Найти тему
Мир архитектуры

Казимир Малевич. Супрематизм. Мир как беспредметность.

Казимир Малевич
Казимир Малевич

Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне.

#Казимир Малевич, родившийся в 1879 году в Киеве, да своего геометрического фурора пробовал многое: импрессионизм, кубизм, футуризм. Лишь в 1913 году, в возрасте 34 лет, он дебютировал в роли супрематиста — тогда еще не существующего направления, создавая декорации к опере «Победа над солнцем». А уже в 1915 представил миру свой «Черный квадрат».
В июне 1915 года, работая над картиной для футуристической выставки, Малевич, повинуясь неожиданному для себя самого импульсу, закрасил живописную поверхность чёрным.

Позднее Малевича будут часто обвинять в рациональном расчёте. Но рождение «Черного квадрата» не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии – его появление для самого Малевича было неожиданным и мистическим. По воспоминаниям ученицы Малевича, он неделю после этого не мог ни есть, ни спать. Сам Малевич утверждал, что когда он писал «Черный квадрат», своего «царственного младенца», за окном сверкали молнии.

Супрематизм — слово, придуманное Малевичем, на базе латинского Supremus, что означает первенство. #Малевич подразумевал первенство цвета над формой. А ключевая идея супрематизма — беспредметность.

Развитие живописного супрематизма уложилось в три-четыре года; его завершили полотна «белого на белом», созданные в середине 1918-го. Известная фраза: «О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого»3, — была написана в 1920 году, но констатировала она ситуацию уже сложившуюся: уйдя в сферу умозрения, супрематист считал, что оставил картины навсегда.
В 1923 году Малевич начинает создавать архитектоны — модели, состоящие из гипсовых брусков в форме кубов и параллелепипедов, под прямыми углами сливающихся друг с другом. Они то вытянуты вверх, то распластаны по горизонтали. Архитектоны не замутнены никакой конкретикой: окнами, дверями, светом, цветом. Эти впечатляющие трёхмерные объекты так же беспредметны, как супрематические полотна. При этом мы, глядя на архитектоны из двадцать первого века, не можем отделаться от мысли, что смотрим на уменьшенные модели первых небоскрёбов. Многие фантазии Малевича опередили время, а вот как раз архитектоны начали воплощаться очень быстро — немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ в том же начале 1920-х годов придумал высотные здания из стекла на металлическом каркасе. Всё же архитектоны нельзя считать прототипами небоскрёбов именно потому, что Малевич проектировал нечто более универсальное — архитектурный принцип, организационную систему для любой архитектуры.
Интересно, что и конструктивисты, и неоклассики, строители новой империи, не обошлись без влияния архитектонов. Они прямо-таки просматриваются едва ли не в любом приличном сооружении советской эпохи.

В творчестве супрематизма зритель видит простоту и лаконичность. Главный интерес художников-супрематистов состоял в поиске так называемой нулевой степени живописи, точки, за которой среда не могла выйти, не перестав быть искусством. Как следствие, в них использовались предельно простые мотивы, сюжеты и формы. Вся композиция сосредоточена на основных геометрических формах, таких как круги, квадраты, линии и прямоугольники, окрашенные в ограниченный диапазон цветов. По Малевичу, существует три уровня развития супрематизма: черный, цветной и белый. Черная фаза отметила начало движения, и нулевую степень живописи, пример известный Черный квадрат. Цветная стадия, иногда называют динамической , ориентирована на использование цвета и формы , чтобы создать ощущение движения в пространстве. Наконец, сам Малевич определил супрематизм как первенство чистого чувства в творчестве. Для супрематиста визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны; значимая вещь — это чувство как таковое, совершенно отдельно от среды, в которой оно вызвано.

В 1927 году у Малевича состоялись выставки в Польше и Германии. За границу он вырвался очень вовремя. Лучше бы ему и вовсе не возвращаться, но об этом он и помыслить не мог: в России — дочь, любимая, мать. Вообще же атмосфера крепчала. Малевич со дня на день ожидал закрытия института и прекращения денежных поступлений; перед самой поездкой ему удалось отстоять свою прежнюю 160-рублёвую ставку до октября — что укрепляло положение, но успокаивало лишь отчасти.
А в Советском Союзе тучи над ним сгущались: его Государственный институт художественной культуры закрыли еще в 1926 году. Самого художника все сильнее поносили как формалиста и буржуа: в конце концов, как пролетарий мог понять конец предметности как нулевую форму?
Для Малевича это стало разочарованием, он все же надеялся работать в Баухаузе, получив возможность покинуть Советский Союз. Как Кандинский или Лисицкий. Но художественный подход конструктивизма оказался Баухаузу все же ближе, чем радикальное «Ничто» супрематизма.

Отозван властями назад

Еще до окончания выставки Малевич был отозван из Германии советскими властями назад. Около 100 работ, произведений, скульптур и картин он оставил у знакомых. Германия казалась ему надежнее, чем все более тоталитарный Советский Союз, где он опасался за свои работы.

Однако Малевич больше никогда уже не увидел свои 100 произведений. Под большим давлением он даже вернулся к образной живописи. В 1935 году он умер. Картины лежали в немецких подвалах, пережили нацистов, некоторые оказались в США, другие были обнаружены в 1951 году и проданы за смехотворные 120 тысяч марок музею Стеделейк (Stedelijk) в Амстердаме. Наследники в России только в 2008 году получили небольшую часть картин в обмен на то, что остальные работы останутся в Амстердаме.

Наследие
Малевич умер 15 мая 1935 года в Ленинграде, завещав похоронить себя в любимой им подмосковной Немчиновке. Николай Суетин по инструкциям учителя сконструировал для него супрематический гроб: «в головах» белой крышки был написан черный квадрат, а «в ногах» – красный круг. Большая траурная процессия с затянутыми в красное машинами и людьми, несущими «квадраты», стала последним перформансом Малевича. На его могиле установили памятник: белый куб и черный квадрат. Позже могила Малевича затерялась.

В китайском городе Хэцзэ появился офис продаж, спроектированный дизайнерским бюро AOE, базирующимся в Пекине. В бюро AOE вдохновлялись одним из направлений авангардистского искусства — супрематизмом. Современные дизайнеры и архитекторы решили показать взаимозависимость между физической и виртуальной реальностью, поэтому некоторые объекты в здании словно парят в воздухе, символизируя неосязаемый цифровой мир.

В Подмосковье архитекторы бюро Basis спроектировали парк, вдохновившись историей места и творчеством художника-авангардиста Казимира Малевича.

примеры принципов супрематизма в архитектуре разных стран
примеры принципов супрематизма в архитектуре разных стран

могила Малевича. Надгробие
могила Малевича. Надгробие
-4
-5
парк Малевича
парк Малевича
-7
-8