Найти в Дзене

ПОКАЖИ МНЕ СВОИ ЭМОЦИИ, ДЕТКА! ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вы пришли на приём в поликлинику. Вам нужно сделать кардиограмму. Вы никогда раньше этого исследования не делали. Вы очень взволнованы, нервничаете.

Вы говорите медсестре, что волнуетесь, спрашиваете, не больно ли это, не бьет ли током. А медсестра, вместо того, чтобы успокоить и сказать, что всё будет хорошо, процедура безопасная, упорно молчит.

Она грубо крепит датчики на вас, предварительно щедро полив вашу грудную клетку гелем (вместо спирта), причем так, что гель потоками стекает вам по бокам и по шее, струится по лодыжкам. При этом медсестра упорно молчит. Она вас полностью игнорирует. Также молча сует вам в руки кардиограмму. Вы уходите, не забыв сказать «спасибо» и «до свидания», оставляя за спиной стену непрошибаемого молчания. Обидно…

Для профессионального выгорания рано, медсестра совсем молоденькая.

В чём причина?

Вы прочли великолепную статью. Она вам очень понравилась. Но вы её не лайкаете. Не хотите похвалить автора. Вы не делитесь с автором положительными эмоциями. Вы упорно молчите, как та медсестра.

В чём причина?

Счастливая и окрыленная студентка сдала сложный экзамен. Она звонит отцу поделиться радостью. Она убеждена, отец сейчас её похвалит, будет ею гордиться.

- Ну и ладно… – папаша абсолютно равнодушен. – Всё, не отвлекай меня. Я футбол смотрю!

Обескураженная девушка чувствует себя обокраденной.

Папа обесценил её достижение. Папа не порадовался вместе с нею, не восхитился, не сказал, что гордится. Он был краток и скуп на эмоции, как тот читатель или медсестра.

В чём причина?

Школьный психолог обработал кучу диагностических тестов на выявление зависимостей. Причём это были тесты не только учеников той школы, в которой он работал, но и остальных школ района, поскольку другие психологи не владели методиками, имеющими математические выкладки и ключи.

Это была титаническая работа. Психолог не был обязан работать за весь район, но его попросил директор школы, чтобы поддержать имидж школы, мол, мы – лучшие!

Когда работа была великолепно выполнена, психологу никто не сказал: «Спасибо». Директор остался холоден и демонстративно не замечал усилий психолога. Даже когда получил благодарность от управления образованием за качественно проведенное тестирование, директор и тогда не вспомнил о человеке, который и вывез на своих плечах престиж школы и добыл директору благодарность. Эмоциональная холодность директора была абсолютной.

В чём причина?

Задумайтесь, почему вы боитесь эмоционального обмена?

Почему вы не хотите поделиться эмоциями?

А причина одна – жадность.

Жадность на эмоции – это диагноз.

Жадные на эмоции люди постоянно экономят на всех аспектах проявления эмоций: слова, лайки в соцсетях, объятия, подарки и т.п.

Люди, жадные на эмоции, обкрадывают себя и других в эмоциональном плане. Причина – страх.

Они боятся показать и выразить лишний раз свою радость, благодарность, восхищение, критику, негодование, несогласие, и т.п. То есть, боятся показать и выразить эмоции, как со знаком «-», так и со знаком «+».

Почему боятся?

Потому что страшно получить эмоции в ответ. Они не знают, что с этим делать, по причине слаборазвитого эмоционального интеллекта.

А ведь обмен эмоциями наполняет нашу жизнь красками!

Вернемся к медсестре. Исключим, что у неё был плохой день, день обычный. Исключим профессиональное выгорание, она слишком молода для него, стаж работы небольшой. Исключим социопатию – невозможность показывать истинные эмоции, когда лицо, как маска. Возможен эмоциональный панцирь. То есть она себя или её общество постоянно и жёстко загоняло в определенные рамки. Эмоциональный отклик атрофировался. Эмоциональная холодность, жадность стали привычкой. Но это встречается довольно редко.

С медсестрой, думаю, всё намного проще. На неё наехал начальник, унизил, растоптал и, чтобы хоть как-то сохранить эмоциональное равновесие, она изо всех сил сдерживается, не показывает эмоции, чтобы не запустить «принцип домино» - не наорать на пациента и не получить от него ответку.

У медсестры временная эмоциональная жадность.

У отца студентки любимая команда проигрывает, но есть ещё шанс на выигрыш, либо команда выигрывает, но с минимальным разрывом в счёте, идут последние минуты, соперник может взять реванш. Болельщик, нервы… Понятно.

Может у него перераспределение эмоций хромает. Он не может одинаково эмоционально реагировать на несколько раздражителей.

Сейчас закончится матч, он перезвонит дочке и наговорит ей бездну приятных слов, будет ею восхищаться, денег на вкусняшку вышлет в виде компенсации допущенной холодности.

А может быть и по-другому. Он и директор школы – классически эмоционально-холодные субъекты. Жадные на эмоции в силу склада психики. К тому же темперамент, воспитание… А у директора ещё и должность…

Не лайкающие статью могут быть милыми скромнягами и стесняшками. Они не знают, как отнесутся к их лайку другие, сам автор, они боятся.

Некоторые думают: «Вот я сейчас лайкну психолога, а он мне диагноз!» Это похоже на паранойю, но очень часто встречается и такой страх.

Иногда люди не хотят признаваться в том, что читают определенный контент. Опасаются афишировать, опасаются осуждения, обсуждения.

Читаете вы любовный роман, понравился он вам, вы бы и лайкнули его, но боитесь, что скажут люди. Как же это вам, известному, уважаемому человеку, занимающему высокую должность, могут нравиться любовные романы?

Другая категория – завистники.

Мне говорили в глаза: «Я тебя лайкать никогда не буду! Ты и психолог с двумя высшими образованиями, с клиентурой, с экспертной психологической практикой, канал ведешь, романы пишешь и на английский сама переводишь, английским владеешь в совершенстве! Я тебя ненавижу за твою успешность! Не жди лайков! Никогда!»

В этом случае – элементарная зависть.

Зависть основана на страхе и лени. Хотите, значит делайте!

Обмен эмоциями наполняет нашу жизнь красками! Я о положительных эмоциях, которые возникают, если «положить» на свою лень и страх.

Психолог Анна Троицкая