Сегодня заканчиваем серию публикаций о казанском транспорте. Мы успели познакомиться с системой общественного транспорта, трамваями, троллейбусами столицы Татарстана. Сегодня пришел черед познакомиться с небольшой экспозицией исторических трамваев на Аллее Славы.
Аллея Славы
В Казани, в центре города на Петербургской улице, рядом со станцией метро "Суконная слобода" и администрацией городского перевозчика МУП "Метроэлектротранс" расположена так назsваемая Аллея Славы. Здесь представлена экспозиция из 2-х старинных трамвайных вагонов и вагона конки. Здесь же установлен мемориальный обелиск, посвященный подвигу трамвайщиков в годы Великой Отечественной войны. Весь комплекс был открыт 8 мая 2009 года - он стал одной из достопримечательностей города.
Трамваи
Познакомимся с вагонами на аллее поближе. Начнём, с самого старого - вагона конки.
Конка
Вагон конки не настоящий, построен в 2000 году, как говорят - репликар. Он построен по образцу конок, экспатриировавшихся в Казани в конце 19 века: с 1875 по 1900 годы.
Вагон конки не простой, а с империалом - 2-м этажом, куда женщин не пускали. Такой вагон мог перевозить до 40 пассажиров. Тянули по рельсам его как правило 2 лещади, на особо больших уклонах прицепляли еще одну лошадиную силу.
До попадания на Аллею Славы в 2009 году, коночный вагон можно было встроить на городских улицах - он традиционно участвовал в городских мероприятиях и праздниках. Сейчас, к сожалению это уже не возможно.
Двухосный трамвайный вагон
2-ой экземпляр - классический представитель трамваев начала 20 века - Двухосный моторный. Он так же, как и конка - репликар, построенный в 1999 году на базе снегоочистителя ГС. Это вагон дает представление о том, какие трамваи открывали трамвайное движение в Казани в 1899 году. Кстати, первые казанские трамваи были родом из Бельгии - на тот момент на территории Российской империи трамвайные вагоны не производили. Уже позже российские производители начнут выпускать трамваи, но за образец будет взят именно бельгийский вагон.
Вагон Х
Трамвайный вагон Х - единственный оригинальный, исторический. Он на столько старый, что не сохранились данные о дате его выпуска. Удивительно, но он проработал на городских улицах Казани с 1930-х вплоть до 1970-х годов и был специально сохранен. После вывода из эксплуатации вагон был установлен в качестве памятника в трамвайном депо № 1, а в 2009 году так же переехал на Петербургскую улицу, заняв место на Аллее Славы.
Вагоны Х выпускались в 1928-1941 годах на Усть-Катавском и Мытищинском вагоностроительных заводах. И в 1930-1950-е годы представляли собой самый массовый трамвай трамвай того времени.
Казанский вагон Х № 24 знаменит еще и тем, что на нем работал герой СССР Иван Кабушкин, участник советско-финской и Великой Отечественной войны, руководитель минского подполья. Его имя так же носит трамвайное депо в Казани.
***
Вот такая необычная экспозиция трамваев в Казани. Среди основных недостатков - это то, что экспонаты не могут передвигаться по городским трамвайным линиям, так как каждый вагон стоит на отдельном кусочке рельсов, не как не связанный с трамвайной сетью Казани. Кроме того, трамваям за частую попадает от вандалов и графитчиков, а так же природные условия в виде осадков делают свое дело - выглядят "экспонаты" мягко говоря не очень. Среди этих 3-х страдальцев очень жалко оригинальный, исторический трамвай 1930-х годов типа Х, которому место под крышей музея, а не на улице.
В трамвайном депо Казани хранится еще несколько моделей вагонов, которые выведены из эксплуатации на улицах города. Это трамваи РВЗ-6М2 1987 года, ЛМ-93 1996 года, 71-619К-01 1999 года и ЛМ-99К 2001 года. Очень надеюсь, что эти вагоны не выставят на растерзание вандалам на улицу.
Срочно требуется создать в Казани трамвайный музей, где-бы была возможность выставить на общее обозрение все эти уникальные трамваи. Кроме того, это было бы безопаснее для самих трамваев, да к тому же, посетители смогли бы увидеть их интерьер, что сейчас невозможно, все вагоны-экспонаты закрыты.
Так же надеюсь, что бедующую музейную коллекцию пополнит трамвай модели 71-608КМ, сейчас их в городе осталось только 2 и на линии они не работают. Хорошей традицией было бы сохранение для будущего музея всех выводимых из работы моделей трамвая. Вагоны типов 71-608К, 71-605, ЛМ-99АЭ, 71-402 уже не вернешь, все они были списаны без сохранения хотя бы одного экземпляра.
Отдельное спасибо за предоставленные фотографии Надежде Ворошиловой и Евгении Савельевой.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте статьи о других транспортных музеях:
Музей "Московский транспорт": закрытая экспозиция на Рогожском валу
Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга
Памятники Петербургскому трамваю
Музей городского транспорта Праги