Найти в Дзене

В День матери - о матерях знаменитостей: 5 неоднозначных методик семейного воспитания

Оглавление

Приветствую всех на канале, который вот уже 5 недель живет вполне самостоятельной жизнью. Да, без показов. Да, без новых публикаций. Но - что характерно - потихоньку приходят новые читатели и подписчики. А у тех, кто здесь давно, явно прослеживается интерес к старым публикациям, которые остались незамеченными.

Однако, достаточно анархии и анабиоза, предлагаю немного взбодриться и почитать-посмотреть публикации о воспитательных тактиках семей, вырастивших гениев. Разумеется, роль матери - даже если она, эта самая роль, неоднозначна - всегда особенная.

Сын как политический проект

Есть такая материнская тактика - восприятие собственного ребенка как некий бизнес-проект, своеобразный старт-ап. В него инвестируются средства, время, силы, используются связи и знакомства. Прицел дальний - не только сделать ребенка известным, успешным и знаменитым, но и самой не остаться в тени, получив статус "матери, воспитавшей такого человека!"

История знает немало примеров таких бизнес-вумен от материнства. Одна из них - Мария Фёдоровна Беклемишева, мать Дмитрия Пожарского. Вот рассказ о том, какие воспитательные тактики она использовала:

Спойлер: да, сын оправдал её ожидания. Нет, она не блистала при царском дворе до конца своих дней.

Очень строгая мама с "ежовыми рукавицами"

Еще один нетривиальный пример того, как воспитать успешного и образованного сына, находясь в крайне стесненном финансовом положении - семья Яблочковых. Именно мать будущего изобретателя знаменитой "свечи Яблочкова" (проще говоря, угольной лампочки), настояла на том, как именно будет получать образование её первенец, Павел.

Мать Павля Яблочкова. Изображение из открытых источников
Мать Павля Яблочкова. Изображение из открытых источников

По отзывам современников, Елизавета Петровна Яблочкова была дамой властной, держала "в ежовых рукавицах" и мужа, и всё семейство, но не самодурствовала. Сначала она настояла на домашнем обучении сына, который проявил весьма незаурядные способности и поступил сразу во 2й класс гимназии. (Есть все основания полагать, что глубокие знания мальчика по всем предметам - не только проявление природных способностей, но и результат маминой настойчивости и строгости).

Что характерно, нет вообще никаких сведений о том, что для Павла нанимали домашних учителей. Вероятнее всего, обучение дома и подготовка к поступлению в гимназию проводилась полностью силами родителей, преимущественно матери.

Когда стало понятно, что обучение в гимназии семья финансово не потянет, Елизавета Петровна быстренько сориентировалась и отправила Павла учиться на полном государственном обеспечении. Тут, правда, вышла неувязочка - в отличии от современной нам девочки Алисы Т., которая поступила в МГУ в возрасте младшей школьницы, ученик 5-го класса дореволюционной гимназии не смог сдать сложный вступительный экзамен в Инженерное училище. Но, раз уж мы знаем, что Яблочков таки стал инженером - значит, мама продумала, как бы сейчас сказали, образовательный маршрут.

Почитать об этом можно здесь:

Кстати, интересное издание 1962 года, в котором на основе архивных материалов рассказывается об обстоятельствах жизни Павла Яблочкова, находится в открытом свободном доступе здесь.

Мама, которая частенько бралась за розги (или ремень)

Не у всех мам дети такие покладистые и послушные, какие росли сыновья у Пожарских или Яблочковых. Прасковье Фёдоровне Суриковой досталась нелегкая материнская доля. Она в 41 год осталась вдовой с семью детьми.

В. Суриков "Портрет П.Ф. Суриковой" (портрет матери художника). Изображение из открытых источников
В. Суриков "Портрет П.Ф. Суриковой" (портрет матери художника). Изображение из открытых источников

Васенька, старший из сыновей, маме доставлял немало хлопот: изрисовывал мебель и обои, шалил и шкодничал, за что бывал и бит. Несмотря на бедственное финансовое положение, мать нашла возможность отправить художественно одаренного сына в Петербург на обучение (заодно и мебель, и обои в доме никто больше не портил).

Небольшой рассказ об истории этой семьи - здесь:

Спойлер: как и Яблочков при поступлении в Инженерное училище, Суриков благополучно провалил вступительные экзамены в Академию художеств. Но в итоге оба получили прекрасное образование и добились успеха. Матери их в этом всячески поддерживали, в основном морально, потому как с финансами у них дела обстояли грустно.

Мать, которая прятала дочь от отца, чтобы защитить от дурного влияния

Не самая редкая история, когда мать приходит к выводу, что отец ребенка - не очень достойный образец для подражания, а то и вовсе опасен. Именно так решила Анабелла Байрон, жена поэта Байрона, когда увезла из дома своего мужа их единственную дочь, Аду.

Дж. Хейтерн. Портрет Анны Изабеллы (Анабеллы) Байрон. Изображение из открытых источников
Дж. Хейтерн. Портрет Анны Изабеллы (Анабеллы) Байрон. Изображение из открытых источников

Мать прилагала все усилия, чтобы ничто, свойственное отцу ее дочери, не проявилось в подрастающей девочке. Поэтому и сформировала весьма странный для ребенка круг интересов, делая акцент на изучении точных наук.

Рассказ об этом можно прочитать здесь:

Спойлер: да, гены пальцем не раздавишь. Дочь Байрона проявила черты, унаследованные от отца. Но в совершенно неожиданном направлении творчества.

Мама-рукодельница, красавица и труженица

Именно такими словами можно описать мать художника Бориса Кустодиева, Екатерину Прохоровну. В 25 лет она осталась вдовой с тремя детьми, ожидая рождения четвертого. Последующие 40 лет своей жизни она посвятила детям, повторно так и не вышла замуж, хотя предложений было немало.

Б. Кустодиев. Портрет Е.П. Кустодиевой (Портрет матери художника). Изображение из открытых источников
Б. Кустодиев. Портрет Е.П. Кустодиевой (Портрет матери художника). Изображение из открытых источников

Она работала домашней учительницей музыки, подрабатывала рукоделием, особенно пользовались спросом её художественные вышивки. Можно сказать, что Екатерина Прохоровна была адептом раннего развития в современном понимании. Она брала малолетних детей с собой на выставки и ярмарки, в театр и оперу. В семейное обучение были включены не только грамота и письмо, но и вокал, живопись, игра на музыкальных инструментах.

Чтобы дать возможность сыну Борису получить художественное образование, она передала его под опеку дяди (брата отца), который отличался крутым нравом и с племянником был грубоват. На это юный Борис жаловался матери в письмах, на что однажды получил вот такой ответ:

«Потерпи… мы тебя, Боря милый, вспоминаем каждый вечер… нам тебя недостаёт, но я утешаюсь той мыслью, что когда-нибудь я увижу тебя большим и честным человеком, а может быть и известным - чего на свете не бывает».

Спойлер, думаю, не нужен - фамилию художника Кустодиева и сейчас знают люди, очень далекие от искусства, а выражение "кустодиевская купчиха" стало нарицательным.

Пожалуй, на каждый вариант материнской тактики воспитания мы найдем в истории и жизнеутверждающие, и печальные примеры. Но каждая мать, наверное, хотела видеть в своем выросшем ребенке "большого и честного человека", как и Екатерина Прохоровна Кустодиева. И, надеюсь, хотя бы в этом мы оправдываем надежды наших матерей, а дети - наши надежды.