На вопрос "Кем быть?" ребенок с утра может дать один ответ, ближе к вечеру - другой, а через несколько дней - третий. Изобилие впечатлений и подвижная детская психика в сочетании с фантазией позволяют малышам вообразить себя кем угодно. А вот в детстве Бориса Кустодиева места таким выдумкам не было.
Уже в 9 лет он точно знал, что будет художником. Настолько сильное впечатление произвела на мальчика выставка передвижников, которую он посетил в родной Астрахани вместе с матерью. Борис решил непременно выучиться рисовать так же превосходно.
Однако, его путь к исполнению детской мечты очень напоминал мытарства Ломоносова.
Продолжатель семейной традиции
Будущий художник родился в семье учителя семинарии. Кустодиев-старший умер от туберкулеза, оставив вдовой 25-летнюю жену с четырьмя малолетними детьми на руках. Единственному сыну, Борису, не было тогда еще и двух лет, кроме него в семье росли еще три дочери. Оставшись без кормильца, Кустодиевы остро нуждалась в деньгах, еле сводя концы с концами на небольшую пенсию.
Они жили в маленьком флигеле, который снимали у зажиточного купца. Одни из самых ярких и ранних воспоминаний Бориса Кустодиева - нарядные купчихи, залитая солнцем веранда с накрытым белой скатертью столом и сияющим самоваром. Правда, наблюдал он всё это издалека, что навсегда сделало этими образы яркими и притягательными.
Замуж Екатерина Прохоровна так больше и не вышла, хотя была еще молода и привлекательна. Она посвятила себя воспитанию детей и сохранению светлой памяти о рано ушедшем из жизни муже.
Чтобы поправить финансовые дела семьи, женщина стала подрабатывать, играя на рояле на праздниках в богатых домах и принимая заказы на ручную вышивку. Екатерина Прохоровна обладала артистическим складом и отменным вкусом. Разглядывая мамины работы, выполненные ниткой и иглой, маленький Борис уже к 5 годам проявлял интерес к искусству и особенно к рисованию.
После того, как 9-летним мальчиком он побывал на выставке передвижников, его стремление обучаться рисунку и живописи стало настоящей страстью. Причем он хотел именно серьезно обучаться у какого-нибудь хорошего мастера. Но лишних денег в семье не было, и несколько лет Борис довольствовался уроками искусства в гимназии. Очевидные способности мальчика к рисованию были отмечены педагогами.
Наконец, брат матери согласился оплатить частные уроки для талантливого племянника. Так у Бориса появился первый учитель, выпускник Императорской академии художеств, известный в Астрахани художник Павел Власов. Он взял в ученики 13-летнего подростка. Считалось, что это уже очень поздно для начала серьёзных занятий.
Уроки первого учителя талантливый подросток усвоил отлично. Полученные у Власова знания сформировали Кустодиева, в первую очередь, как портретиста, и приучили быть внимательным к мельчайшим деталям.
После гимназии Борис Кустодиев поступил в семинарию. В его семье по отцовской линии большинство мужчин были выпускниками духовных училищ. Предполагалось, что юноша продолжит фамильную традицию, во время обучения он подавал большие надежды как талантливый иконописец.
Ломоносову тоже все прочили продолжение семейного рыболовного промысла. И в Кустодиеве видели в будущем лицо духовное или, по крайней мере, близкое к церковному служению.
Школяр-переросток, которому удавалось всё
Едва закончив обучение, бывший семинарист немедленно отправился в Москву, чтобы держать вступительные экзамены в художественное училище. Кустодиева ждало жестокое разочарование: ему уже исполнилось 18 лет, в таком возрасте на обучение в училище уже не принимали. Над незадачливым провинциалом только посмеялись в приемной комиссии.
Борис немедленно поехал в Петербург и подал документы для поступления в Высшее училище при Академии художеств. Первоначально он попал в обучение в мастерскую Василия Савинского, но уже через год его взял к себе под крыло сам Илья Репин.
Кустодиев быстро стал известен как талантливейший портретист. Но при этом он не менее мастерски работал и в других жанрах. Ему удавались и пейзажи, и интерьеры, и жанровые сцены.
Илья Репин пригласил своего студента в творческую группу для выполнения серьезного заказа: подготовки эскизов портретов государственных деятелей для масштабного полотна "Заседание Государственного совета".
На финальной версии этой знаменитой картины 27 персонажей написаны с эскизов Кустодиева, да и сам он выполнил примерно треть работы на правой части полотна, которое сейчас можно увидеть в экспозиции Русского музея.
Правда, фамилии Кустодиева и Кулакова (второго студента, приглашенного Репиным для работы над этой картиной), не упоминаются в атрибуции картины, указан только И.Е. Репин.
Так же, как и Ломоносов, Кустодиев пережил период довольно злобных насмешек над своей провинциальностью и тем, то начал обучение намного позже, чем это принято.
Поехал по делам, вернулся домой с женой
Профессура Академии художеств была немало удивлена, когда для своей дипломной работы Кустодиев выбрал не портрет, а жанровую сцену - "Базар в деревне". На этюды он поехал в небольшой городок Кинешма в Костромской губернии. Здесь художник познакомился с Юлией Прошинской, которая позже стала его женой.
Молодые люди смогли обвенчаться только через 3 года после знакомства. Тому было много препятствий - в том числе и напряженная работа Кустодиева, и бытовая неопределенность. Привезти Юлию в Петербург Борис смог только в 1903 году, когда уже стал дипломированным первоклассным художником.
В том же 1903 году в жизни Кустодиева вообще произошло много событий:
- общественности была представлена картина "Торжественное заседание государственного совета...", в работе над которой он принимал значительное участие;
- за дипломную работу "На базаре" ("Базар в деревне") он был удостоен Большой золотой медали Академии художеств. Это означает, что он получил диплом с отличием ("красный диплом", как бы сейчас сказали);
- как один из лучших выпускников, сталл пенсионером Академии. Это означает, что за государственный счет поехал на годичную стажировку за границу - в Испанию, затем по Францию;
- в дальнюю поездку с молодым пенсионером Кустодиевым поехали его жена и трехмесячная дочь.
Ломоносов тоже познакомился со своей будущей супругой во время дальней поездки и долгое время не мог перевезти семью в Россию. История воссоединения Кустодиевых менее драматична, но как и Ломоносовы, супруги были верны друг другу всю жизнь.
Универсальный гений
Банальная фраза о том, что талантливый человек талантлив во всем, относится к Кустодиеву в полной мере, если говорить о живописи. Сложно найти жанр, в котором не добился успеха художник. Судите сами:
- успешный портретист;
- автор выдающихся жанровых полотен;
- театральный художник;
- иллюстратор;
- литограф и гравёр.
После возвращения из заграничной поездки Кустодиевы поселились под родной для жены художника Кинешмой. Борис своими руками выстроил для семьи дом. Сюда он привез и свою мать, Екатерину Прохоровну. В гости к часто заезжали сёстры Бориса с мужьями и детьми.
Усадьба Кустодиевых, которая стала известна как "Терем", была гостеприимным и хлебосольным домом с большой светлой террасой, столом, покрытым белой скатертью, и сияющим самоваром. Совсем, как в детстве Бориса. Только теперь он не издалека наблюдал за всем этим великолепием, а с радостью видел, как его близкие люди - жена, мать, дети - беседуют и смеются, подливая ароматный чай в чашки из лучшего фарфора.
У Кустодиева было очень много работы: театральные заказы, портреты, интерьеры. При этом он находил время и для своих творческих экспериментов. Его "Русские Венеры" эпатировали и удивляли публику. Но профессор живописи (этого звания Кустодиев был удостоен в 1909 году) мог себе это позволить.
Потрясающая работоспособность в разных областях - тоже схожая черта у Ломоносова и Кустодиева.
Болезнь - не повод бездельничать
С 1909 года Кустодиева стали мучить сильные боли в руке, которые усиливались и к 1911 году стали нестерпимыми. Несмотря на это, художник интенсивно работал всё это время. Он знал о своём диагнозе - опухоль спинного мозга.
В 1911 году Кустодиева успешно прооперировали в Швейцарии. Врачи настаивали на полном покое и отказе от любых физических нагрузок, но Кустодиев не мог позволить себе вести растительных образ жизни. Он начал работу сразу после возвращения домой. Удивительно, но, казалось, болезнь отступила.
Именно к периоду 1911-1916 гг. относятся почти все самые известные работы Кустодиева. К концу 1916 года случился рецидив, течение болезни приобрело стремительный и разрушительный характер: правая рука почти отнялась. Потребовалась еще одна операция, благодаря которой подвижность руки удалось восстановить, но цена этому была высока. Художник утратил возможность ходить и навсегда остался прикован к инвалидному креслу.
Хуже того, сидеть Кустодиев мог только непродолжительное время, иначе начинались страшные боли. Всё, что создано художником за последнее десятилетие его жизни, написано в положении лёжа. И именно эти работы - самые яркие, самые радостные, самые солнечные!
Планировалась и третья операция, на этот раз в Германии. Но паспорт, необходимый для выезда за границу, был готов только через 10 дней после смерти художника. Борис Кустодиев умер 26 мая 1927 года. Ему было всего 47 лет.
И Ломоносов, и Кустодиев, продолжали работу, несмотря на тяжелые заболевания и плохой самочувствие. Как будто спешили успеть сделать как можно больше
Тонкая красная нить таланта
После смерти художника в его квартире-мастерской в Петербурге на Введенской улице осталась жить его семья - вдова, Юлия Евстафьевна, дочь Ирина и сын Кирилл.
62-летняя Юлия Евстафьевна умерла от голода блокадной зимой 1942 года. После этого квартира была разграблена, хотя при жизни хозяйки, по воспоминаниям родственников и друзей семьи, были планы создать музей-квартиру Бориса Кустодиева.
Ирина Борисовна Кустодиева, дочь художника и его любимая модель, своей семьи не создала. О ее жизни известно очень мало: она стала эстрадной актрисой, во время войны была эвакуирована, но ездила на фронт в составе концертных бригад. После войны родительская квартира была превращена в коммуналку, где Ирина и жила долгое время. Умерла в Доме ветеранов сцены в 1982 году,
Кирилл Борисович Кустодиев пошел по стопам отца. Он стал известным живописцем и графиком. Умер в 1971 году.
Татьяна Кирилловна Кустодиева, внучка Бориса Кустодиева - искусствовед, ведущий сотрудник Эрмитажа, ушла из жизни в 2021 году. Её дочь, Екатерина, приходится Борису Кустодиеву правнучкой. О её роде занятий и судьбе достоверных сведений в открытом доступе нет.
И у Ломоносова, и у Кустодиева были любимые и любящие жёны, дети, внуки. Как ни странно, большинство из них выбирали довольно аскетичный образ жизни или рано умирали, не оставив наследников. Но в тех немногих, кто продолжил род талантливых людей, теплится искорка удивительного дара, которым были наделены их предки.
Заметьте, выбор занятия, которой определило, как оказалось, судьбу не одного человека, а и его потомком, определило маленькое событие, которое когда-то впечатлило ребенка. Для Кустодиева это была провинциальная выставка, для Ломоносова - случайно попавшая в руки книга.
О других династиях, состоящих из нескольких поколений талантливых людей, можно прочитать в этих материалах: