Найти в Дзене

Молодость, энтузиазм, пропаганда. Как зародилась серия «Приключения Тинтина»

В честь выхода «Тинтина в стране Советов» Эрже на русском языке мы попросили переводчика книги и исследователя европейского комикса Михаила Хачатурова рассказать о том, как зародилась на свет одна из самых известных комикс-серий и какая непростая судьба ждала первый альбом. Приятного чтения!

Эрже. Фото: Jacques Pavlovsky
Эрже. Фото: Jacques Pavlovsky

В августе 1927 года двадцатилетний Жорж Реми пришёл на собеседование в брюссельскую газету «Двадцатый век», куда и был принят в качестве репортёра. Кто бы мог подумать, что это более чем скромное событие станет одним из ключевых в истории мирового комикса! Совсем скоро имя и фамилия юноши сократятся до инициалов — РЖ, «эр-же», а скромное, еле сводящее концы с концами издание, которое три года тому назад едва не закрылось, войдёт во все энциклопедии девятого искусства.

Решение о трудоустройстве принял лично директор — аббат Норбер Валле, человек неуёмной энергии и абсолютно реакционных взглядов. Его газета, основанная в 1895 году, представляла интересы крайне правых католических кругов Бельгии, а сам Валле был не столько священником, сколько политиком — человеком жёстким, нетерпимым, но чрезвычайно деятельным и, что особенно важно, умеющим доверять. Чудесным образом Валле сумел разглядеть в новом сотруднике искру будущей гениальности и дал ему полный карт-бланш, хотя первые художественные опыты Эрже ничего хорошего не предвещали. И Эрже этого доверия не забыл, несмотря на расхождение во взглядах, которое с годами лишь усугублялось. В конце концов, каким бы сложным человеком Норбер Валле ни был, своё главное предназначение в жизни он выполнил, открыв двери газеты застенчивому юноше, жаждущему лишь одного — рисовать.

Объявление о создании приложения к газете «Двадцатый век»
Объявление о создании приложения к газете «Двадцатый век»

Воспитание молодёжи — одна из основных задач любого идеологически ориентированного издания, что прекрасно сознавал и аббат Валле, поэтому осенью 1928 года в свет вышел первый номер журнала «Малыш ХХ век», детского воскресного приложения к основной газете. Главным редактором Валле назначил Жоржа Реми — в чём, собственно, и состоял карт-бланш, о котором мы говорили выше. Увы, дебют Эрже на новом поприще выглядел удручающе: первые номера журнала стали настоящей катастрофой и по форме, и по содержанию. Как ни крути, Эрже был самоучкой и осваивал профессию на ходу… Но Валле не терял энтузиазма, убеждая огорчённого автора, что у него обязательно всё получится, а в качестве доказательства своей полной в этом уверенности предложил немедленно приступить к созданию новой серии для подростков о приключениях шустрого паренька с собачкой (пока ещё безымянных). И уже через полтора месяца, а именно 10 января 1929 года в журнале «Малыш ХХ век» вышли две полосы «Тинтина в стране Советов».

Обложки номеров журнала «Малыш ХХ век» с Тинтином
Обложки номеров журнала «Малыш ХХ век» с Тинтином

Существует несколько версий того, кто стал прообразом вихрастого репортёра, однако, во избежание кривотолков, лучше послушать самого Эрже: «В детстве мы постоянно играли с братом. Он был моложе меня на пять лет и отличался удивительной пластикой, которая запомнилась мне на всю жизнь. Свой характер, манеру двигаться, жестикулировать Тинтин, несомненно, позаимствовал у него. Особенно ярко это заметно на первых страницах “Тинтина в стране Советов”». Над именем героя автор тоже думал недолго: по его собственному признанию, «Тинтин» — первое, что пришло ему в голову. Звонкое сочетание слогов Эрже настолько понравилось, что он упустил из виду немаловажный факт: оказывается, оно уже было использовано Бенжаменом Рабье!

Тинтин и его верный спутник Милу
Тинтин и его верный спутник Милу

А вот выбор направления для первого путешествия от Эрже никак не зависел: идея отправить Тинтина в советскую Россию целиком и полностью принадлежала аббату Валле. Более того, изменить его Эрже не смог бы при всём желании, поскольку соответствующий пункт был зафиксирован в договоре. Таким образом Валле хотел не только заявить о своей антикоммунистической позиции, но и сыграть на огромной популярности вышедшей год назад книги «Москва без прикрас» Жозефа Дуйе, бывшего бельгийского консула в Ростове-на-Дону. Дуйе, хоть и числился дипломатом, не утруждал себя полутонами, предпочтя мало-мальскому анализу откровенную пропаганду, что, впрочем, вполне соответствовало чаяниям Норбера Валле.

Однако самого Эрже куда больше привлекала авантюрная составляющая истории: пропагандистские сценки, перекочевавшие в альбом прямиком из книги Дуйе (на чём особенно настаивал Валле), оказались сведены к минимуму. Эрже вообще старался держаться подальше от политики, стараясь апеллировать не к сиюминутным, а к общечеловеческим ценностям. Другое дело, что в начале творческого пути он не обладал ни достаточным весом, ни достаточным жизненным опытом для того, чтобы в полной мере реализовать эти убеждения на практике, поэтому многие серьёзные исследователи считают, что настоящий «Тинтин» начался с восточной дилогии («Сигары фараона», 1932; «Голубой лотос», 1934), относя первые три альбома серии («Тинтин в стране Советов», «Тинтин в Конго», «Тинтин в Америке») к числу ученических, которыми по большому счёту можно и пренебречь.

-5

Эрже и сам разделял это мнение: по его словам, лишь встреча с китайским студентом Чан Чон-Енем открыла ему глаза на такой, например, аспект творчества, как ответственность автора. Поэтому совершенно неудивительно, что со временем, когда Тинтин стал мировым феноменом и зашла речь о подготовке цветных изданий, Эрже наотрез отказался перерабатывать первую историю, считая её «ошибкой молодости» — прежде всего из-за крайне сырого, невразумительного сюжета. Более того, он вообще запретил переиздавать «Тинтина в стране Советов», поэтому фанатам, желающим заполнить пробел в коллекции, приходилось либо ловить у букинистов оригинальные издания и выкладывать за них бешеные деньги, либо обращаться к пиратам, которые, понятное дело, не могли остаться в стороне от столь лакомого куска. В итоге, чтобы снять напряжённость на рынке, Эрже вместе с издателем нашли компромиссное решение: выпустить историю в составе «Архивов Эрже» — серии крупноформатных сборников, в которых ранние работы автора публиковались в их первозданном виде. Тираж у «Архивов» был небольшой, а цена — заоблачная, пусть и не такая, как у оригиналов, но всё равно неподъёмная для бюджета рядового читателя.

Хронология издания «Тинтина в стране Советов»
Хронология издания «Тинтина в стране Советов»

Иными словами, первое приключение Тинтина долгое время оставалось фактически недоступным для большинства, и лишь в 1981-м, за два года до смерти автора, в продаже появилось факсимильное издание — тоже, впрочем, весьма недешёвое. Однако рынок диктует свои законы, и в 1999-м, к семидесятилетию персонажа, альбом был наконец официально включён в серию (под первым порядковым номером), а в 2017-м вышла и долгожданная многими цветная версия.

Все альбомы «Приключений Тинтина»
Все альбомы «Приключений Тинтина»

_____________________________________

Полистать и приобрести «Тинтина в стране Советов» можно на нашем сайте.