Музей "Московский транспорт" открыт в 2016 году. Его экспозиция располагалась в помещениях бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината № 4 на ул. Рогожский вал. В конце 2019 года музей закрыт в связи с переездом на новую территорию.
О истории музея городского транспорта в Москве
Музей "Московский транспорт" - это не первая попытка создать полномасштабный музей городского общественного транспорта.
Первый музей был открыт в год 100-тнего юбилея московского трамвая в 1999 году. Музей пассажирского транспорта располагался на территории трамвайного депо имени Баумана на Сельскохозяйственной улице, часть экспозиции была представлена в здании конечной станции "Ростокино". Основа музейного фонда - трамваи, троллейбусы, автобусы, спецтехника десятилетиями сохранявшаяся неравнодушными работниками "Мосгортранса". В 2001 году музей был закрыт, так как его территория была отдана под строительство электродепо монорельса. Уникальная старинная техника была вывезена на территорию Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице. Часть экспонатов, была роздана по автобусным, троллейбусным паркам и трамвайных депо для хранения в цехах под "крышей". Но, большая часть уникальной техника осталась под открытым небом и очень быстро разрушалась. В 2014 году шинную технику перевезли на территорию 17-ого автобусного и парка и спецавтобазы.
В разное время создать музей планировалось на территории Краснопресненского трамвайного депо, 4-ого троллейбусного парка, на ВДНХ - но дальше разговоров дело не пошло.
Музей "Московский транспорт" на Рогожском валу
Музей "Московский транспорт" открыт в 2016 году на площадке бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината № 4. До этого здесь с 2003-его года находился Музей ретро автомобилей. Его коллекция также вошла в состав нового музея. К сожалению большая часть экспозиции - это автомобили, а автобусов и троллейбусов в музее по минимуму, а трамваев нет вообще. Мало в музее представлено и прочей атрибутики, посвященной общественному транспорту. В 2019-ом году музей был в очередной раз был закрыт, теперь он переезжает на новую площадку на Новорязанскую улицу в бывший грузовой гараж, построенный по проекту архитектора Мельникова
Здание
Музей располагался в зданиях бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината № 4 по адресу ул. Рогожский вал 9\2, стр. 2. Производственный корпус был построен в 1952 году. Центральные пролёты 5 манежей гаража перекрыты 24-метровыми стальными фермами, а промежуточные — 7-метровыми металлическими балками. На улицу выходит четырёхэтажный административный корпус. Сам комбинат закрыт в 1999 году.
Атрибутика общественного транспорта
В музее представлена атрибутика общественного транспорта: форма работников, маршрутные таблички, различные таблицы и схемы
В Москве, как и сейчас в Санкт-Петербурге, ранее существовали маршрутные огни на трамвайных вагонах. Сочетание цветов говорило пассажиру о том, трамвай какого маршрута приближается.
Экспозиция
Немного познакомимся с экспозицией уже закрытой площадки на Рогожском валу. Больший упор в нашем обзоре мы сделаем на автобусы
С них то мы и начнем.
Междугородний автобус Икарус-55 выпускался с 1953 по 1972 год, выпущено 7466 экземпляров. Представленный в музее экспонат 1953-его года выпуска.
Довоенный автобус ЗиС-8 выпускался в 1934-1936 годах на шасси ЗиС-11.
ЗиС-155 - один из массовых советских автобусов, выпускался в 1947-1957 годах. Музейный автобус 1949 года выпуска.
Один из самых массовых советских автобусов - ЗиЛ-158. С 1957 по 1960 год выпускался на ЗиЛе, с 1959 по 1970 год - на ЛиАЗе. Выпущено более 71 тысячи экземпляров. Представленный в музее автобус 1957 года выпуска.
Прицеп 2ПН4 к автобусу ЗиЛ-158, выпускался с конца 1950-х. Поезда использовались на маршрутах в 1959-1961 годах.
Самый, наверное известный автобус в СССР - ЛиАЗ-677. Вся серия выпускалась с 1967 по 1994, штучно до 2002 г.
Легендарный советский автобус ЛиАЗ-677М, работавший на маршрутах большинства советских городов. Выпускался с 1977 по 1994 год, до 2002 года выпускался малыми партиями на авторемонтных предприятиях. Всего автобусов ЛиАЗ-677 (все модификации) выпущено 194 183 штуки.
Автобус РАФ-976 производился на Рижской автобусной фабрике 1961-1967 годах. Строился на шасси грузовика ГАЗ-51А. В Московском музее экземпляр 1963 года.
ЛАЗ-695 - также одна из наиболее известных моделей автобусов. Все серия выпускалась с 1956 по 2010 год.
Модификация ЛАЗ-695Б выпускалась с 1958 по 1964 год.
Автобус ЛАЗ-695Е выпускался с 1963 по 1070 год, изготовлено 37916 экземпляров.
Автобус ЛАЗ-695 "Фестивальный" выпущен на Львове в 1957 году
Один из первых сочленных автобусов - Ikarus-180, производился с 1966 по 1973 год. Музейный автобус 1969 года выпуска, по факту собран из двух половинок.
Сочленный автобус Московит-6222 производился в 2002-2004 годах на Тушинском машиностроительном заводе, полная копия автобуса Ikarus-435.17. Выпущен 31 автобус.
Одна из самых известных автобусов -"гармошек" - Икарус-280. Вся серия выпускалась с 1973 по 2002 год. Произведено 60 993 единицы.
Первый на фото - Ikarus-280.33G-10 -переделанные на газ автобусы Ikarus-280.33М. Выпускались в 2004-2006 годах. Второй автобус - karus-280.33М, производился с 1996 по 2001 год на Тушинском машиностроительном заводе.
Теперь посмотрим на коллекцию ретро автомобилей.
В музее представлена также спецтехника.
Очень надеюсь, что после переезда музея на новую площадку экспозицию, посвященную пассажирскому транспорту увеличат: появятся трамваи и троллейбусы, и уникальные экспонаты больше не будут ржаветь под открытым небом.
Спасибо за внимание!