Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Ребенок чуть не утонул, как устранить последствия травмы.

Родители отвечают за безопасность своих детей. К сожалению, не всегда они могут защитить ребенка от травм в его жизни. Не все и не всегда зависит от родителей.

Ребёнок может оказаться в сложной, даже опасной для жизни ситуации, когда родителя рядом не будет. Или, родитель окажется бессильным перед ситуацией.

У ребенка, пережившего опасный для жизни эпизод - травму, формируется страх.

Например, ребенок начал тонуть.

В какой - то момент он не нашел под ногами дна. Даже, если он получил своевременную помощь и поддержку, ребёнок пережил стресс. Естественно, что на фоне стресса формируются симптомы посттравматического состояния, такие, как замирание, неконтролируемое возбуждение, сужение внимания. Мышление также нередко оказывается дезорганизованным. В эмоциональной сфере переживается беспомощность и стыд, мрачное настроение, тревожность.

Могут появиться флэшбэки - яркие повторные переживания события, травматические сновидения.

Незавершенные действия будут заставлять ребенка вспоминать момент опасности, когда он тонул, и запускать набор реакций, травмирующих его психику.

В терапии возможно помочь ребенку переработать травматическое событие.

Например, связанную с травмой тревожность можно снизить через постепенное и контролируемое воссоздание травматической ситуации.

Пример из практики.

От клиента и его мамы получено разрешение на публикацию, имя мальчика изменено.

В терапии использовались рисунки и техника ДПДГ - десенсибилизация и переработка травматического опыта движениями глаз.

Двенадцатилетний Юра отдыхал на море вместе с родителями и старшим братом. Мама, брат и Юра плавали недалеко от берега, не обращая внимание на волны. Брат уплыл в сторону, а Юра вдруг понял, что начал тонуть.

В панике, он буквально залез на маму, которая находилась рядом. Под весом мальчика, мама ушла под воду. Неподалеку плавали две женщины, а чуть подальше два мужчины – молодой и «дедушка». Юра стал громко звать на помощь. К его крикам подключились женщины, тоже стали звать на помощь. Мужчины услышали крики, подплыли и спасли утопающих - помогли и маме, и Юре добраться до берега.

Юра до сих пор чувствует страх и вину перед мамой, которую «чуть не утопил».

На начало работы, у Юры были представлены следующие слои травмы:

  • Верхний слой— ОТРИЦАНИЕ: «У меня нет проблем, я мало чего помню из этой ситуации».
  • Второй слой — СТЫД: «Мне не хочется вспоминать и тем более рассказывать кому-то о том, как я был слабым».
  • Третий слой — СТРАХ: «Было страшно».
  • Четвёртый слой — — ВИНА: «Я виноват в том, что чуть не утопил маму».
  • Пятый слой — ОПУСТОШЕНИЕ: «Мне ничего не хочется ни делать, ни говорить».

Прошу мальчика нарисовать самый драматичный момент этой истории.

-2

Юра сидит на голове у мамы. Рядом две женщины. На рисунке ни у кого нет лиц. Ощущение беспомощности и безысходности.

Замечаю, что Юра молодец, так как он не растерялся, сделал все возможное в тот момент - стал звать на помощь.

В угрожающей жизни ситуации активируются древние участки мозга, отвечающие за выживание, запускаются связанные с выживанием автоматические реакции. В данном случае – это крик о помощи.

Юра соглашается с тем, что он действительно звал на помощь. И это – правильная реакция. Для того, чтобы призывы о помощи стали возможными, ему необходимы глаза и рот. Мальчик добавляет себе на рисунке эти элементы лица.

-3

Юра начинает понимать, что он не пассивная жертва обстоятельств. Опасная ситуация понемногу становится более контролируемой.

Расспрашиваю Юру о подробностях события, выясняется, что женщины, которые плавали неподалеку, подключились к его крикам, тоже стали громко звать на помощь.

Юра добавил на рисунок и женщинам лица – глаза и рот.

С каждым изменением рисунка у мальчика усиливается ощущение контроля над собственной жизнью, снижается страх.

Работа с рисунками подкрепляется техникой ДПДГ.

-4

Услышав крики о помощи, к тонущим подплыли двое мужчин.

-5

Один из них помог Юре добраться до берега, другой помог маме.

-6

Когда все оказались на берегу, находящийся на пляже врач проверил состояние мамы, и оказал ей первую помощь.

После оказания маме первой помощи, все убедились, что женщина здорова. Все закончилось хорошо,

-7

По мере того, как Юра заново проживал травмирующую ситуацию, отреагировав свои чувства в рисунках, напряжение мальчика понемногу спадало. Мы подошли к таким слоям проживания травмы, как — ГОРЕВАНИЕ: «Как же мне было страшно, неужели это случилось со мной?» и ПЕЧАЛЬ: «Это было в моей жизни».

Когда Юра увидел со стороны - на рисунке, что все живы и здоровы, он «выдохнул». У мальчика появилось желание добавить в рисунок солнце и немного красок.

-8

Нарисовал он и продолжение истории – когда каждый отдыхает так, как ему комфортно. Брат находится рядом с отцом, Юра – с мамой.

-9

В конце нашей работы проявились заключительные слои травмы. ВЗРОСЛЕНИЕ: «Я словно ростом стал выше, иначе уже смотрю на себя», ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ: «Мне легче стало».

-10

Когда мы говорим об исцелении травмы, само это понятие предполагает целостность, делание чего-то целым. Этот процесс связан с интеграцией.

Для исцеления нужен другой человек, его знание особенностей травмы, способность давать поддержку и безопасность.

Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru