Найти тему
Транспортная планета

Трамвайная Аллея Славы в Казани

Сегодня заканчиваем серию публикаций о казанском транспорте. Мы успели познакомиться с системой общественного транспорта, трамваями, троллейбусами столицы Татарстана. Сегодня пришел черед познакомиться с небольшой экспозицией исторических трамваев на Аллее Славы.

Аллея Славы

В Казани, в центре города на Петербургской улице, рядом со станцией метро "Суконная слобода" и администрацией городского перевозчика МУП "Метроэлектротранс" расположена так назsваемая Аллея Славы. Здесь представлена экспозиция из 2-х старинных трамвайных вагонов и вагона конки. Здесь же установлен мемориальный обелиск, посвященный подвигу трамвайщиков в годы Великой Отечественной войны. Весь комплекс был открыт 8 мая 2009 года - он стал одной из достопримечательностей города.

Трамваи

Познакомимся с вагонами на аллее поближе. Начнём, с самого старого - вагона конки.

Конка

Вагон конки не настоящий, построен в 2000 году, как говорят - репликар. Он построен по образцу конок, экспатриировавшихся в Казани в конце 19 века: с 1875 по 1900 годы.

Конка
Конка

Вагон конки не простой, а с империалом - 2-м этажом, куда женщин не пускали. Такой вагон мог перевозить до 40 пассажиров. Тянули по рельсам его как правило 2 лещади, на особо больших уклонах прицепляли еще одну лошадиную силу.

До попадания на Аллею Славы в 2009 году, коночный вагон можно было встроить на городских улицах - он традиционно участвовал в городских мероприятиях и праздниках. Сейчас, к сожалению это уже не возможно.

Конка
Конка

Двухосный трамвайный вагон

2-ой экземпляр - классический представитель трамваев начала 20 века - Двухосный моторный. Он так же, как и конка - репликар, построенный в 1999 году на базе снегоочистителя ГС. Это вагон дает представление о том, какие трамваи открывали трамвайное движение в Казани в 1899 году. Кстати, первые казанские трамваи были родом из Бельгии - на тот момент на территории Российской империи трамвайные вагоны не производили. Уже позже российские производители начнут выпускать трамваи, но за образец будет взят именно бельгийский вагон.

Двухосный моторный вагон
Двухосный моторный вагон
Двухосный моторный вагон
Двухосный моторный вагон

Вагон Х

Трамвайный вагон Х - единственный оригинальный, исторический. Он на столько старый, что не сохранились данные о дате его выпуска. Удивительно, но он проработал на городских улицах Казани с 1930-х вплоть до 1970-х годов и был специально сохранен. После вывода из эксплуатации вагон был установлен в качестве памятника в трамвайном депо № 1, а в 2009 году так же переехал на Петербургскую улицу, заняв место на Аллее Славы.

вагон Х
вагон Х

Вагоны Х выпускались в 1928-1941 годах на Усть-Катавском и Мытищинском вагоностроительных заводах. И в 1930-1950-е годы представляли собой самый массовый трамвай трамвай того времени.

Казанский вагон Х № 24 знаменит еще и тем, что на нем работал герой СССР Иван Кабушкин, участник советско-финской и Великой Отечественной войны, руководитель минского подполья. Его имя так же носит трамвайное депо в Казани.

Мемориальная доска на вагоне Х № 24, сообщающая о том, что на нем работал герой СССР Иван Кабушкин.
Мемориальная доска на вагоне Х № 24, сообщающая о том, что на нем работал герой СССР Иван Кабушкин.

***

Вот такая необычная экспозиция трамваев в Казани. Среди основных недостатков - это то, что экспонаты не могут передвигаться по городским трамвайным линиям, так как каждый вагон стоит на отдельном кусочке рельсов, не как не связанный с трамвайной сетью Казани. Кроме того, трамваям за частую попадает от вандалов и графитчиков, а так же природные условия в виде осадков делают свое дело - выглядят "экспонаты" мягко говоря не очень. Среди этих 3-х страдальцев очень жалко оригинальный, исторический трамвай 1930-х годов типа Х, которому место под крышей музея, а не на улице.

В трамвайном депо Казани хранится еще несколько моделей вагонов, которые выведены из эксплуатации на улицах города. Это трамваи РВЗ-6М2 1987 года, ЛМ-93 1996 года, 71-619К-01 1999 года и ЛМ-99К 2001 года. Очень надеюсь, что эти вагоны не выставят на растерзание вандалам на улицу.

Срочно требуется создать в Казани трамвайный музей, где-бы была возможность выставить на общее обозрение все эти уникальные трамваи. Кроме того, это было бы безопаснее для самих трамваев, да к тому же, посетители смогли бы увидеть их интерьер, что сейчас невозможно, все вагоны-экспонаты закрыты.

Так же надеюсь, что бедующую музейную коллекцию пополнит трамвай модели 71-608КМ, сейчас их в городе осталось только 2 и на линии они не работают. Хорошей традицией было бы сохранение для будущего музея всех выводимых из работы моделей трамвая. Вагоны типов 71-608К, 71-605, ЛМ-99АЭ, 71-402 уже не вернешь, все они были списаны без сохранения хотя бы одного экземпляра.

Отдельное спасибо за предоставленные фотографии Надежде Ворошиловой и Евгении Савельевой.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте статьи о других транспортных музеях:

Музей "Московский транспорт": закрытая экспозиция на Рогожском валу

Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга

Памятники Петербургскому трамваю

Музей городского транспорта Праги