Диагноз рака приводит к психосоциальному дистрессу разной степени выраженности, но большинство больных рано или поздно «берёт себя в руки», чтобы лечиться ради жизни. Страдающие раком простаты сталкиваются с проблемами, ужиться с которыми может не каждый…
Онкологический диагноз наносит тяжёлый удар психике человека, а избавляющее от карциномы лечение способно усугубить психоэмоциональный дистресс из-за множества осложнений, как, например, происходит с больными простатическим раком. Исследования психического здоровья базируются на большом числе публикаций с небольшими выборками пациентов и непродолжительным временем наблюдения, тем не менее доказано наличие клинически значимой депрессии у каждого пятого больного раком предстательной железы (РПЖ) и двукратное увеличение суицидов в течение года после установления онкологического диагноза.
Длительное – годами лечение РПЖ и неустранимые сексуальные последствия с осложнениями со стороны мочевыводящей системы позволили специалистам Медицинской школы Стэнфорда и университета Икана на горе Синай в Нью-Йорк, Уппсальского и Университета Содружества Вирджинии при разной степени агрессивности карциномы рассчитать частоту тяжёлой депрессии и самоубийств в отдалённые сроки – десятилетие после установления рака.
В анализ включили 180 189 страдающих РПЖ шведов, диагноз которым установлен в течение 20 лет с 1998 года. Пациентам подобрали контрольную группу из сопоставимых по характеристикам 1 801 890 мужчин. Средний возраст онкопациентов – 75 лет, с метастатической стадией – почти 77 лет. Медиана наблюдения 4,3 года.
Агрессивность РПЖ на время выявления заболевания градуировали следующим образом:
- высокий риск: опухоль за пределами простаты, выше 8 баллов по Глисону и/или ПСА≥20 нг/мл;
- средний риск: опухоль не выходит из железы, Глисон 7 баллов и/или ПСА 10-20 нг/мл;
- низкий риск: опухоль в границах простаты, 2-6 баллов по Глисону и/или ПСА менее 10 нг/мл.
При карциноме низкого и среднего риска частота развития депрессии повысилась примерно на 20%, частота самоубийств выросла почти вдвое с третьего месяца до года, но в остальные периоды десятилетнего наблюдения была аналогична суицидам в контрольной группе.
У пациентов высокой агрессивности РПЖ частота клинически значимой депрессии была на 82% выше, а частота суицидов в 2,4 раза выше. Лучевая терапия карциномы повысила частоту тяжёлой депрессии на 44%, простатэктомия – на 60%, а андрогенная депривация с удалением яичек хирургически или лекарственным способом усугубила частоту депрессии вдвое. Лекарственное лечение более чем в 2,8 раз повысило вероятность самоубийства.
Авторы исследования констатирую явное психологическое неблагополучие, рекомендуют тщательное клиническое наблюдение больного раком простаты для своевременного выявления психической патологии. Конечно, у изучаемых шведских пациентов есть свои – национальные поводы для развития депрессии, не характерные для россиян, но бдительность врачей и жён совсем не лишня. Берегите мужчин, они жизненно нуждаются в поддержке…
Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2023/12/04/
Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!