась тоже нейтральная (то есть — не участвовавшая в игре) Швеция.

Шведская крона, кстати, была не менее конвертируемой валютой, чем швейцарский франк.

Так вот, к какому выводу мы приходим:

  1. Известный всем план захвата Швейцарии германским вермахтом является фальшивкой, и тем самым свидетельствует об отказе Германии от аннексии Швейцарии;
  2. Отказ Германии от аннексии Швейцарии означает по сути игру в поддавки, так как является добровольным стремлением к поражению.

Единственное условие, при котором подобный отказ не сулил бы Германии проигрыш, это — зеркальный, то есть аналогичный отказ от Швейцарии противниками Германии.

В таком случае тот ресурс, от которого отказались одновременно оба игрока-антагониста, как бы выводился за рамки игры, и при подсчёте суммы проигрыша/выигрыша не учитывался.

Что это может означать на практике?

Это может означать то, что во время Второй Мировой войны нейтральная Швейцария имела статус неприкосновенной территории для всех враждующих сторон: как для Германии, так и для союзников.

Причём эта неприкосновенность происходила отнюдь не из какой-либо договорённости, например, между Германией и США, или между Германией и Британией.

Договорённости между антагонистами по определению нежизнеспособны, поэтому даже теоретически возникшее обоюдное согласие не вторгаться в Швейцарию на самом деле означало бы, что вторгаться необходимо как можно скорее, пока противник согласился бездействовать.

Из чего следует дополнительный вывод: условие неприкосновенности Швейцарии во время Второй Мировой войны было продиктовано какой-то посторонней силой; причём это условие было обязательно принято к исполнению как Германией, так и союзниками.

Чёрная дыра

И здесь мы сталкиваемся с «эффектом Чёрной дыры».

В терминах космологии Чёрная дыра — это объект настолько огромной массы, что его гравитационное притяжения не может преодолеть даже луч света.

По этой причине из Чёрной дыры не проистекает ничего материального, а следовательно — от объекта не исходит никакой информации.

А это значит, что обнаруживается Чёрная дыра элементарно: если из какого-либо участка Вселенной не исходит никакого излучения, то значит где-то там находится Чёрная дыра.

То есть — отсутствие информации об объекте как раз и является доказательством его наличия.

В нашем случае происходит вот что: мы знаем, что во время Второй Мировой войны существовала некая, скажем так, организация, которая диктовала свои условия всем остальным организациям мира.

Причём даже такие организации, как воюющие друг против друга мощнейшие страны мира (Германия, и США с Британией) эти условия в общем-то выполняли.

Причём абсолютное отсутствие какой-либо информации об этой Высшей организации как раз и свидетельствует, во-первых, об её существовании, а во-вторых, об её возможностях.

А ещё одним косвенным подтверждением того, что неприкосновенность Швейцарии для воюющих сторон было продиктовано некоей Высшей организацией, являются, как это ни странно звучит — швейцарские лётчики.

Самолёты ВВС Швейцарии времён Второй Мировой войны © «Aero Journal», 2000
Самолёты ВВС Швейцарии времён Второй Мировой войны © «Aero Journal», 2000

Наконец-то швейцарские лётчики

Дело в том, что несмотря на статус нейтральной страны, Швейцария на самом деле принимала участие в боевых действиях Второй Мировой войны.

И речь здесь идёт не о швейцарских эсэсовцах.

Военно-воздушные силы Швейцарии в лице своих лётчиков-истребителей в период 1940-1945 годов выдержали значительное количество воздушных боёв, и добились значительного количества побед, выразившихся в сбитых самолётах «не противников».

Случилось это по той причине, что с началом вторжения немцев во Францию самолёты германского люфтваффе начали нарушать границы Швейцарии.

Отчасти это могло объясняться тем, что на тот момент средства авиационной навигации были весьма примитивными: о GPS ещё даже и не помышляли, а радиолокация находилась в зачаточном состоянии.

Поэтому штурманам боевых самолётов приходилось нелегко: в лучшем случае своё местонахождение они могли определить по пеленгу на известные им радиостанции, обычно же привязка к местности проводилась визуально, то есть — путём сверки видимой внизу местности с имеющейся картой.

Разумеется, иногда при визуальной проводке самолёта некоторые ориентиры на местности могли быть приняты за совершенно другие объекты на карте, что неизбежно вызывало навигационные ошибки.

Кстати, в те времена в некоторых странах специально располагали на земле огромные бетонные стре́лки, которые указывали путь лётчикам, например, рейсовых почтовых самолётов.

«Этим смелым парням и беда не беда, путеводная им помогает стрела» © почти Сюткин
«Этим смелым парням и беда не беда, путеводная им помогает стрела» © почти Сюткин

Штурманы люфтваффе при прокладке своих боевых маршрутов не имели возможности опираться на подобные стре́лки, поэтому иногда они сбивались с курса, и, направляясь во Францию, оказывались над Швейцарией.

В таком случае немецкие самолёты становились, так сказать, клиентами швейцарских лётчиков-истребителей.

Первую победу швейцарские ВВС одержали 10 мая 1940 года, когда лётчики Альберт Аль и Вальтер Хёрниг на своих «Мессершмиттах» Bf 109E-3 в районе городка Бютшвиль примерно в 40 километрах от французской границы сбили на пару один немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do 17 из отряда KG 2 «Хольцхаммер».

Швейцарцы сбивали немецкие самолёты в основном на немецких самолётах © «Aero Journal», 2000
Швейцарцы сбивали немецкие самолёты в основном на немецких самолётах © «Aero Journal», 2000

Здесь следует уточнить, что далее информация о воздушных победах швейцарцев взята в основном из исследований историка авиации Яна Шафарика (Jan J. Šafařík), который, разумеется, не застрахован от неточностей.

Например, ещё один историк авиации Роже Антуан в своей статье «Мессершмитты в Швейцарии», опубликованной в «Aero Journal» №14 за август-сентябрь 2000 года, об упомянутом бое почему-то вообще не упоминает.

А украинский историк авиации Андрей Харук в статье «На страже нейтралитета ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны» в журнале «Авиация и Время» №4 за 2016 год сообщает, что Хёрниг и Аль действительно 10 мая 1940 года обстреляли немецкий бомбардировщик, который, дымясь, ушёл со снижением в сторону Австрии. Причём Алю (но не Хёрнигу) за это была засчитана воздушная победа. Впрочем, на самом деле обстрелянный ими «Хейнкель» Не 111Н из отряда KG 51 смог благополучно приземлиться на своей территории.

Однако, в то же время Шафарик утверждает, что «Хейнкель» Не 111Н обер-лейтенанта Эрнста Шифферингса из отряда KG 51 действительно был повреждён 10 мая 1940 года над Швейцарией, но атаковали его не Аль с Хёрингом, а другой швейцарский лётчик — Ганс Турнхеер.

В свою очередь, в «Aero Journal» №14 сказано, что 10 мая 1940 года Турнхеером был обстрелян двухмоторный немецкий самолёт неустановленной модели, который после этого ушёл на территорию Германии.

Очевидно, что в условиях подобных противоречивых сведений сложно восстановить действительный ход событий, так что нам остаётся только надеется, что истина всё-таки находится где-то рядом.

В общей же сложности, согласно Шафарику, во время Второй Мировой войны швейцарские лётчики сбили 14 немецких самолётов, и ещё 4 самолёта повредили.

А вслед за немецкими над Швейцарией начали сбивать также британские и американские самолёты: всего 12 случаев в период с 13 июля 1943 года по 17 февраля 1945 года.

Всё познаётся в сравнении

И, с одной стороны, ничего удивительного в этой информации вроде бы и нет: если иностранный вооружённый самолёт вторгается в воздушное пространство Швейцарии, то швейцарские лётчики-истребители имеют полное право его уничтожить.

Более того: не просто имеют право, но даже и обязаны это сделать, так как намерения иностранного вооружённого самолёта им по умолчанию не могут быть известны.

Однако, как всегда всё познаётся в сравнении: например, в те же самые годы Второй Мировой 143 самолёта ВВС США совершили вынужденную посадку в Швеции — и при этом ни один из них не был шведами сбит.

Да, каждый раз при появлении американцев шведские зенитчики открывали предупредительный огонь, а шведские истребители поднимались на перехват — и каждый раз нейтральные шведы придерживались принципа «Не нападать, пока на нас не напали».

Заметим при этом, что на шведских границах в то время не стояли американские дивизии, а в Википедии сейчас нет статьи про какой-нибудь план американской операции «Херрингбон», то есть «Ёлочка».

Почему же, в отличие от нейтральных шведов, нейтральные швейцарцы вели себя по иному, и оказались по сути отнюдь не такими уж нейтральными?

Конечно, кто-то может на это возразить, что как раз именно угроза нападения со стороны Германии и побудила швейцарских лётчиков быть кровожадными — дескать, чтобы заранее показать потенциальному агрессору свою решимость драться до конца в случае чего.

Ну, а когда появились американцы с британцами, то их сбивали уже просто по привычке — рука-то была набита.

Однако, по мнению автора этой статьи, причина кровожадности швейцарцев объясняется по-другому: просто они ясно и чётко осознавали, что им за иностранные сбитые самолёты ничего не грозит.

Если на самом высшем уровне правительство Швейцарии получает твёрдые гарантии неприкосновенности своей страны, то эта успокоенность не может не передаться дальше вниз по цепочке.

Поэтому на уровне командования военно-воздушными силами никто не требует от своих подчинённых всеми силами избегать провокаций, и открывать огонь на поражение исключительно только в случае прямого нападения.

Поэтому лётчик-истребитель, вылетая на перехват воздушной цели, заранее настроен на убийство: если самолёт-нарушитель будет сбит, наказывать лётчика за это никто не будет, а даже наоборот — ещё и похвалят.

Поэтому швейцарские истребители не старались выпроводить незваных гостей со своей территории, и даже не старались принудить их к посадке — а сразу сбивали.

Причём, что характерно (и если верить Шафарику), в крайне редких случаях над Швейцарией было сбито одновременно несколько самолётов-нарушителей: в основном только одиночки.

То есть, если швейцарцам попадалась, например, группа бомбардировщиков, то они эту группу старались не трогать — ведь так можно, как говориться, и ответку схлопотать.

А вот если наоборот, толпою на одного — то всегда пожалуйста!

Список доблести

2 июня 1940 года недалеко от швейцарского города Ивердон был сбит «Хейнкель» He 111P-2 унтер-офицера Хорста Манерта из отряда KG 55 — эту славную победу одержали сразу 8 (восемь!) швейцарских истребителей.

Впрочем, если верить Шафарику. Потому что историки авиации Стив Холл и Лайонел Квинлан в своей книге «KG 55: Эскадрилья грифов» приписывают сбитый 2 июня «Хейнкель» одному-единственному швейцарцу: вездесущему Гансу Турнхееру (смотри выше).

Или вот ещё характерный пример: 1 января 1944 года в районе озера Невшатель швейцарцы сбили немецкий «Фиат» RS.14 обер-фельдфебеля Генриха Даннкена. Примечательно здесь то, что «Фиат» RS.14 — это гидросамолёт (с огромными поплавками вместо шасси), который использовался в основном в качестве спасательного.

Fiat RS.14: «Такую махину только впятером и собьёшь — если сначала догонишь, конечно»                        © Швейцарские лётчики, 1940
Fiat RS.14: «Такую махину только впятером и собьёшь — если сначала догонишь, конечно» © Швейцарские лётчики, 1940

Могли ли 5 (целых пять!) швейцарских лётчиков-истребителей, которые, очевидно по очереди, расстреляли тихоходный гидросамолёт-нарушитель, не делать этого?

Конечно, могли, если бы их задачей была — охрана воздушного пространства Швейцарии. Но эти истребители очевидно были не на охране, а — на охоте.

Понимаете разницу?

Аналогично 12 октября 1944 года швейцарцами был атакован американский L-5 в районе Вашери-Дёсю, на удалении всего лишь в 5 километров от французской границы.

L-5 — это так называемый связной, или штабной самолёт, то есть — небольшая безоружная этажерка, на которой можно быстро отправить посыльного с приказом в какое-нибудь отдалённое подразделение.

Этот заблудившийся L-5 однозначно не представлял никакой угрозы для безопасности Швейцарии, однако являлся отличной жертвой для воздушных охотников, не так ли?

Stinson L-5 Sentinel — прямая и непосредственная угроза небу Швейцарии.
Stinson L-5 Sentinel — прямая и непосредственная угроза небу Швейцарии.

Кстати сказать, обер-фельдфебель Даннкен свой гидросамолёт перегонял из Франции на базу Фридрихсхафен, которая была расположена на берегу Боденского озера.

Через воды Боденского озера проходит граница между Германией и Швейцарией. А знаете, как выглядит сверху граница, проходящая через воды озера?

Да никак.

Поэтому очень сложно определить, над чьей конкретно территорией летит самолёт, который находится в небе над пограничным озером.

Однако, 20 июля 1944 года это совершенно не помешало швейцарским лётчикам атаковать одиночный B-24H «Либерейтор» 756-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США, который летел как раз над Боденским озером.

Для охранников воздушного пространства подобная ситуация — нонсенс, а вот для свободных охотников — самое то.

Причём швейцарские лётчики-охотники иногда настолько увлекались, что 4 февраля 1945 года сбили американский P-47 вообще над Италией!

Нейтральные мародёры

Или вот ещё пример: в ночь с 20 на 21 апреля 1940 года на одном из швейцарских аэродромов совершил аварийную посадку немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do 17Z-3 лейтенанта фон дер Гробена — у самолёта закончилось топливо.

По нормам международного права в подобных случаях экипаж и самолёт интернируются до конца войны, то есть — пилотов отправляют в специальный лагерь, а самолёт — на парковку. После войны и пилоты, и самолёт обязательно возвращаются, так сказать, хозяину.

Что же в таком случае делает маленькая беззащитная Швейцария, окружённая сильными и агрессивными соседями?

Совершенно верно: пилотов отправляет в лагерь, а на крыльях самолёта немедленно рисует свои эмблемы — белые кресты в красных кругах, и включает бомбардировщик в состав своих ВВС.

Вообще-то, так поступают с трофейной техникой — техникой, захваченной у противника.

«Дорнье» Do 17Z-3, отнятый швейцарцами у лейтенанта фон дер Гробена.
«Дорнье» Do 17Z-3, отнятый швейцарцами у лейтенанта фон дер Гробена.

Для сравнения: нейтральные шведы все 143 прилетевших к ним американских боевых самолёта просто поставили на стоянку, и получили себе из этого богатства только десяток бомбардировщиков B-17 — в обмен на это шведы досрочно отправили на родину шесть сотен интернированных американских лётчиков.

Вывод очевиден?

В общем, вывод из всей этой истории очевиден: швейцарские военные, или, как минимум, швейцарские военные лётчики во время Второй Мировой войны были прекрасно осведомлены, что на их страну абсолютно никто не посмеет покуситься.

Поэтому они и вели себя так нагло, пользуясь своей безнаказанностью.

И на самом деле это очень любопытная загадка: кто именно запретил и Германии, и США даже смотреть в сторону Швейцарии во время Второй Мировой войны?

P.S. Впрочем, швейцарцы оказались всё-таки не совсем безнаказанными: днём 1 апреля 1944 года около 50 американских бомбардировщиков B-24 «Либерейтор» сбросили 60 тонн бомб на небольшой швейцарский городок Шаффхаузен, в результате чего погибло 40 и было ранено порядка 270 жителей.

Как объяснили после американцы, они перепутали Шаффхаузен с немецким городом Людвигсхафен-ам-Райн, который, что характерно, расположен на 200 километров севернее, и к тому же примерно в 3 раза крупнее.

Сверху: немецкий Людвигсхафен-ам-Райн, снизу: швейцарский Шаффхаузен. Только не перепутайте!
Сверху: немецкий Людвигсхафен-ам-Райн, снизу: швейцарский Шаффхаузен. Только не перепутайте!

Общепринято считать, что на самом деле американцы таким способом пытались оказать давление на Швейцарию, и заставить её прекратить сотрудничество с Германией.

Конечно, это единственно верное объяснение: ведь весной 1944 года сотрудничество с нацистской Германией всё ещё оставалось весьма привлекательным для любой страны, не так ли?

Кстати, в тот раз доблестные швейцарские истребители почему-то даже не пытались помешать иностранным бомбардировщикам бомбить швейцарский город.

P.P.S. Упомянутый в 1-й серии Отто Карл Альбрехт Кёхер, который с 1937 года работал послом Германии в Швейцарии, 30 апреля 1945 года покинул свой пост и выехал на родину.

31 июля 1945 года его арестовали американцы.

Будучи в лагере для военнопленных, 62-летний не военнослужащий дипломат Кёхер 27 декабря 1945 года покончил с собой.

Наверное, он мог бы рассказать нечто интересное.

P.P.P.S. Непредвиденное продолжение про сибирских страусов.

___________________________________________________________________________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы вовремя узнавать интересное.