Найти в Дзене

Музей "Московский транспорт": закрытая экспозиция на Рогожском валу

Оглавление

Музей "Московский транспорт" открыт в 2016 году. Его экспозиция располагалась в помещениях бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината № 4 на ул. Рогожский вал. В конце 2019 года музей закрыт в связи с переездом на новую территорию.

О истории музея городского транспорта в Москве

Музей "Московский транспорт" - это не первая попытка создать полномасштабный музей городского общественного транспорта.

Первый музей был открыт в год 100-тнего юбилея московского трамвая в 1999 году. Музей пассажирского транспорта располагался на территории трамвайного депо имени Баумана на Сельскохозяйственной улице, часть экспозиции была представлена в здании конечной станции "Ростокино". Основа музейного фонда - трамваи, троллейбусы, автобусы, спецтехника десятилетиями сохранявшаяся неравнодушными работниками "Мосгортранса". В 2001 году музей был закрыт, так как его территория была отдана под строительство электродепо монорельса. Уникальная старинная техника была вывезена на территорию Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице. Часть экспонатов, была роздана по автобусным, троллейбусным паркам и трамвайных депо для хранения в цехах под "крышей". Но, большая часть уникальной техника осталась под открытым небом и очень быстро разрушалась. В 2014 году шинную технику перевезли на территорию 17-ого автобусного и парка и спецавтобазы.

В разное время создать музей планировалось на территории Краснопресненского трамвайного депо, 4-ого троллейбусного парка, на ВДНХ - но дальше разговоров дело не пошло.

Музей "Московский транспорт" на Рогожском валу

Музей "Московский транспорт" открыт в 2016 году на площадке бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината № 4. До этого здесь с 2003-его года находился Музей ретро автомобилей. Его коллекция также вошла в состав нового музея. К сожалению большая часть экспозиции - это автомобили, а автобусов и троллейбусов в музее по минимуму, а трамваев нет вообще. Мало в музее представлено и прочей атрибутики, посвященной общественному транспорту. В 2019-ом году музей был в очередной раз был закрыт, теперь он переезжает на новую площадку на Новорязанскую улицу в бывший грузовой гараж, построенный по проекту архитектора Мельникова

билет на посещение музея, 2018 г.
билет на посещение музея, 2018 г.

Здание

Музей располагался в зданиях бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината № 4 по адресу ул. Рогожский вал 9\2, стр. 2. Производственный корпус был построен в 1952 году. Центральные пролёты 5 манежей гаража перекрыты 24-метровыми стальными фермами, а промежуточные — 7-метровыми металлическими балками. На улицу выходит четырёхэтажный административный корпус. Сам комбинат закрыт в 1999 году.

Здание музея
Здание музея

Атрибутика общественного транспорта

В музее представлена атрибутика общественного транспорта: форма работников, маршрутные таблички, различные таблицы и схемы

Маршрутные таблички автобусных и троллейбусных маршрутов
Маршрутные таблички автобусных и троллейбусных маршрутов
Логотип ныне закрытого 4-ого троллейбусного парка - когда-то старейшего предприятия общественного транспорта. Его эволюция: конка, трамвай, троллейбус, а теперь рынок.
Логотип ныне закрытого 4-ого троллейбусного парка - когда-то старейшего предприятия общественного транспорта. Его эволюция: конка, трамвай, троллейбус, а теперь рынок.

В Москве, как и сейчас в Санкт-Петербурге, ранее существовали маршрутные огни на трамвайных вагонах. Сочетание цветов говорило пассажиру о том, трамвай какого маршрута приближается.

Таблица маршрутных огней
Таблица маршрутных огней
Маршрутные таблички ныне зарытого знаменитого троллейбусного маршрута "Б" по Садовому кольцу
Маршрутные таблички ныне зарытого знаменитого троллейбусного маршрута "Б" по Садовому кольцу
Маршрутная лента. Такие ленты устанавливались в софитный ящики трамвайных вагонов 71-619К. Здесь представлена лента маршрутов трамвайного депо имени Апакова.
Маршрутная лента. Такие ленты устанавливались в софитный ящики трамвайных вагонов 71-619К. Здесь представлена лента маршрутов трамвайного депо имени Апакова.

Экспозиция

Немного познакомимся с экспозицией уже закрытой площадки на Рогожском валу. Больший упор в нашем обзоре мы сделаем на автобусы

С них то мы и начнем.

Междугородний автобус Икарус-55 выпускался с 1953 по 1972 год, выпущено 7466 экземпляров. Представленный в музее экспонат 1953-его года выпуска.

Икарус-55 (1953 г.)
Икарус-55 (1953 г.)

Довоенный автобус ЗиС-8 выпускался в 1934-1936 годах на шасси ЗиС-11.

ЗиС-8
ЗиС-8

ЗиС-155 - один из массовых советских автобусов, выпускался в 1947-1957 годах. Музейный автобус 1949 года выпуска.

ЗиС-155 (1949 г.)
ЗиС-155 (1949 г.)
2-ой экземпляр ЗиСа-155 (1955 г.), с лобовой частью от ЗиЛ-158.
2-ой экземпляр ЗиСа-155 (1955 г.), с лобовой частью от ЗиЛ-158.

Один из самых массовых советских автобусов - ЗиЛ-158. С 1957 по 1960 год выпускался на ЗиЛе, с 1959 по 1970 год - на ЛиАЗе. Выпущено более 71 тысячи экземпляров. Представленный в музее автобус 1957 года выпуска.

ЗиЛ-158 (1957 г.)
ЗиЛ-158 (1957 г.)
Версия выпущенная на ЛиАЗе, ЛиАЗ-158.
Версия выпущенная на ЛиАЗе, ЛиАЗ-158.

Прицеп 2ПН4 к автобусу ЗиЛ-158, выпускался с конца 1950-х. Поезда использовались на маршрутах в 1959-1961 годах.

Автобусный прицеп 2ПН4 к автобусу ЗиЛ-158 (1961 г.)
Автобусный прицеп 2ПН4 к автобусу ЗиЛ-158 (1961 г.)

Самый, наверное известный автобус в СССР - ЛиАЗ-677. Вся серия выпускалась с 1967 по 1994, штучно до 2002 г.

ЛиАЗ-677 (1975 г.)
ЛиАЗ-677 (1975 г.)

Легендарный советский автобус ЛиАЗ-677М, работавший на маршрутах большинства советских городов. Выпускался с 1977 по 1994 год, до 2002 года выпускался малыми партиями на авторемонтных предприятиях. Всего автобусов ЛиАЗ-677 (все модификации) выпущено 194 183 штуки.

ЛиАЗ-677М  (1985 г.)
ЛиАЗ-677М (1985 г.)
ЛиАЗ-677М  (1985 г.)
ЛиАЗ-677М (1985 г.)

Автобус РАФ-976 производился на Рижской автобусной фабрике 1961-1967 годах. Строился на шасси грузовика ГАЗ-51А. В Московском музее экземпляр 1963 года.

РАФ-976 (1963 г.)
РАФ-976 (1963 г.)

ЛАЗ-695 - также одна из наиболее известных моделей автобусов. Все серия выпускалась с 1956 по 2010 год.

Модификация ЛАЗ-695Б выпускалась с 1958 по 1964 год.

ЛАЗ-695Б (1961 г.)
ЛАЗ-695Б (1961 г.)

Автобус ЛАЗ-695Е выпускался с 1963 по 1070 год, изготовлено 37916 экземпляров.

ЛАЗ-695Е (1968 г.)
ЛАЗ-695Е (1968 г.)

Автобус ЛАЗ-695 "Фестивальный" выпущен на Львове в 1957 году

ЛАЗ-695 "Фестивальный" (1957 г.)
ЛАЗ-695 "Фестивальный" (1957 г.)
-23

Один из первых сочленных автобусов - Ikarus-180, производился с 1966 по 1973 год. Музейный автобус 1969 года выпуска, по факту собран из двух половинок.

Икарус-180
Икарус-180

Сочленный автобус Московит-6222 производился в 2002-2004 годах на Тушинском машиностроительном заводе, полная копия автобуса Ikarus-435.17. Выпущен 31 автобус.

Московит-6222 (2004 г.)
Московит-6222 (2004 г.)

Одна из самых известных автобусов -"гармошек" - Икарус-280. Вся серия выпускалась с 1973 по 2002 год. Произведено 60 993 единицы.

Первый на фото - Ikarus-280.33G-10 -переделанные на газ автобусы Ikarus-280.33М. Выпускались в 2004-2006 годах. Второй автобус - karus-280.33М, производился с 1996 по 2001 год на Тушинском машиностроительном заводе.

Ikarus-280.33G-10  и Ikarus-280.33М (2001 г.)
Ikarus-280.33G-10 и Ikarus-280.33М (2001 г.)

Теперь посмотрим на коллекцию ретро автомобилей.

Общий вид на зал с ретро автомобилями
Общий вид на зал с ретро автомобилями
-28
-29
Horch 830 BK (1935 г.)
Horch 830 BK (1935 г.)
-31
Знаменитая "Чайка"
Знаменитая "Чайка"
 Hudson 8 (1936 г.)
Hudson 8 (1936 г.)
-34

В музее представлена также спецтехника.

Милицейская машина ГАЗ-21
Милицейская машина ГАЗ-21
Пожарная техника
Пожарная техника

Очень надеюсь, что после переезда музея на новую площадку экспозицию, посвященную пассажирскому транспорту увеличат: появятся трамваи и троллейбусы, и уникальные экспонаты больше не будут ржаветь под открытым небом.

Спасибо за внимание!