Найти тему

Музейная трамвайная линия Амстердама

Оглавление

Сегодня заключительная статья о транспорте Амстердама, в предыдущих статьях мы говорили об общественном транспорте и трамваях нидерландской столицы.

Такой трамвайный город, как Амстердам, конечно же имеет большую коллекцию ретро-трамваев и свой музейный трамвайный маршрут.

Трамвай BN PCC на кольце Харлеммермеер
Трамвай BN PCC на кольце Харлеммермеер

Немного истории

Попытки собрать трамвайную коллекцию в Амстердаме начались в конце 1940-х годов. Но в связи с отсутствием места для хранения трамваев наиболее ценные экземпляры передавалась для сохранения в другие города Нидерландов. Ситуация сдвинулась с метровой точки в 1965 году. когда был организован фонд "Tramweg", который занялся реставрацией старой трамвайной техники.

Параллельно с 1988 года начал работу частный музей общественного транспорта Амстердама. Музей располагался в автобусном гараже Ост и бывшем трамвайном депо Толенстраат. Музей скупал старые трамваи с разных уголков Нидерландов и других стран мира. Так же силами музея был организован ретро-маршрут по центру города.

В 2005 году музею пришлось освободить площадки, где он располагался в связи с переездом трамвайного депо на новую территорию. С этого же момента прекратил работу ретро-маршрут. В 2010 году музей был признан банкротом и большая часть трамваев была передана фонду "Tramweg". Объединенная коллекция была распределена по трамвайным депо Амстердама, а в 1975 году начала работу музейная трамвайная линия. С этого момента перевозчик GVB начал передавать в музей выводимые из эксплуатации трамваи города.

История линии

Музейный трамвай ходит не по обычным городским трамвайным линиям, а по специальной - отдельной музейной линии. Однопутная линия ведет от Харлеммермеер до Бовенкерк. До 1975 года эта линия была железнодорожной, а современная конечная музейного трамвая Харлеммермеер - была конечной станцией этой линии. Сама железнодорожная линия вместе со зданием вокзала была построена в 1915 году и уходила в город Алмсвер. В 1950-е годы все пассажирские поезда с этой линии были перенесены на Центральную станцию - линия стала использоваться для грузовых целей. А в 1975 году после прекращения и грузового движения вместе со зданием вокзала была передана трамвайному музею. По трассе музейной линии были установлены опоры и повешена контактная сеть. Первый участок, открытый в 1975 году доходил только до кольцевой автодороги, постепенно продлеваясь до современной конечной. Сейчас в ходе реконструкции автомагистрали трамваи чуть не доезжают до поселка Амстелвин.

Описание линии

Линия однопутная, общая ее длина 7,2 км. На всем участке имеется 6 остановок, оборудованных платформами. На линии имеется 1 разъезд для пропуска встречного вагона. У станции Харлеммермеер построено трамвайное кольцо, на Бовенкерк трамваи разворачиваются через специальный съезд. В наследство от железной дороги музейной линии достались знаки на пересечениях с автодорогами и железнодорожные рельсы. Здание вокзала на станции Харлеммермеер - памятник архитектуры 1915 года постройки.

Линия работает только в летний период с апреля по октябрь по воскресеньям с 11.00 до 17.00. В это же время работает и музей, расположенный в здании вокзала Харлеммермеер. При музее имеется магазин трамвайных сувениров и кафе. Билет на трамвай покупается у колоритного кондуктора в салоне трамвая. Билет стоит 5,50 евро, для пенсионеров и детей - 3,50 евро.

Билет на музейный трамвай, полный
Билет на музейный трамвай, полный
Билет на музейный трамвай льготный
Билет на музейный трамвай льготный

Все работники музея и музейной линии - волонтеры. Один из интересных фактов - что на переездах с автодорогами кондуктор выбегает из трамвая и предупреждает автомобилистов о приближении трамвая - ибо трамвай здесь редкий гость и работает только раз в неделю.

Маршрутная табличка на остановке. На всех схемах музейный маршрут носит № 30.
Маршрутная табличка на остановке. На всех схемах музейный маршрут носит № 30.

Трамвайная линия очень необычная и красивая, из-за того, что она когда-то была железнодорожной, то она не проходит вдоль автомагистралей а идет своей трассой. Мимо окон старого трамвая проплывают каналы, озера, небольшие домики, деревья. Очень много зелени, ведь линия проходит вдоль Амстердамского леса - одного из самых известных парков города.

Музейный трамвай на линии утопает в зелени
Музейный трамвай на линии утопает в зелени

К сожалению, существующей музейной трамвайной линии осталось не долго. В ходе реконструкции прилегающего района трасса линии попала под застройку. В ходе переговоров с обществом RETM - волонтерским управлением музейного трамвая удалось договориться о переносе линии на новую трассу и о строительстве нового кольца у станции Харлеммермеер.

Но прокатится на таком трамвае стоит, одной из главных ее особенностей, что тут работают настоящие исторические трамваи 50-60-70-х годов. Мне удалось прокатится на легендарном американском трамвае BN PCC 1952 года, поступивший в музей из Брюсселя.

трамвай BN PCC на конечной остановке Бовенкерк
трамвай BN PCC на конечной остановке Бовенкерк
салон BN PCC
салон BN PCC

В тот же день на музейной линии работал 2-х секционный Beijnes 2G - работал в Амстердаме с 1959 до 1994 года.

Трамвай Beijnes 2G на кольце Харлеммермеер
Трамвай Beijnes 2G на кольце Харлеммермеер

Каждое воскресенье на линию выходит разная пара вагонов и на какой из них вы попадете - это лотырея, но в этом и есть своя прелесть.

Можно попасть и на самые настоящие раритеты начала 20 века, и на более современные, ведь коллекция насчитывает около 60 вагонов, часть из них регулярно выходит на музейный маршрут.

Состояние трамваев - выше всяких похвал, не смотря на возраст они выглядят идеально, как технически, так и внешне. Проехав на таком трамвае чувствуется эпоха, в которой они работали. Но и не мало важно и то, что все это сохранение старого подвижного состава и содержание этой линии сделано с такой любовью и таким уважением к своему делу и хобби.

Одна из главных изюминок музейной линии в том, что здесь работают именно оригинальные старинные трамваи, а не "псевдо" ретро, как, например в Санкт-Петербурге.

Трамвай BN PCC на кольце Харлеммермеер
Трамвай BN PCC на кольце Харлеммермеер

Кроме того, хочется, что бы старинные трамваи ездили не только по музейной линии, но и по самому городу. Представьте как бы шикарно выглядели деревянные трамваи 20-х годов на фонде Центрального вокзала или Рейксмузеума.

К сожалению, у нас в России еще не научились хранить свое прошлое. Во многих городах рады все старое снести, построить взамен новое. Все старые трамваи списать, не сохранив даже одного экземпляра для потомков. О чем говорить, что даже в столице музей транспорта не создает общей картины истории общественного транспорта, вычеркнув из своей экспозиции трамваи и троллейбусы, а многие уникальные раритиеты гниют под открытым небом в дальних углах парков и депо.

Трамвай BN PCC на конечной Бовенкерк
Трамвай BN PCC на конечной Бовенкерк

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте статьи о других транспортных музеях:

Музей "Московский транспорт": закрытая экспозиция на Рогожском валу

Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга

Памятники Петербургскому трамваю

Музей городского транспорта Праги

Трамвайная Аллея Славы в Казани