Разбираем тестер для проверки электропроводки в автомобиле

Универсальный тестер - это мультиметр. И показывает точнее. Но не всегда он удобен при проверке подключений различных блоков в автомобилях.

Очень часто видел в различных роликах тестер с двумя светодиодами и видел как ловко им орудуют. В связи с этим возникла у меня мысль сделать тестер своими руками, т.к. предполагал что стоит он негуманно дорого.

Прошелся по местным автомагазинам, но там нет ничего подобного, а некоторые вообще руками разводили и не понимали о чем я их спрашиваю. И вот, в одном из местных магазинов электрики на витрине вместе с розетками и выключателями был обнаружен данный тестер. Цена в 195 рублей меня приятно удивила. И естественно я его купил.

Внешний вид тестера
Внешний вид тестера

Немного поигравшись, я решил его разобрать. И что же я там обнаружил? Наипростейшая схема из батарейки (их 3), пищалки, двух светодиодов и резисторов. Проще не придумаешь.

Тестер проводки автомобиля. Вид изнутри.
Тестер проводки автомобиля. Вид изнутри.

Я предполагал, что в этом тестере более сложная схема.

В Интернете много людей жалуется, что приходится часто менять батарейки в этом приборе. Казалось бы, батарейка питает светодиод и/или пищалку. При этом очень короткое время. Почему бы ей быстро помирать? Но когда я увидел внутреннее устройство данного прибора, то сразу стала понятна причина этого. Все это потому, что если использовать прибор как "прозвонку", то ничего страшного нет, все штатно. А вот если данный прибор использовать как указатель потенциала на проводе, для чего в принципе и приобретается данный прибор, то напряжение 12В течет напрямую через батарею. И ладно если в "правильной" полярности, может быть это напряжение немного подзаряжает батарею. А вот если в обратной - тогда совсем плохо. Мало того, что батарейки не предназначены для прикладывания к ним напряжения, а тут получается еще и в обратной полярности. Естественно, батарейка в таких условиях долго не проживет.

Подобная схема есть в Интернете, но на ней хотя бы есть транзисторы и нет воздействия внешнего напряжения на батарейку. Схема из Интернета ниже. Ссылку откуда украл не дам, т.к. было это уже давно. Тем более что это было в каком-то видео и данная схема была показана в том видео всего несколько секунд, оттуда я ее и вырезал.

Схема контрольки из Интернета
Схема контрольки из Интернета

Данная схема лишена недостатков схемы из купленной контрольки. В этой схеме есть также подключение к щупам лампочки что позволит проверить реальность наличия напряжения 12В на исследуемом контакте. Все дело в том, что светодиод может светить, показывая что напряжение вроде как есть, но его может быть недостаточно для работы каких-то устройств в следствии, например, окисления контактов. И подключением нагрузки в виде лампочки мы сразу это увидим. Подобная ситуация была у меня с переключателем стеклоподъемников. Вроде контакт есть, а двигатель стеклоподъемника не крутит. При этом мультиметр подключенный к колодке выключателя показывал уверенные 12В при нажатии на кнопку и я уже не знал куда копать. Но стоило подключить двигатель как напряжение проседало до 3-5В и двигатель в одну сторону крутит, а в другую - нет. Первая мысль - заклинил двигатель. Но ведь в другую сторону он крутит - значит с самим двигателем и редуктором все в порядке. Контакты чистил, смотрел как контачат чуть ли не под микроскопом - все без результатов. Замена переключателя на новый решила проблему.

Итоги

Что мы имеем в итоге? Мы имеем удобный корпус с щупом-иглой, который удобно пихать в разные разъемы авто. И да, он работает, но немного не эффективно с точки зрения правильности схемотехники. На этом плюсы данного прибора заканчиваются.

Я понадеялся, что приобретя данный прибор я не буду заморачиваться с конструированием более сложной схемы на транзисторах. Тем более отдав за него менее 200 рублей. Но, видимо, придется все-таки собрать и если получится, то уместить в этот же корпус. Сам корпус мне понравился - очень удобный.

Есть небольшой минус - лампа W5W большая для данного корпуса и занимает его почти целиком. Значит, буду делать схему из Интернета с применением SMD деталей. Вполне логично будет взять лампу поменьше, например из подсветки приборной панели.