Когда я в очередной раз начинаю думать, что я старая и выпала из процесса, что на меня даже у статистики нет никаких прогнозов, то в тот же миг у меня портится аппетит, сон и стул. А ведь в какой-то момент эти три вещи становятся самыми очень важными составляющими жизни человека! Так что же делать? Сидеть и спокойно смотреть как молодые молодеют, здоровые здоровеют, а богатые богатеют? Ну уж нет, я не вижу в этом для себя ни новизны, ни творческого вызова. Когда мне грустно, я читаю что-нибудь экзистенциальное, вы, наверное, успели это заметить.
И сегодня я хочу предложить вам сюжет, исполненный тонкой сатиры и жизнеутверждающего посыла. Мы будем говорить о старости, листая дневник человека 83-х лет от роду. Да-да, но не торопитесь с выводами, предполагая, что вам предстоит надолго погрузиться в брюзжание стариков. "Не дождетесь", сказали бы вам герои нашего сюжета, в тихом злорадстве потирая свои сухие морщинистые ладошки. Итак, знакомьтесь: Хендрик Грун, "Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни".
Немного предыстории:
"Во вторник, первого января 2013 года, Хендрикус Герардус Грун решил целый год вести дневник, записывая наблюдения за жизнью обитателей своего нового дома – богадельни в районе Амстердам-Север."
Что такое дом престарелых, если отойти от казенных определений? - Это микро-социум. Здесь, как и в любом заведении с пожизненным содержанием, есть свои базис и надстройка, иерархи и изгои, соратники и соперники. Но, конечно, это еще и место постоянной прописки тех, кто является самой незащищенной прослойкой общества - старых людей. Кто-то из них оказался в этом заведении по доброй воле, а кто-то стал с возрастом обузой и для государства, и для собственных родственников. Проще говоря, "богадельня" - это живые люди сильно преклонного возраста, у которых, как бы это кого ни удивляло, все еще имеются свои потребности, чувства и желания.
Дом престарелых - не курорт и не пионерлагерь, здесь не слишком-то весело. Дни похожи один на другой, вместо нормальной еды - питание, постояльцы вечно ноют и жалуются то друг на друга, то на здоровье, то на правительство, то на погоду, а чаще всего - на одиночество.
Самому Хендрику уже 83 года, но он не унывает и пытается видеть какие-то забавные моменты даже в старости и немощи. И он очень смешно их описывает, правда. Грун активист клуба "Старые, но не мертвые", члены которого однажды решают начать получать удовольствие от жизни - от той ее части, что от нее осталась.
"Власть" в доме престарелых, где уже третий год обитает симпатичный главный герой, представлена в романе в лице директрисы "богадельни", которая старается, что называется, держать фасон: чтобы все было тихо, спокойно и без происшествий. Руководство волнует только то, чтобы старики помалкивали о каких-то административных нарушениях и не нарушали местные законы сами. Правда, некоторые правила проживания в доме престарелых вызывают полное недоумение. Например, нельзя использовать лестницу, а перемещаться с этажа на этаж следует только на лифте. Для безопасности старичков, конечно же! Не ровен час, кто-нибудь споткнется, упадет и сломает шейку бедра. Риск. Подумаешь, очереди к лифтам! Ничего страшного, старики потерпят, им же торопиться некуда.
Но чем больше запретов, тем меньше расходы на содержание подопечных. Зато представительские расходы администрации постоянно растут и становятся заметны даже вооруженным старческой катарактой глазом.
Совет попечителей тоже не сидит без дела и внедряет в жизнь различные эксперименты и новаторства для улучшения жизни и гармонизации душевного настроя престарелого контингента. Но такими благими делами противопоказано заниматься людям, которые не понимают настоящих нужд своих опекаемых. Хендрик с иронией рассказывает об эксперименте, которым эти хлопотливые люди принудили членов семей проживающих проводить время не только со своими родными, но и с чужими для них одинокими стариками. Они решили, что будет замечательно, если с "бесхозными" бабушками и дедушками будут гулять дети и внуки других постоятельцев. Но умиления этот эксперимент ни у кого, кроме его авторов, не вызывает. На деле он становится обузой для всех его участников. Кроме того, некоторым родственникам и свои-то старики - докука, что уж говорить о чужих...
Простой персонал дома престарелых тоже мало волнует жизнь старых людей, они просто выполняют свою работу, кто хорошо, а кто не очень. Здесь тоже есть свои "герои": самодур-повар и наполеон-охранник. Но есть и такие, кто старикам сочувствует и помогает. Например, секретарша, которая заранее информирует их о предстоящих "полезных" нововведениях дирекции.
Но ведь и старички бывают, мягко говоря, не подарки. Хендрик тоже рассказывает о таких: упрямые, обидчивые, несговорчивые, завистливые, доносчики. Все как в миру, где есть и хорошие, и плохие.
А есть и настоящие бунтари! Свои местные чегевары, среди которых: сам Хендрик, Эверт, Гритье, Эфье, Граме, Эдвард, Рия и Антуан – те самые бабушки и дедушки, организовавшие клуб "Старые, но не мертвые", чтобы перестать уныло существовать и начать снова нормально жить. Конечно, они знают, что их жизни движутся к закату, что исход все ближе, но решают не сдаваться раньше срока и получать как можно больше из невозможно малого остатка жизни. И им это удается. Ребята организуют себе вылазки на волю, устраивают экскурсии, мастер-классы, выставки, музеи, ходят в кафе. Но самое ценное то, что они поддерживают друг друга в трудные минуты. Старый человек тоже может обрести настоящую дружбу, и даже любовь. Грустно, что так поздно, и что так мало осталось.
Конечно, возраст берет свое, и потери в рядах неизбежны. Но все же это жизнеутверждающая книга. Да, поскольку светлого и доброго здесь больше. Жизнелюбие, человеческие качества, чувство юмора, самоирония, невероятная способность не унывать и чувство собственного достоинства - и все это на фоне множества проблем, которые бывают при угасании жизни.
У автора получился увлекательный роман, это не только рассказ об отношении к старости, болезнях, одиночестве, равнодушии родных и общества. Это месседж всем живым=живущим: живите, пока живете. И старайтесь жить интереснее, пока ноги ходят, глаза видят, а сердце работает.
Оригинальное название книги - "Pogingen iets van het leven te maken: Het geheime dagboek van Hendrik Groen, 83 1/4 jaar", что переводится как "Попытки сделать что-то с жизнью: тайный дневник Хендрика Груна 83-ех и 1/4 лет". Но в российской версии, как обычно, что-то намудрили. Мне кажется, что русская версия меньше отражает суть идеи, главную мысль, которую несет собой роман. Ведь в оригинальном названии ощущается призыв к какому-то действию. Для начала - прекратить ныть. А уж потом - встать с дивана и пойти сделать что-нибудь со своей жизнью. И если уж у немощных стариков получилось...
Я всем советую прочитать эту книгу. Знаете, а ведь это такая несправедливость, что люди в пожилом возрасте полностью вычеркнуты из общества и из поп-культуры, особенно в нашей стране. А ведь они не менее интересны, чем молодые или зрелые люди. Просто их отовсюду оттерли. И хорошо еще, если им обеспечены "спокойствие, чистота и режим". Типа: ну а что им еще надо, старым?
Кстати, Хендрик Грун оказался большим молодцом. Он взял и написал продолжение - "Новые записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни". Говорят, тоже отличная книга получилась. Хочу прочитать, потом вам расскажу. У него есть еще один роман, о другом совсем. Тоже полюбопытствую. Ждите, продолжение следует.
А у меня на сегодня все.
Читайте хорошее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ.
И помните: годы - не возраст, а старость - не наказание.
💥О возрастном хейте женщин тут:
💥О каталонских дедушках здесь:
✔Не забывайте про лайк и отзыв, друзья. Если вы их не оставляете, то невероятно щедрый алгоритм дзена лишает статью показов, и тогда канал реже появляется в ленте. Можете также поделиться публикацией и ссылкой на канал. И, пожалуйста, подпишитесь, чтобы нам не потерять друг друга.