О работах Питера Пауля Рубенса можно говорить много, но самое главное – его картины нужно видеть. Даже, если вы считаете, что не разбираетесь в искусстве, можете поверить, что работы Рубенса вас не просто поразят, они притянут ваше внимание надолго.
Конечно, настоящие ценители способны рассуждать о мастерстве художника, его манере письма, свете, красках любой картины, но здесь не нужно быть даже специалистом. Вы не отойдете от полотна, пока не рассмотрите каждую деталь, а их там великое множество. И говорит это о том, что художник буквально ничего не упускал, считал, что мелочей в его работе нет, тут важно все.
Другие картины художника можно посмотреть, полистав галерею.
Рубенс – один из тех мастеров кисти, что прославились еще при своей жизни. Нужно сказать, что необычайно плодовитый художник в своей жизни занимался не только живописью. Это был дипломат, он служил послом, был знаком со всей знатью Нидерландов. Он говорил на латыни, а кроме этого, знал еще 5 языков и считался в свое время известным коллекционером. Рубенс был необычайно удачливым человеком – все, за что бы он ни брался, приносило ему успех. Причем ему не нужно было для этого ни упорствовать в жизни, ни преодолевать препятствия. Казалось, все само плыло к нему в руки, во всех областях того, чем он занимался, Рубенс всегда находился в числе одних из первых.
Отец художника занимал большую должность в Антверпене – он был городским судьей. Мать, как и большинство женщин того времени, рожала и воспитывала детей, занималась домом. До 1568-го года семья жила в Бельгии, у них уже было четверо детей, когда в стране начались гонения на протестантов, приведшие к началу гражданской войны.
Рубенсы приняли решение покинуть опасное место и перебрались в Германию. Тут у них появилось еще трое ребятишек, в том числе и Питер, родившийся в 1577-м году. Яну Рубенсу и тут нашлась высокая должность, а его семья считалась благочестивой и состоятельной.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин.
Все испортил отец будущего художника. Он не просто закрутил роман с замужней женщиной, но и стал любовником супруги Вильгельма Оранского. Все открылось, когда Анна Саксонская забеременела. В то время, когда Питер родился, от благополучия семьи не осталось и следа. Их лишили имущества, Яну запретили занимать более или менее значимые должности, на два года посадили в тюрьму, а когда выпустили, выдали предписание переселиться в небольшой городишко Зиген, где его супруге пришлось стать торговкой на рынке. Когда Питер родился, в тот же год Анна ушла из жизни, и гонения на Рубенса прекратились.
Больше работ художника можно увидеть в галерее.
Семья вернулась в Кельн, Ян занялся адвокатской деятельностью и принялся за воспитание своих многочисленных ребятишек. Питеру было 10 лет, когда скоропостижно скончался его отец. Начались трудные дни, один за другим умерло трое детей, и мать решила возвращаться в Нидерланды.
Питер с детства интересовался живописью. У него был дальний родственник, которого многие считали талантливым пейзажистом. Он и взялся за обучение мальчика, которому к тому моменту исполнилось 14 лет. В те времена фламандские художники смогли изобрести новый тип краски, основу которой составило льняное масло.
Эти краски сохли намного дольше прежних, но с их помощью стало возможным сделать изображение не только более ярким, но и придать ему глубину. Питер учился у разных наставников живописи, и постоянно развивал другие грани образования, так что вскоре стал разбираться в гуманитарных науках и выучил несколько иностранных языков.
В 22 года молодой Рубенс посчитал, что у своих наставников он научился всему, чему мог, пора ему идти дальше, и теперь Питер отправился в Италию. Ему было всего лишь 23, когда талантливого юношу заметил герцог Мантуи и предложил Рубенсу работать на него.
Посмотрите и другие картины, полистав галерею.
Поначалу Питеру пришлось делать для герцога копии полотен эпохи Возрождения, произведения которой Винченцо Гонзаге очень любил. В те времена церковь вмешивалась практически в любой аспект светской жизни, сюжеты картин были в основном библейские. За тем, чтобы не было никакой ереси, тщательно следили.
Больше работ художника можно посмотреть в галерее.
Но Рубенс, работавший во дворце, мог чувствовать себя в этом плане относительно свободным, что и привело в дальнейшем к тому, что он начал создавать полотна, которые церковь одобрить никак не могла.
Интересно, как он изображал на картинах Иисуса Христа. Все знают, кто такая рубенсовская женщина, но ценители оценивают и необычайно смелый образ его Спасителя.
Тогда было принято изображать Иисуса этаким изможденным человеком еще при его жизни. Рубенс решил это исправить. На его картинах Христос – настоящий атлет со всеми атрибутами такой фигуры. Мало того, если посмотреть на его полотно «Снятие с креста», можно понять, почему эту картину церковь посчитала еретической.
По сюжету его ученики знали, что Иисус должен воскреснуть, были в этом уверены, и собирались с молитвами ожидать этого события. На картине Рубенса даже по их лицам видно, что они в это не верят, они пребывают в унынии, в их глазах вот-вот покажутся слезы.
А как выглядит само тело распятого? Оно похоже на тело простого смертного, которое уже начало покрываться трупными пятнами. Совсем невозможно поверить, что Спаситель через несколько дней возродится к жизни.
Неудивительно, что эта работа Рубенса в то время, когда она создавалась, вызвала небывалый скандал. Церковь убеждала свою паству, что человек, верящий в Бога, такое изображать бы не стал. Но в этом и был талант художника Рубенса. Время, когда он делал копии, быстро прошло, и теперь он хотел свободно изображать то, что видел в своем воображении, а не то, как это было приказано видеть.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Можно не сомневаться, что если бы Рубенс не ушел из жизни в возрасте 63-х лет, мир увидел бы еще много его удивительных картин. К середине своей жизни он немного успокоился и перестал работать так интенсивно, как делал в юности. Работал неспеша, тщательно обдумывая свои сюжеты. Завел собственную мастерскую, где обучил множество талантливой молодежи.
Кажется, приступы подагры донимали его всегда, но в 1638-м у него из-за этого отнялась рука. Больше писать он не мог, а в конце мая 1640-го он как будто почувствовал свой уход – написал завещание, и 27-го мая его не стало.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!