Про селфахарм или несуицидальное самоповреждающее поведение (НССП) написано множество статей. Поэтому его причины и виды описывать не буду. Я хотел бы поделится собственным опытом и виденьем терапии такого поведения. Селфхарм стоит в терапии на первом месте перед всеми другими запросами клиента, даже если у клиента другое видение, приоритет только у суицидальных мыслей, намерениях и поведении.
В основном, за помощью обращаются клиенты с эмоциональной неустойчивостью и слаборазвитыми навыками осознанности и саморегуляции. Поэтому основные задачи вначале терапии – это прояснение целей селфхарма у клиента, психообразование с информированием о возможности достижения этих целей адаптивным способом. Формирование осознанности и навыков саморегуляции. Решение психологических проблем, приведших к селфхарму и по возможности, социальных.
Рецидивы самоповреждающего поведения могут случаться на каждом этапе терапии. В таком случае все эти эпизоды обсуждаются на встрече для прояснения причин и формирования адаптивных копингов (способов совладания).
- На первой сессии после сбора жалоб и анамнестических данных идет психообразование о когнитивной модели в когнитивно-поведенческой психотерапии. Дополнительно добавляется информирование о НССП. Даются первые рекомендации по совладанию с эмоциями и составляется план действий при желании навредить себе. Например: релаксационное дыхание; погрузить руки в холодную воду и ополоснуть ей лицо; помассировать или погладить руки, ноги и другие части тела, которые подвергаются селфхарму; сделать физические упражнения; рассказать доверенному лицу о своих эмоциях и ситуации; отвлечься и переключиться на интересное дело, заняться бытовыми делами, чтением книжки, просмотром видео, прослушиванием успокаивающей музыки; откладывание самоповреждения на 5-10-20-30 минут, при достижении времени отложить ещё раз, потом ещё раз и так до тех пор пока эмоции не утихнут; выразить свои эмоции креативно - в танце, песне, рисунке, тексте и т.д. Зачастую клиенты сами высказывают лучшие для них способы. Если клиент не мотивирован на отказ от НССП, то проводится мотивационная работа техникой мотивационного интервью.
- На второй сессии или последующих встречах может быть использована техника поведенческого анализа для выявления триггеров, поведения и установок поддерживающих НССП.
Пример из практики:
Пришла домой. Мама была не в настроении, сказала, что я страшная и не помогаю. Ещё утром она уже была не в настроении. → Подумала: «Я некрасивая и другие так считают. Она не должна так говорить». → Злость 90% → «Не смогу полюбить себя». → отчаяние 90% → «Все бесполезно. Ничего в настроении не поменяется» → отчаяние 100% → «Должна порезаться, мне будет легче» → Злость 50% Порезалась. → Почувствовала облегчение. →Через некоторое время почувствовала сожаление 35% и вину 40%→ «Мне ничего не поможет!» → отчаяние 50% → захотела еще раз порезаться, но сдержалась.
Подобрали совместно альтернативы к каждому убеждению:
Я некрасивая, другие так считают. Так считает, только моя мама и я. Я не знаю точно, что считают другие. Мысли других, это их право и их проблемы. Если кто-то говорит мне о моей внешности, то это показатель его культуры. Такое высказывание говорит о нем, а не обо мне. Это всего лишь мнение. Я обычная. Я привлекательная. Я обычный человек.
Не смогу полюбить себя. Мое тело не должно мне нравиться, оно должно выполнять свои функции, поддерживать жизнь. Будет лучше, если я приму свое тело, внешность и личность со всеми особенностями, т.к. я человек и запасного тела и личности у меня нет.
Она не должна так говорить. Моя мама это не родительская функция, она человек. Жаль, что она так говорит. Я смогу жить самостоятельно и не зависеть от неё.
Все бесполезно. Ничего в настроении не поменяется. Я смогу пережить свои эмоции. Эмоции всегда заканчиваются. Я меняюсь и расту, как личность. На изменения нужно время. Я научусь справляться со своими состояниями, у меня уже что-то получается. У других получилось и у меня тоже.
Должна порезаться, мне будет легче. Я хочу порезаться, но не должна. Мне лучше позаботиться о себе. Я подожду, когда мои эмоции утихнут. Я могу пробовать успокоиться другими способами, например, мне помогает релаксационное дыхание и холодная вода.
- Со второй сессии проводится работа с дневником автоматических мыслей (СМЭР). Формирование умения поиска когнитивных ошибок. Учимся заменять когнитивные ошибки на альтернативные рациональные ответы.
- С третьей сессии возможно обучение поиску и выявлению промежуточных и базовых убеждений. Меняем дезадаптивные убеждения и адаптивные.
- Дальнейшие встречи – это отработка навыков и анализ ситуаций. Формирование адаптивных рациональных убеждений. Укрепление адаптивных стратегий совладания и установок всех уровней. Решение социальных и межличностных проблем.
Я искренне сочувствую людям, которые занимаются самоповреждением. Считаю, что они это делают из-за слабых навыков саморегуляции, им требуется профессиональная помощь и поддержка. Часто им не хватает заботы от других и самого себя. По сути они не видят другого выхода. Наша задача на терапии совместно найти различные пути, развить в человеке гибкость суждений и поведения, инициировать и пестовать личностное развитие. Опыт показывает, что при достаточной мотивации и постоянной терапевтической работе клиенты прекращают самоповреждающее поведение.
Александр Храмов. Человек, а не селфхарм.
Записаться ко мне на удаленную консультацию (по видеозвонку в мессенджерах) и на очную в Санкт-Петербурге можно в WhatsApp или через почту alexandr-hramov@yandex.ru, @Alexandr_Hramov в телеграмме.
Подписывайтесь на наше сообщество в VK https://vk.cc/crkZv6. Страничка на B17: https://www.b17.ru/hramovalexandr/?prt=384230.