Найти в Дзене
Транспортная планета

Музей Городского электрического транспорта Санкт-Петербурга

Оглавление

Продолжаемся знакомится с общественным транспортом северной столицы. Сегодня на очереди уникальный музей Городского электрического транспорта. В отличии от музея "Московский транспорт" здесь собраны экспонаты, связанные с деятельности электротранспорта, в частности старинные трамваи и троллейбусы, работавшие в городе на Неве.

Музей

Музей является структурным подразделением ГУП "Горэлектротранс". В основу его коллекции и легли сохранившиеся экземпляры трамваев и троллейбусов, работавших в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Формирование коллекции началось еще в 1970-е годы за счет сохранения выведенных из эксплуатации трамваев и троллейбусов. К 1997 году, году 90-летнего юбилея петербургского трамвая все основные экспонаты были отреставрированы. Но музей же был открыт 11 лет спустя 1 июля 2008 года.

Музей работает с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), выходные - понедельник, вторник. Но на время пандемии музей работает по предварительной записи. По желанию возможна экскурсия. Стоимость посещения - 300 рублей. Ежегодно музей участвует во всероссийской акции "Ночь музеев". Кроме того, музеем организуются поездки на ретро-трамвае с экскурсией по городу. Но об этом поговорим подробнее ниже.

-2

Помещение

Музей размещается в старинных цехах бывшего трамвайного парка № 2 имени Леонова на Васильевском острове, на Среднем проспекте, 77. Именно из ворот этого парка вышли первые трамваи 29 сентября 1907 года. Да и до сих пор выходят на маршруты трамваи 6-ого и 40-ого маршрутов. Так же отсюда из ворот парка имени Леонова вышли первые блокадные трамваи 15 апреля 1942 года. Интересно, что за более чем 110 лет архитектура здания не изменилась.

Комплекс Василеостровского трамвайного парка, где сейчас размещается музей
Комплекс Василеостровского трамвайного парка, где сейчас размещается музей
Из ворот парка выходят трамваи на 6-ой и 40-ой маршруты
Из ворот парка выходят трамваи на 6-ой и 40-ой маршруты
Из ворот трамвайного парка имени Леонова вышли первые блокадные трамваи 15 апреля 1942 года.
Из ворот трамвайного парка имени Леонова вышли первые блокадные трамваи 15 апреля 1942 года.

Коллекция

Коллекция включает в себя 30 трамваев и 6 троллейбусов, давайте с ними поближе познакомимся. Начнем с трамваев.

Конка

Конка - предшественник электрического трамвая. В Санкт-Петербурге коночное движение открылось в 1863 году. К 1907 году было более 10 линии конки, линии которой проходили по всем значимым магистралям города. С открытием электрического трамвая конка им заменялась, последняя линия закрыта в 1917 году. В музее представлена реплика вагона конки, изготовленная в 1980-е годы.

Конка
Конка

Brush

Вагоны Brush открывали трамвайное движение в Санкт-Петербурге в 1907 году. Изготавливались в Англии. Имели деревянный кузов на металлической раме. Салон был разделен на 2 класса. Всего было выпущено 190 вагонов.

Музейный экземпляр собран в 1982 году из трамвайного вагона МС.

Brush
Brush
Brush
Brush

МС-1

"Моторный Стальной" выпускался на заводе "Красный путиловец" с 1927 по 1933 год. Вагон уже имел стальной каркас кузова, внешне напоминал Brush. Трудно представить, но МС-1 работали вплоть до 1968 года. Музейный вагон 1929 года выпуска.

МС-1
МС-1
Место водителя и пульт управления МС-1
Место водителя и пульт управления МС-1
Салон МС-1
Салон МС-1

МС-2

МС-2 - усовершенствованная версия МС-1, вместо округлых форм кузов стал прямоугольным. Выпускались заводом "Красный путиловец" в 1931-1932 годах. Музейный вагон 1932 года выпуска.

МС-2
МС-2

МС-4

МС-4 выпускался на "Красном путиловце" в 1932-1933 годах. Имел квадратные формы кузова. Музейный экземпляр построен в 1932 году.

МС-4
МС-4

Второй вагон МС-4 в музее 1933 года выпуска

МС-4
МС-4

МСО-4

Односторонняя версия вагона МС-4. Музейный вагон 1933 года выпуска.

-15

ЛМ-33 и ЛП-33

Легендарные трамвайные вагоны моторный - ЛМ-33 и прицепной ЛП-33. Выпускались уже Ленинградском вагоноремонтном заводе в 1933-1939 годах, за основу конструкции был взят американский трамвай Pirer Witt, за что получили прозвище "Американка". Работали на маршрутах до 1979 года.

Музейный ЛМ-33 1936 года, а ЛП-33 1937 года постройки.

ЛМ-33
ЛМ-33
ЛП-33
ЛП-33

ЛМ-47 и ЛП-47

Моторные ЛМ-47 и прицепные ЛП-47 выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом в 1948-1949 году. Цельнометаллические трамваи построены на базе разрушенных во время войны ЛМ-33 и ЛП-33. Работали до 1973 года. Всего было произведено 43 поезда. За раскраску в цвет слоновой кости получил прозвище "слон".

ЛМ-47
ЛМ-47

ЛП-47
ЛП-47
салон ЛМ-47
салон ЛМ-47

ЛМ-49 и ЛП-49

Моторные ЛМ-49 Ленинградский вагоноремонтный завод производил в 1949-1960 году, прицепные ЛП-49 в 1949-1960 и в 1965-1968 годах. Отличались установкой раздвижных дверей, как в метро, вместо традиционных ширмовых, а так же более комфортабельным салоном
с мягкими сиденьями. Кроме Ленинграда работали в Горьком, Минске, Новокузнецке и Магнитогорске. Выведены из эксплуатации были к концу 1970-х годов. Музейный ЛМ-49 1950 года постройки, а ЛП-49 1965 года выпуска.

ЛМ-49
ЛМ-49

ЛМ-57

ЛМ-57 выпускался Ленинградским вагоноремонтным заводом в 1957-1968 годах. Вагон получил прозвище "стиляга", за свой необычный дизайн. Кроме Ленинграда работали в Архангельске, Казани, Нижнем Тагиле, Горьком, Ташкенте, Магнитогорске, Саратове. Музейный вагон 1968 года.

ЛМ-57
ЛМ-57

В музее так же есть специальный вагон-лаборатория контактной сети, созданный на базе ЛМ-57, он 1964 года постройки.

Вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57
Вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57

ЛМ-68

Вагоны ЛМ-68 выпускался Ленинградским вагоноремонтным заводом в 1968-1975 годах. Получили прозвище "Аквариум" за большое остекление. Кроме Ленинграда работали в Архангельске, Магнитогорске, Ташкенте, Саратове, Горьком, Нижнем Тагиле, Череповце. Музейный вагон 1974 года.

ЛМ-68
ЛМ-68

ЛВС-89

ЛВС-89 - трех секционный, сочлененный 8-и осный трамвай построенный в 1989 году на Ленинградском трамвайно-троллейбусном заводе в единственном экземпляре. Вагон работал на маршрутах до 2006 года, после чего был передан в музей.

ЛВС-89
ЛВС-89

Троллейбусы

Теперь познакомимся с коллекцией троллейбусов. Их всего 6, но зато какие, например единственный в мире - ЯТБ-1, он даже ездил на троллейбусный парад в Москву.

ЯТБ-1

Троллейбусы ЯТБ-1 производились Ярославским автомобильным заводом в 1936-1937 годах. Такие троллейбусы открывали троллейбусное движение в Ленинграде в 21 октября 1936 года, работали на улицах города до 1959 года. Музейный троллейбус 1936 года выпуска, был найден на дачном участке в виде сарая и восстановлен энтузиастами.

ЯТБ-1
ЯТБ-1
ЯТБ-1
ЯТБ-1

МТБ-82Д

МТБ-82Д выпускался на Тушинском авиазаводе в 1947-1961 годах. В отличие от предшественников имел цельнометаллический корпус, а дизайн позаимствован у знаменитых американских автобусов "Дженерал Моторс". Именно "синий троллейбус" МТБ-82 воспевал Булат Окуджава в своей песне. Работали на улицах города до 1974 года. Музейный экземпляр 1947 года постройки. Так же был найден на дачном участке.

МТБ-82Д
МТБ-82Д

Конечно здесь представлены далеко не все трамваи и троллейбусы. Очень много уникальных машин еще в процессе восстановления и реставрации.

троллейбус ПТЗ-5283-03 2004 года выпуска и трамвай МС-2 1931 года в процессе реставрации
троллейбус ПТЗ-5283-03 2004 года выпуска и трамвай МС-2 1931 года в процессе реставрации

Прочие экспонаты

Конечно музее хранятся не только настоящие трамваи и троллейбусы, но и очень много сопутствующих предметов.

Например, схема линий Ленинградского трамвая и троллейбуса на конец 1980-х годов

Схема линий ленинградского трамвая и троллейбуса
Схема линий ленинградского трамвая и троллейбуса

Отдельная экспозиция посвящена газете "Петербургские магистрали" - малотиражки ГУП "Горэлектротранс".

-31

Часть экспозиции рассказывает о истории системы оплаты проезда, начиная с кондукторов и заканчивая современными электронными СЭКОПами.

Сумка кондукетора начала 20 века
Сумка кондукетора начала 20 века
-33
-34
Бескондукторная система оплаты проезды и различные кассы для оплаты проезда
Бескондукторная система оплаты проезды и различные кассы для оплаты проезда
Различные компостеры
Различные компостеры
Современные приборы для оплаты проезда: терминал кондуктора и СЭКОП
Современные приборы для оплаты проезда: терминал кондуктора и СЭКОП

В музее очень много различных масштабных моделей.

модель трамвая ЛМ-49
модель трамвая ЛМ-49
Модель вагона конки
Модель вагона конки
Модель троллейбуса МТБ-82Д
Модель троллейбуса МТБ-82Д
Модель грузового троллейбуса
Модель грузового троллейбуса
Модель конки
Модель конки
Модель поезда паровика
Модель поезда паровика
Модель поезда из ЛМ-33 и ЛП-33
Модель поезда из ЛМ-33 и ЛП-33

Иногда представлены целые масштабные инсталляции

Ледовый трамвай
Ледовый трамвай

На стендах рассказывается история ленинградского электротранспорта.

-46
-47
-48

Музей очень колоритный, уникальный. Сама атмосфера цехов трамвайного парка позволяет окунутся в историю и побывать в разных эпохах. А музею хочется пожелать больше посетителей, восстановление уникальных экспонатов и расширения, т.к. трамваи и троллейбусы расставлены к друг другу впритык и рассмотреть подробно не удается. Так же из-за пандемии не пускают в салоны транспорта.

И еще немного фоточек

-49
-50
-51
-52

-53

Ретро-трамвай

Так же музей организует поездки на ретро-трамвае. Ретро-трамвай стилизован под ЛМ-33. "Первый туристический" провезет по знаменательным местам Санкт-Петербурга и познакомит с 500 достопримечательностями. Во время поездки ведется экскурсия. Трамвай проходит от Музея по Среднему проспекту, 1-ой линии, через Тучков мост, проспект Добролюбова, Кронверкский проспект, улице Куйбышева, по Литейному проспекту, Инженерной улице, Садовой улице и обратно к музею. Уникальность данной трассы в том, что трамвай проходит по Литейному проспекту и Инженерной улице где нет уже 14 лет регулярного пассажирского движения трамваев. До коронавируса можно было сесть в ретро-трамвай на любой остановке, сейчас же только на конечной у музея. Для того что прокатиться на ретро-трамвае нужно заранее записаться и купить билет на сайте.

-54

Надо сказать, что ретро-маршрут пользуется большой популярностью как среди гостей северной столицы, так и среди петербуржцев.

ретро-трамвай
ретро-трамвай

Вообщем, будете в Петербурге, обязательно посетите музей и покатайтесь на ретро-трамвае, это того стоит, время не будет потеряно за зря!

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи!

Почитайте статьи о транспорте Санкт-Петербурга:

Общественный транспорт Санкт-Петербурга

Трамваи Санкт-Петербурга

Чижик - частный трамвай на востоке Санкт-Петербурга

Троллейбус Санкт-Петербурга