Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Делюсь новыми вариантами 4-го задания ОГЭ по русскому языку

Оглавление

Пора радовать подписчиков "полезной" публикацией, а у меня нет ничего нового/готового: "Вино из одуванчиков" зависло на блоке пунктуация - остальные задания давно на паузе.

С 21-м заданием ЕГЭ боюсь переборщить: за две недели ноября уже опубликовала два варианта.

Я ещё планировала сделать вариант с мостами через Фонтанку по мотивам моей недавней поездки в Санкт-Петербург, но переживаю, что уже надоела вам с этим пунктуационным анализом.

Чем же мне вас порадовать? Может быть, новыми вариантами 4-го задания ОГЭ? "Их есть у меня".

Я их создавала для обновлённого сборника "Мачты и паруса". Но он не у всех есть, поэтому могу поделиться здесь некоторыми вариантами.

Задание 4. Вариант "Морская миля"

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.

Б) Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.

В) Сравнительные обороты выделяются запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Лодки эти превосходны в морском отношении: на них одна длинная мачта с длинным парусом.

2) При боковом ветре борта лодки идут наравне с линией воды и нос зарывается в волнах, но лодка держится, как утка.

3) На этих больших лодках рыбаки выходят в море, делая значительные переходы.

4) От Шанхая они ходят в Ниппо с товарами и пассажирами, а это составляет, кажется, сто сорок морских миль, то есть около двухсот пятидесяти верст.

5) Мили за три от Шанхая мы увидели целый флот купеческих трехмачтовых судов, которые теснились у обоих берегов Вусуна.

Ответ: _________________________________

Задание 4. Вариант "Штурвал"

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.

Б) Приложение, стоящее в конце предложения, обособляется с помощью тире.

В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Штурвал это рулевое колесо, вращением которого водитель управляет ходом судна, самолета, а также работой других машин.

2) Самые первые штурвалы появились настолько давно, что о точном времени их введения сейчас очень сложно сказать что-то определённое.

3) Считается, что впервые штурвалы стали использоваться на голландских торговых судах — флейтах.

4) Принцип работы первых штурвалов был очень простым: прочный канат оборачивался в несколько узлов и закреплялся на оси рулевого колеса, оба конца каната опускались вниз сквозь палубы, проходили через блоки и крепились к румпелю.

5) Когда штурвал поворачивался, один конец каната натягивался и перемещал румпель — так менялся курс корабля.

Ответ: _________________________________

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Другие варианты 4-го задания можно найти в предыдущих публикациях:

Обращение к читателям, уже имеющим сборник "Мачты и паруса": обновлённая версия доступна вам бесплатно. Скачать обновлённый вариант можно в разделе Мои курсы и материалы. Если не получается, пишите мне.