Доброго времени суток! Сегодня заключительная статья о транспорте Калининграда и она будет посвящена трамвайному вагону Duewag GT6, который стоит во дворе музея "Фридландские ворота".
Ворота
Кенигсберг был окружен двумя оборонительными кольцами. Первое кольцо было построено в 1600-е годы. Он представлял из себя вал с 9-ю воротами. Второй обвод начали строить в 19 веке. В структуру стен входили, как земляные насыпи, так и бастионы, ворота и башни. В начале 20 века земляные валы срыли, но при этом часть каменных построек сохранились: это 7 городских ворот, казарма, башни, несколько бастионов и редюитов.
Было и третье фортификационное кольцо, построенное в 19 веке в 5 км от города. Комплекс состоял из 12 больших фортов и 3 малых фортов.
Собственно, Фридландские ворота - это одни из ворот 2-ого кольца оборонительных сооружений Кенигсберга. Название получили по городу Фридланд (сейчас - Правдинск). Первые ворота построены в 17 веке. Современные ворота были построены во втором оборонном обводе последними, в 1857-1872 годах. В начале 20 века, когда валы были срыты, дорогу перенасели за пределы ворот. После войны в воротах располагался склад. В 1980-е годы при благоустройстве Южного парка, примыкающего к воротам было найдено много артефактов из которых был и организован частный музей.
Музей
Официально музей "Фридландские ворота" начал работу в 2002 году. Экспозиция рассказывает о довоенной истории Кенигсберга, благодаря пространству можно представить как выглядел город на рубеже 19-20 веков, отдельная экспозиция посвящена городской канализации, есть рыцарский зал и т.п.
Но мы ушли в сторону от нашей тематики. Так как музей знакомит с историей города и через его ворота в начале 20 века проходили трамваи, то вполне логично, что часть экспозиции музея посвящена трамваю, как главному виду транспорта в довоенном Кенигсберге. В экспозиции музея представлены в том числе и масштабные модели трамваев. Но для нас, как для любителей транспорта интересен натурный экспонат музея, который стоит в музейном дворике - самый настоящий раритет - вагон Duewag GT6. Ради которого в общем, то я в этом музей и направился.
Трамваи Duewag GT6 выпускались в Германии с 1956 по 1965 год. Это 6-и осные, двухсекционные вагоны. Строились для колеи 1435 и 1000 мм. Изначально эксплуатировались в немецких городах, частично в городах Западной Европы, но в 1990-2000-е годы передавались в качестве помощи в другие небогатые города: Софию, Александрию, Белград, Загреб и т.п. В ряде городов продолжают работать на маршрутах до сих пор.
В связи с тем, что на территории России не выпускались вагоны для узкой колеи 1000 мм трамвайное хозяйство Калининграда испытывало трудности в обновлении парка подвижного состава. Как один из вариантов, было приобрести вагоны бывшего употребления из Европы. В 1995 году в Калининград поступило 2 вагона Duewag GT6. Ранее оба вагона эксплуатировались в немецком городе Мангейм. Но оба вагона проработали на городских маршрутах Калининграда около 2-х лет и были отстранены от эксплуатации.
Вагон № 443 простаивал с поломкой в депо до 2012 года. После чего был отремонтирован и стал использоваться как экскурсионный.
Наш же сегодняшний герой, вагон № 443 построен в 1963 году. В 1995 году попал из Мангейма в Калининград, где проработал на маршрутах до 1998 года. Как и вагон № 442 встал с в связи с отсутствием запчастей.
В 2015 году вагон № 442 был перевезен в музей, где встал на вечную стоянку.
К сожалению у трамвайного вагона отсутствует половина электрооборудования, оно все ушло на восстановление до ходового у его собрата № 442. Так же у вагона нет салона, соответственно, даже при желании туда не организовать доступ для посетителей. К сожалению у самого вагона нет никакой информации что это за вагон и что он делает в музее.
Задняя часть остекления Дювага заменена на черные листы железа, кроме того складывается ощущение, что салон превращен в склад разного хлама.
На стеклах вагона сохранились оригинальные маршрутоуказатели: как немецкие - маршрут № 30 из Мангейма, так и из Калининграда - в память закрытому маршруту № 6 (ст. Бассейная - ул. Горького).
Для большинства калининградцев работа Дювагов на маршрутах оказалась незамеченной. Гораздо интереснее было бы выставить во дворе музея трамвайные вагоны, которые реально долго работали на маршрутах довоенного Кенигсберга - Steinfurt. Именно они работали как до войны, так и после и были списаны уже в конце 1950-х - начале 1960-х до наших дней не сохранилось не одного вагона.
***
В конце хочется высказать свое мнение. К сожалению, вагон, который можно было восстановить и использовать в туристических целях сейчас стоит, как не прикаянный и гниет под открытым небом. Трамвай Duewag GT6 никак не обыгран и не включен в деятельность музея. К сожалению, не восстановлен салон, зачем то заделаны задние окна. А при хорошей организации работы музея его можно было использовать для знакомства с историей трамвайного движения в Калининграде с организацией выставочного пространства в салоне вагона, проведением лекториев и мастер-классов. А салон у Дювагов очень интересный и непривычный для российских/советских пассажиров.
Конечно, в идеале его надо было бы восстановить и использовать в туристических целях. Даже возить туристов к самому музею "Фридландские ворота" на трамвае. Благо можно построить небольшой отрезок трамвайных путей от действующей трамвайной линии по Аллее Смелых. Скажу, что поездка на Duewag - интересный опыт. Мне удалось покататься на таких трамваях в Белграде - несгладимое впечатление - мягкий ход и звук пневматики играют свою роль в атмосфере.
Для туристов и жителей Калининграда гораздо интереснее было бы если в музее был выставлен один из вагонов, которые реально работали на городских маршрутов - начиная с довоенного Steinfurt, которые к сожалению не были сохранены для потомков. Без проблем для музея можно было бы найти вагоны Gotha T57, которые работали на Калининградских маршрутах в 60-е годы. Эти трамваи продолжают работать в городах Германии и даже у нас в Евпатории.
Было бы интересно сохранить для потомков трамвайных вагон Tatra T4SU, которые работали на маршрутах с 1970-х до начала 2000-х. Ну и конечно же, обязательно нужно оставить для музея трамвайный вагон Tatra KT4SU - который с 2000-х годов стал своеобразным символом Калининграда.
Конечно, же не смоторя на мою критику, музей стоит посетить, а этот самый Duewag GT6 сфотографировать. Больше рядом с ним нечего "трамвайного" вы не найдете.
Музей находиться по адресу: ул. Дзержинского, 30
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
На сегодня все. В следующий раз продолжим.
Почитайте другие статьи о музейном транспорте: