Девушки сцепились в драке и Пикассо сладостно наблюдал за этим действом - в старости он скажет, что это одно из лучших воспоминаний в его жизни. Сражались за испанца Мария-Тереза Вальтер, о которой мы говорили в прошлой статье, и Дора Маар на тот момент еще востребованная фотохудожница, Пикассо еще не прошел по ней катком, но уже скоро от ее жизни и творчества мало, что останется.
Генриетта Теодора Маркович, дочь известного польского архитектора, смело отправилась в Париж в 19 лет и вскоре стала яркой звездой авангардной фотографии. Удивительная комбинация зеленых глаз, умственной проницательности и таланта привлекла внимание всех вокруг. Вместе с талантливым молодым дизайнером Пьером Кефером они сделали себе имя в коммерческой сфере, создавая проекты, которые отражали дух сюрреализма и удивляли заказчиков. Их рекламные фотографии были настолько смелыми и непредсказуемыми, что корабли плавали по морю из женских волос, а волнистые локоны текли из флаконов с маслом. Безусловно, это было потрясающе для того времени, когда создание таких проектов требовало много времени и усилий, в отличие от сегодняшних графических редакторов, способных сделать это за несколько минут.
Однажды Дора Маар работала фотографом на съемках фильма «Преступление месье Ланжа» режиссера Жана Ренуара. Именно на этой съемочной площадке она впервые увидела Пабло Пикассо. В то время ее карьера стремительно развивалась, в отличие от Пикассо, который все еще искал вдохновение после непродуктивного периода. Пару месяцев он не создавал ни одной картины или скульптуры, называя это время самым тяжелым в своей жизни. Очевидно, их первая встреча была напряженной, так же, как и все последующие отношения между ними.
Девушка придумала оригинальный способ привлечь внимание самого Пикассо. Зная, что художник часто посещал кафе Les Deux Magots, она решила прийти туда и продемонстрировать свой уникальный навык - игру с перочинным ножом. Между расставленными пальцами она ловко ударяла острием о стол, создавая сюрреалистическую атмосферу.
История первого знакомства Доры Маар и Пабло Пикассо стала популярной и часто рассказывается. Некоторые утверждают, что перчатки, которые Дора носила, были белыми. Пикассо так впечатлился ее выступлением, что попросил ее отдать ему эти перчатки, которые он затем хранил в специальной витрине, как необычное и ценное воспоминание о своей встрече с Дорой.
Пабло и Дора вскоре стали любовниками. Маар, фотографируя Пикассо в своей студии на улице Асторг, создала множество фотографий, но большинство из них так и осталось неотпечатанными. Однако сюрреалистические фотоработы Доры стали источником вдохновения для Пикассо, который сам начал фотографировать свою Музу и использовать эти снимки для создания своих работ в новаторской, многослойной технике. Художник рисовал портреты на стекле, вкладывал под них фотопортреты и добавлял кружево или ткани между ними.
Дора запечатлела создание одной из самых значимых работ в карьере Пикассо - "Герника". В 1940 году, когда Францию оккупировали немцы, Пикассо столкнулся с трудным выбором - остаться или уехать. Ему предлагали возможность уехать в США или Мексику, однако он решил остаться в Париже. Несмотря на ее предполагаемое еврейское происхождение и левые политические взгляды, Дора всегда была рядом со своим божеством - Пикассо, и его репутация защищала обоих.
Сразу после завершения работы над "Герникой", Пикассо вернулся к теме "плачущей женщины", которая глубоко его тронула. Галерея "плачущих женщин" не только изображает портреты Доры Маар, но и передает эмоциональные переживания самого художника, вызванные войной, которые он вылил на холст через отражение в своей возлюбленной. Страдание и отчаяние в этих работах не только присущи самой Маар, но и являются символами необузданной боли и ужаса. А любимый символ сюрреалистов — глаз — у Пикассо, скорее, символ непроизвольной боли и ужаса.
Очевидцы отношений Пабло и Доры утверждали, что он часто принижал ее.
В течение 1940-х годов их отношения стали все более напряженными. Когда Пикассо оставил Дору ради художницы Франсуазы Жило, у Маар произошел нервный срыв. Ее отправили в психиатрическую больницу, где ей была применена электрошоковая терапия. Поль Элюар, который познакомил их друг с другом, оставался близким другом Доры и попросил перевести ее в клинику известного психоаналитика Жака Лакана. В течение двух лет Лакан лечил Маар в своей клинике.
Он оставил бывшей Музе дом в прованском городке Менерб, несколько картин и глубокие душевные раны. В конце концов, Дора все-таки вернулась в прежний круг, нашла утешение в католической вере, писала стихи. В 1950-х годах у нее появился сердечный друг, писатель Джеймс Лорд, но никто не мог заменить Пикассо.
Все, что у меня было, осталось от него. Все, чем я владела, — наполнено им. Я не могла вспомнить ни одного мгновения, ни одного места, в котором не был бы Пикассо. Все говорило мне о нем.
Дора Маар
Как вам история? Что было бы если, она его не встретила? И сколько талантливых женщин мы потеряли под катком любви?
о следующей музе уже скоро...
Другие статьи по теме:
Русская жена кровожадного Пикассо
Муза абьюза: Выжить в объятиях Пикассо