Найти в Дзене

Транспорт Калининграда: трамвай Duewag GT6 в музее "Фридландские ворота"

Оглавление

Доброго времени суток! Сегодня заключительная статья о транспорте Калининграда и она будет посвящена трамвайному вагону Duewag GT6, который стоит во дворе музея "Фридландские ворота".

музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6
музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6

Ворота

Кенигсберг был окружен двумя оборонительными кольцами. Первое кольцо было построено в 1600-е годы. Он представлял из себя вал с 9-ю воротами. Второй обвод начали строить в 19 веке. В структуру стен входили, как земляные насыпи, так и бастионы, ворота и башни. В начале 20 века земляные валы срыли, но при этом часть каменных построек сохранились: это 7 городских ворот, казарма, башни, несколько бастионов и редюитов.

Было и третье фортификационное кольцо, построенное в 19 веке в 5 км от города. Комплекс состоял из 12 больших фортов и 3 малых фортов.

Собственно, Фридландские ворота - это одни из ворот 2-ого кольца оборонительных сооружений Кенигсберга. Название получили по городу Фридланд (сейчас - Правдинск). Первые ворота построены в 17 веке. Современные ворота были построены во втором оборонном обводе последними, в 1857-1872 годах. В начале 20 века, когда валы были срыты, дорогу перенасели за пределы ворот. После войны в воротах располагался склад. В 1980-е годы при благоустройстве Южного парка, примыкающего к воротам было найдено много артефактов из которых был и организован частный музей.

Музей

Официально музей "Фридландские ворота" начал работу в 2002 году. Экспозиция рассказывает о довоенной истории Кенигсберга, благодаря пространству можно представить как выглядел город на рубеже 19-20 веков, отдельная экспозиция посвящена городской канализации, есть рыцарский зал и т.п.

ул. Дзержинского, трамвай Tatra KT4SU на маршруте № 5. На заднем плане Фридландские ворота
ул. Дзержинского, трамвай Tatra KT4SU на маршруте № 5. На заднем плане Фридландские ворота

Но мы ушли в сторону от нашей тематики. Так как музей знакомит с историей города и через его ворота в начале 20 века проходили трамваи, то вполне логично, что часть экспозиции музея посвящена трамваю, как главному виду транспорта в довоенном Кенигсберге. В экспозиции музея представлены в том числе и масштабные модели трамваев. Но для нас, как для любителей транспорта интересен натурный экспонат музея, который стоит в музейном дворике - самый настоящий раритет - вагон Duewag GT6. Ради которого в общем, то я в этом музей и направился.

Трамваи Duewag GT6 выпускались в Германии с 1956 по 1965 год. Это 6-и осные, двухсекционные вагоны. Строились для колеи 1435 и 1000 мм. Изначально эксплуатировались в немецких городах, частично в городах Западной Европы, но в 1990-2000-е годы передавались в качестве помощи в другие небогатые города: Софию, Александрию, Белград, Загреб и т.п. В ряде городов продолжают работать на маршрутах до сих пор.

В связи с тем, что на территории России не выпускались вагоны для узкой колеи 1000 мм трамвайное хозяйство Калининграда испытывало трудности в обновлении парка подвижного состава. Как один из вариантов, было приобрести вагоны бывшего употребления из Европы. В 1995 году в Калининград поступило 2 вагона Duewag GT6. Ранее оба вагона эксплуатировались в немецком городе Мангейм. Но оба вагона проработали на городских маршрутах Калининграда около 2-х лет и были отстранены от эксплуатации.

Вагон № 443 простаивал с поломкой в депо до 2012 года. После чего был отремонтирован и стал использоваться как экскурсионный.

Наш же сегодняшний герой, вагон № 443 построен в 1963 году. В 1995 году попал из Мангейма в Калининград, где проработал на маршрутах до 1998 года. Как и вагон № 442 встал с в связи с отсутствием запчастей.

В 2015 году вагон № 442 был перевезен в музей, где встал на вечную стоянку.

музей "Фридландские ворота"
музей "Фридландские ворота"

К сожалению у трамвайного вагона отсутствует половина электрооборудования, оно все ушло на восстановление до ходового у его собрата № 442. Так же у вагона нет салона, соответственно, даже при желании туда не организовать доступ для посетителей. К сожалению у самого вагона нет никакой информации что это за вагон и что он делает в музее.

музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6
музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6
музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6
музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6

Задняя часть остекления Дювага заменена на черные листы железа, кроме того складывается ощущение, что салон превращен в склад разного хлама.

музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6
музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6
музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6
музей "Фридландские ворота", вагон Duewag GT6

На стеклах вагона сохранились оригинальные маршрутоуказатели: как немецкие - маршрут № 30 из Мангейма, так и из Калининграда - в память закрытому маршруту № 6 (ст. Бассейная - ул. Горького).

Маршрутные таблички на вагоне Duewag GT6
Маршрутные таблички на вагоне Duewag GT6
Маршрутные таблички на вагоне Duewag GT6
Маршрутные таблички на вагоне Duewag GT6

Для большинства калининградцев работа Дювагов на маршрутах оказалась незамеченной. Гораздо интереснее было бы выставить во дворе музея трамвайные вагоны, которые реально долго работали на маршрутах довоенного Кенигсберга - Steinfurt. Именно они работали как до войны, так и после и были списаны уже в конце 1950-х - начале 1960-х до наших дней не сохранилось не одного вагона.

***

В конце хочется высказать свое мнение. К сожалению, вагон, который можно было восстановить и использовать в туристических целях сейчас стоит, как не прикаянный и гниет под открытым небом. Трамвай Duewag GT6 никак не обыгран и не включен в деятельность музея. К сожалению, не восстановлен салон, зачем то заделаны задние окна. А при хорошей организации работы музея его можно было использовать для знакомства с историей трамвайного движения в Калининграде с организацией выставочного пространства в салоне вагона, проведением лекториев и мастер-классов. А салон у Дювагов очень интересный и непривычный для российских/советских пассажиров.

Конечно, в идеале его надо было бы восстановить и использовать в туристических целях. Даже возить туристов к самому музею "Фридландские ворота" на трамвае. Благо можно построить небольшой отрезок трамвайных путей от действующей трамвайной линии по Аллее Смелых. Скажу, что поездка на Duewag - интересный опыт. Мне удалось покататься на таких трамваях в Белграде - несгладимое впечатление - мягкий ход и звук пневматики играют свою роль в атмосфере.

Для туристов и жителей Калининграда гораздо интереснее было бы если в музее был выставлен один из вагонов, которые реально работали на городских маршрутов - начиная с довоенного Steinfurt, которые к сожалению не были сохранены для потомков. Без проблем для музея можно было бы найти вагоны Gotha T57, которые работали на Калининградских маршрутах в 60-е годы. Эти трамваи продолжают работать в городах Германии и даже у нас в Евпатории.

Было бы интересно сохранить для потомков трамвайных вагон Tatra T4SU, которые работали на маршрутах с 1970-х до начала 2000-х. Ну и конечно же, обязательно нужно оставить для музея трамвайный вагон Tatra KT4SU - который с 2000-х годов стал своеобразным символом Калининграда.

Конечно, же не смоторя на мою критику, музей стоит посетить, а этот самый Duewag GT6 сфотографировать. Больше рядом с ним нечего "трамвайного" вы не найдете.

Музей находиться по адресу: ул. Дзержинского, 30

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

На сегодня все. В следующий раз продолжим.

Почитайте другие статьи о музейном транспорте: