В 1876 году парижские газеты, а вслед за ними и мировая пресса назвали Россию родиной электричества и провозгласили начало новой эры в технике. Причина этому - сенсационное изобретение русского инженера Павла Яблочкова, которое вошло в историю как "свеча Яблочкова". Сейчас с устройством этого осветительного прибора знакомят вскользь на уроках физики. А имя изобретателя, к сожалению, и в России плохо помнят, а за рубежом вообще позабыли. Очень зря, потому что внимания заслуживают и патенты Яблочкова, и его биография.
Как родители выбрали для сына образовательный маршрут и не ошиблись
Павел Яблочков родился под Саратовом в обедневшей дворянской семье. Однако, они понимали необходимость дать детям хорошее образование. Еще до поступления в гимназию Павел придумал точный и удобный землемерный прибор, которым успешно пользовались взрослые люди при определении границ участков. Примерно в то же время он самостоятельно сконструировал устройство для измерения расстояния, которое проехала телега (праобраз современного одометра).
Родители обратили внимание на способности сына. Несмотря на то, что семья находилась в сложном финансовом положении, мать настояла на том, чтобы отец семейства отвез 11-летнего Пашу учиться в мужскую гимназию. До этого времени мальчик получал домашнее образование. Он блестяще сдал вступительные экзамены и был принят сразу во 2й класс.
Обратите внимание:
В XIX-начале XX в. дети из дворянских детей получали начальное образование в форме семейного обучения. Уроки проводили сами родители (как в семье Яблочковых) или приглашенные учителя. К 10-12 годам ребенок поступал в гимназию, часто интернатного типа. Эта практика сильно отличается от традиции отдавать ребенка 6-7 лет в массовую школу, как это делает большинство современных родителей.
В гимназии Яблочков проучился неполных 3 года. В 5 классе он был вынужден покинуть учебно заведение, поскольку семья не смогла оплачивать его обучение. Было решено отправить его продолжить обучение в Николаевское инженерное училище ("учиться на бюджете", как бы сейчас сказали). Но для поступления требовалось сдать сложный экзамен, для которого у гимназиста 5 класса просто не хватало знаний.
Родители определили его в Подготовительный пансион, который содержал военный инженер Цезарь Антонович Кюи. Этот человек навсегда стал добрым другом и наставником будущего изобретателя. Он подготовил Павла к вступительным экзаменам, которые молодой человек блестяще сдал и был зачислен в младший класс.
Снова есть о чем задуматься:
Родители сделали то, что сейчас называется "выбор образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ребенка". Они понимали, что не смогут оплатить дальнейшее обучение в гимназии, да и обучение в ней не давало для Павла перспектив развития его инженерных способностей. Выбор "профильного учебного заведения" - Николаевского инженерного училища - было правильным и грамотным решением. Расходы на подготовку ребенка к сдачу вступительных экзаменов, да еще и под руководством человека, поддерживавшего и развивавшего в нем интерес к науке и инженерному делу, была самым настоящим "попаданием в яблочко".
Как личный эмпирический опыт привел к идее собственной разработки
Военную карьеру Яблочкова, которая его никогда по-настоящему не интересовала, мы опустим. Сейчас интересен эпизод, когда молодому военному инженеру доверили решение задачи государственной важности - обеспечить освещение пути правительственного поезда по пути Москва-Крым.
Весной 1874 года из Москвы отправился железнодорожный состав, путь которого впервые в мировой истории освещался электрическим прожектором. Яблочков лично установил на паровозе дуговую лампу - регулятор Фуко (здесь надо оговориться, что изобретателем электрической дуги был русский ученый с простой фамилией Петров, которого вообще почти никто не вспоминает - но о нём мы расскажем отдельно, а прожектор был сконструирован русским же изобретателем Лодыгиным, который тоже заслуживает отдельного рассказа).
Это было очень сложное и громоздкое устройство. Его работа требовала постоянно внимания, иначе свет мог погаснуть. При смене паровоза всю конструкцию Яблочков лично перетаскивал и монтировал заново. Большую часть пути он лично контролировал нормальную работу прожектора.
За эти несколько дней он порядком измучился и, что называется, на собственном опыте ощутил, что регулятор Фуко крайне неудобен в использовании. В этот момент у Яблочкова и появилась идея о разработке новой конструкции дуговой лампы, которая не требовала бы постоянного контроля, была бы компактной и более простой по конструкции.
В 1876 году Яблочков запатентовал новый осветительный прибор, получивший мировую известность под названием "свеча Яблочкова". Такими электрическими лампами оснастили набережную Темзы в Лондоне, центральные улицы Парижа и самые дорогие магазины по всему миру.
20 лет "свечи Яблочкова" были самым эффективным способом освещения улиц и больших помещений. К концу XIX века их постепенно вытеснило новое изобретение - лампа накаливания. Но изобретение русского инженера остается первым видом лампочки, которую начали производить и использовать массово. "Свечами Яблочкова" были оснащены даже королевские покои в далёкой Камбодже.
#изобретения #история изобретений #русские изобретатели #яблочков #история вещей #образование #образовательный маршрут