Найти тему
sciencetopeople

Абдукция, её чудесная сила и привлекательность

Оглавление

Оказывается, на данный момент "в интернете" нет толковой русскоязычной статьи про абдукцию, включая в таковые в русскоязычных философских журналах. И студенты смотрят пустыми глазами на автора, когда тот вскользь упоминает слово "абдукция". Исправим это досадное упущение.

Ещё один выдуманный частный детектив, использующий то, что ВСЕ ошибочно называют и считают "методом дедукции" или "дедукцией". Изображение нарисовано Stable Diffusion XL.
Ещё один выдуманный частный детектив, использующий то, что ВСЕ ошибочно называют и считают "методом дедукции" или "дедукцией". Изображение нарисовано Stable Diffusion XL.

Три пути рассуждения

Имеются три основные схемы рассуждений: дедукция, индукция и абдукция. Классификация предложена Ч. Пирсом в начале 20-го века. Ниже в таблице расписано сравнение этих трёх схем.

Кратко: дедукция - вывод частных фактов из общих утверждений, то есть из описания уже известной откуда-то закономерности. Заключение, полученное в ходе дедукции называют "выводом" в узком смысле. В широком смысле "выводом" называют любое заключение - в том числе те, которые выводами не являются. В рамках теории, из которой делаются выводы, выводы полученные дедуктивно являются достоверными, их истинность гарантированна на 100%. Но только в рамках набора утверждений, из которых они выведены, разумеется - в отличии от этого, если интерпретировать их как утверждения о мире внешнем по отношению к набору утверждений - то они перестают быть истинами и становятся гипотезами, верными с некоей вероятностью и требующими проверки фактами. Кроме того, на самом деле, в рамках не любого набора утверждений дедукция гарантирует истинность заключения - строго говоря, только в рамках набора утверждений формальной теории.

Необязательный экскурс:
Кстати, "рационализм" - название философского течения, представители которого - "рационалисты" - уверенны, будто новые знания появляются в результате дедуктивного вывода из неких врождённых, бесспорных, априорных истин; а также в наличии у людей способности "мгновенно схватывать истины, категории или стоящие за вещами идеи" (сорт эссенциализма), называемую "интеллектуальной интуицией". Это, в свою очередь, означает, что рационалисты верят в кантовские априорные суждения (в общем, рационалисты - упоротые мракобесы, очевидно; также есть люди, которые причисляют себя к "рационалистам", вовсе не зная, что означает это слово - вероятно, таких намного больше, чем самих рационалистов). Заключение, получаемое дедуктивно, связано с предпосылками отношением, называемым "материальная импликация" или "логическое следование", или "дедуктивное следование". Это отношение не симметрично (если из А следует В, то в общем случае из В не следует А) и транзитивно (если из А следует В, а из В следует С, то из А следует С). Эти вещи неразрывно связаны: если есть априорные истины, то ты их откуда-то знаешь: либо "с рождения", либо познаёшь позже. Если знаешь с рождения - то это платоновская концепция всезнания. Если познаёшь позже, то, по определению априорн - их невозможно познать в результате опыта; должна быть какая-то вне-опытная процедура постижения - это и есть аристотелвская интеллектуальная интуиция. И априори должны как-то соотноситься с реальным миром - это и есть платоновский мир идей. Если веришь в априрорные истины - автоматически веришь и в остальные две идеи. Если не веришь в (аристотелевскую интуицию или платоновский мир идей) - то не веришь и в постижение априорных истины, то не веришь и в сами априорные истины, то не веришь и в познание мира путём рассуждений.
Тут как в криминальном романе: ты либо берёшь взятку от наркокартеля и молчишь, либо даёшь против них показания - но ты не можешь безнаказано взять часть взятки и дать лишь часть показаний, а равно как и безнаказано взять всё и дать показания.

Индукция - построение обобщения серии частных наблюдений. Заключением индукции является обобщение, оно носит правдоподобный (то есть вероятностный) характер. Хотя всегда сначала можно сделать достоверное более слабое обобщение (общего вида "вероятность такого-то события не выше такой-то"), а от него либо перейти к более сильному обобщению, либо даже не переходить. Описанное более слабое обобщение - имеет гарантированную истинность, как и продукты дедукции. В индуктивном рассуждении заключение связано с предпосылками отношением, называемым "правдоподобная импликация" или "правдоподобное следование". Правдоподобное следование, в отличии от материальной импликации, симметрично (если из А следует В, то из В следует А) и не транзитивно (если из А следует В, и из В следует С - то в общем случае, из А не следует С).

Абдукция же - ещё одна схема рассуждений, которая заключается в использовании некорректного логического следования для производства объяснительных гипотез - требующих проверки фактами предположений о том, почему наблюдаемые факты таковы, какие они есть. Схема "вывода" в данном случае "если А, то В; наблюдается В - следовательно, А". Эта схема, однако, не отражает того, что заключением является не просто какое-то заключение, а именно объяснительная гипотеза. Это потому, что в разделе логики - в логике высказываний - средствами которого она записана, нет средств для выражения этой особенности утверждений. В виде силлогизма (т.е. утверждения о свойствах предметов (т.е. о принадлежности предметов к категориям), содержащего кванторы общности или существования - это тоже лежит за рамками логики высказываний) абдукция выражается так: "(общая теория) Все х из Х имеют свойство В. (аномальный-1 факт) Данные х из имеет свойство В. (объяснительная гипотеза) Данный х - из Х". (Например: "все фасолины в этом мешке - белые; фасолины перед нами - белые; значит, фасолины перед нами - из этого мешка"). В виде схемы рассуждения в рамках логики правдоподобных рассуждений (это снова за рамками логики высказываний) абдукция может быть сформулирована так: "Наблюдается удивительный (аномальный-1) факт Е. Если бы гипотеза Н была истинна, факт Е получил бы объяснение. Значит, имеется основание считать гипотезу Н правдоподобной". Отношение, связывающее в абдуктивном суждении предпосылки с заключением может рассматриваться или как дедуктивное, или как индуктивное, в зависимости от способа описания - имея при этом соответствующие несовместимые свойства. Обычно ему приписываются свойства дедуктивного отношения следования, то есть "материальной импликации".

Абдукция: утки - жёлтые; предмет перед нами - жёлтый. Наверное это потому, что предмет перед нами - утка.

Индукция: раз жёлтая утка, два жёлтая утка, и тысячная утка жёлтка, и десятитысячная жёлтая. Обобщение: утки - жёлтые, или вероятность не-жёлтой утки - ниже 1/10000.

Дедукция: мы откуда-то знаем Закон, что все утки жёлтые. Знаем, что предмет перед нами - утка. Следовательно, предмет перед нами - жёлтый.

В таком иллюстративном описании все эти формы суждения выглядят так себе суждениями. Но, пожалуй, самым нелепым из них выглядит дедукция - откуда мы знаем Закон? Прилетел архангел и шепнул его нам на ухо? Как мы его установили?.. Именно поэтому, по-видимому, профессиональные математики падки на веру в тенденциозную чепуху вроде платоновского мира идей, богов, душу, аристотелевскую интеллектуальную интуицию и прочий "чистый разум" - забывают, что есть что, и что откуда взято. Как и дети, которые тоже верят в "данные свыше истины", и падки на веру в те же вещи.

Есть и второй смысл, в котором дедукция выглядит нелепо. Дедуктивные суждения вроде таких: "перед вами треугольник со сторонами 1м и 1м, и прямым углом между ними. По теореме Пифагора, длина стороны, соединяющей концы этих сторон должна быть √2". Во-первых, это утверждение не закон, а гипотеза-прогноз... во-вторых, её никак невозможно проверить. Вы в принципе не можете получить на вход данные, которые бы подтверждали именно эту гипотезу. Явно индуктивное суждение, в отличии от этого, выглядело бы примерно так: "длина стороны будет 1,41±0,02 м".

В этих двух смыслах, дедуктивные суждения выглядят наиболее сильно оторванными от реальности. Есть и третий: в действительности, все аксиомы, из которых исходят дедуктивные суждения, либо являются индуктивными обобщениями наблюдений, либо являются предположениями и договорённостями, принятыми для удобства расчётов. (Это ответ о том, откуда на самом деле известен Общий Закон) Теория никогда не может гарантировать выводы более надёжные, чем предпосылки этой теории. Фундаментальные факты: говорить о том, что дедукция якобы надёжнее индукции - бессмысленно; говорить о том, что индукция ненадёжна - бессмысленно.

Итак, сравнительная таблица, подытоживающая написанное:

Таблица, сравнивающая три основные схемы рассуждений. Конечно, кроме схемы индукции есть и другие схемы, как индукции, так и иных сортов правдоподобных рассуждений. Которые индукцией не являются / не классифицируются как таковая. Но все они схожи. Можно утверждать, что они все суть разновидности индукции, основываются на таковой, включают её в себя в каком-либо виде. Далее, продолжаем уточнения: описанная в таблице схема индукции - это схема "обобщающей индукции". В отличии от этого, есть также "индуктивный силлогизм" (он в общем случае не работает, рассматривается ниже как сорт ошибки), "статистический силлогизм", "исключающая индукция" (каковая есть основа суждений о причинно-следственных связях, средство установления таковых), а также есть "суждения по аналогии" (каковые есть основа всех сортов моделирования, и основа теории моделирования - они включают в себя нечто вроде схемы обобщающей индукции, но с важным отличием - там фигурирует и играет существенную роль логическая связка "А подобно В"; а вот что именно считать подобием и в каком смысле считать предметы подобными - этому как раз и посвящена теория моделирования; вопрос этот нетривиальный и общего решения не имеет).
Таблица, сравнивающая три основные схемы рассуждений. Конечно, кроме схемы индукции есть и другие схемы, как индукции, так и иных сортов правдоподобных рассуждений. Которые индукцией не являются / не классифицируются как таковая. Но все они схожи. Можно утверждать, что они все суть разновидности индукции, основываются на таковой, включают её в себя в каком-либо виде. Далее, продолжаем уточнения: описанная в таблице схема индукции - это схема "обобщающей индукции". В отличии от этого, есть также "индуктивный силлогизм" (он в общем случае не работает, рассматривается ниже как сорт ошибки), "статистический силлогизм", "исключающая индукция" (каковая есть основа суждений о причинно-следственных связях, средство установления таковых), а также есть "суждения по аналогии" (каковые есть основа всех сортов моделирования, и основа теории моделирования - они включают в себя нечто вроде схемы обобщающей индукции, но с важным отличием - там фигурирует и играет существенную роль логическая связка "А подобно В"; а вот что именно считать подобием и в каком смысле считать предметы подобными - этому как раз и посвящена теория моделирования; вопрос этот нетривиальный и общего решения не имеет).

В последней строке таблицы приведены примеры реальных и выдуманных персонажей, которые знамениты своим использованием соответствующих схем рассуждения. Самыми знаменитыми являются, по-видимому, юзеры абдукции. Наблюдение использования таковой, обрамлённое в более-менее непритязательный сюжетец, приковывает людей к киноэкранам и к страницам книг гораздо прочнее, чем к трудным книгам тех, кто пользовался другими двумя схемами рассуждений. Даже реальные пользователи абдукции в научной отрасли, написав свои достаточно скучные для обывателя книги, всё же получают более пристальное внимание и популярность.

И да - Шерлок Холмс никогда не использовал дедукцию в своих расследованиях. Никогда. Ни единого разочка. Но автор каждый раз называл "методом дедукции" или "дедукцией" абдукцию. К чести Дойла А.К., надо отметить, что понятие абдукции в логике появилось позже, чем он опубликовал истории про сыщика. Тем не менее, к его бесчестью, надо отметить, что то, что такое дедукция - все знали намного раньше.

Свойства отношений индуктивного и дедуктивного следования. Значок "⊃" означает "если, то", то есть является отношением логического следования. Значок перечёркнутое ⊃ означает "неверно, что ⊃".
Свойства отношений индуктивного и дедуктивного следования. Значок "⊃" означает "если, то", то есть является отношением логического следования. Значок перечёркнутое ⊃ означает "неверно, что ⊃".

Поясним термины. Абдукция работает с двумя сортами "аномальных фактов": Аномальный-1 факт, "новый факт" - это такой факт, который совместим с данной теорией, но не выводится из неё (то есть он не противоречит теории, и из теории не следует факт, но из неё также не следует отрицание этого факта). По-видимому, в русскоязычной литературе аномальными называют этот тип фактов, но не следующий. Аномальный-2 факт, "собственно аномальный факт" - такой факт, что из теории не следует этот факт, но из неё следует отрицание этого факта - тем не менее, факт наблюдается. То есть факт, который наблюдается, хотя несовместим с теорией. По-видимому, в англоязычной литературе аномальными называют этот тип фактов, но не предыдущий. В этой статье везде рассматривается первый из этих случаев (для второго объяснительная гипотеза должна "локально отменять" какие-то из утверждений теории, возможно, какие-то из фактов)

Наконец, сам термин "абдукция" имеет больше значений. Во-первых, так называют и процесс рассуждения, и схему рассуждения, и продукт рассуждения, полученный в результате применения таковых. Во-вторых, в более широком смысле "абдукцией" называют всякое "творческое конструирование учёными гипотезы, объясняющей аномальные наблюдения". В ещё более широком смысле - вообще все процедуры, с помощью которых создаются новые теории, гипотезы или понятия. Все они, однако, базируются на узком значении термина "абдукция".

"Абдуктивное рассуждение — это ответ на проблему незнания: проблема незнания возникает, когда у человека есть познавательная цель, которую невозможно достичь на основе того, что он знает в данный момент. Проблемы невежества вызывают ту или иную из трех реакций. В первом случае человек преодолевает свое невежество путем обретения дополнительных знаний ("подчинение"). Во втором случае человек уступает своему невежеству (по крайней мере, на данный момент) ("капитуляция"). В третьем случае человек применяет абдуктивные суждения и, таким образом, имеет позитивную и аргументированную основу для новых действий, даже если при сохранении неизменным количества невежества (незнания)". (Woods, 2010)

Часто даже профессиональные логики путают абдукцию и индукцию. Например, Алиседа А. ошибочно принимает индукцию за дедукцию, описывая, будто суждение математика из серии "если х1 из Х имеет свойство А, и х2 из Х имеет свойство А, ..., и хn из Х имеет свойство А, то, вероятно, все представители класса Х имеют свойство А" (конкретно, пример на числах: "1+3 = 4, 3+7=10, 3+5 = 8, 3+17 = 20, 13+17 = 30, ..., вероятно, верна гипотеза ("гипотеза Гольдбаха"): "каждое чётное число большее 2 является суммой двух простых чисел"") представляет собой применение абдукции в математике. На самом деле, это дословная схема индуктивного суждения. Не считая использования названия "гипотеза" для полученного индуктивного обобщения. Другой пример - Светлов В, кроме прочей своей чепухи, описывает суждения литературного персонажа Холмса как будто подпадающие под схему индукции, на том лишь основании, что их можно сформулировать в вероятностных терминах. Между тем, как было отмечено выше (в определении), абдукцию можно сформулировать как вероятностные суждения, но не это делает схемы рассуждения индукцией, а соответствие схеме индуктивного рассуждения; а в суждениях Хомса нет ничего от схемы индуктивного суждения. (Впрочем, тот же Светлов в принципе ошибочно описывает схему индуктивных суждений - его схема приведена ниже в качестве примера ошибочного описания). Наконец, и абдукцию, и один из сортов индукции (но не другие её сорта) можно рассмотреть, как протекающую по схеме "обратной дедукции", с одним важным отличием - в случае абдукции налагается дополнительные условия на следование (а именно - требования, чтобы гипотеза была "минимальной" ("экономной"), "непротиворечивой" (это не нужно если речь о пересмотре теории) и имела некие заранее заданные синтаксические ограничения своей логической структуры), а в случае индукции такие условия не налагается. Только вот это надо хотя бы так расписать, а не просто назвать одно другим, как делают некоторые, тем более в учебниках. Поясним, что "обратной дедукцией" они называются в том смысле, что "А правдоподобно следует из В если и только если из В логически (материально, то есть дедуктивно) следует А".

Абдукция имеет две стадии проверки, каждая из которых имеет два варианта реализации. Шаг первый - это либо дедуктивная проверка абдукции на соответствие известным фактам и "теории", либо индуктивная проверка гипотезы на способность повышать вероятность наблюдаемого факта по сравнению с отклонением этой гипотезы. Первая из них - это проверка на логическую совместимость добавляемого утверждения к уже имеющимся. Если оказывается, что утверждение несовместимо - объяснительная гипотеза не годится, нужно искать другую. Если оказывается, что совместимо - объяснительная гипотеза годится на роль объяснительной гипотезы, однако, разумеется, эта гипотеза не становится от того доказанной и проверенной. Это делается уже на следующей стадии. Но сначала, любопытства ради, рассмотрим один из алгоритмов решения первой стадии.

Процедура проверки согласованности абдукции: Строится граф. Дерево, исходящее из одной вершины. Применять формализм теории графов не обязательно, в простых случаях можно обойтись деревцем "на пальцах". В этой вершине помещается отрицание аномального факта. Дальше, по правилам записи логических связок (см. ниже) дерево ветвится и некоторые утверждения теории заменяются их отрицаниями. По исчерпании утверждений "теории", к незамкнутым вершинам дописываются через связку "И" вершины, символизирующие рассматриваемую объяснительную гипотезу. Дальше проверяют замкнуто ли дерево. Таким образом строится доказательство от противного, с целью получить противоречие (замкнуть дерево).

Правило росписи логических связок в виде ветвей дерева абдукции выглядит так:

Правила записи логических связок в виде ветвей дерева. Используется только логика высказываний - то есть репертуар доступных для анализа высказываний ограничен, так как их структура таким образом не может быть учтена.
Правила записи логических связок в виде ветвей дерева. Используется только логика высказываний - то есть репертуар доступных для анализа высказываний ограничен, так как их структура таким образом не может быть учтена.

Термины: ветвь замкнута ⇔ она содержит содержит хотя бы одну пару "утверждение и его отрицание" (хотя бы одну пару несовместимых утверждений); дерево замкнуто ⇔ все его вершины замкнуты.

Критерий совместимости гипотезы с теорией: гипотеза совместима (иначе говоря, утверждение является абдуктивной гипотезой) ⇔ дерево замкнуто.

Пример реализации:

"х" означает, что ветвь замкнута - то есть содержит хотя бы одну пару "утверждение и его отрицание" Данное дерево абдукции замкнуто - то есть каждая ветвь содержит пару "утверждение и его отрицание", это значит, рассматриваемая гипотеза годится на роль объяснительной гипотезы.
"х" означает, что ветвь замкнута - то есть содержит хотя бы одну пару "утверждение и его отрицание" Данное дерево абдукции замкнуто - то есть каждая ветвь содержит пару "утверждение и его отрицание", это значит, рассматриваемая гипотеза годится на роль объяснительной гипотезы.

Дерево можно построить и иначе (можно сказать, рассмотреть с другого конца; само дерево - не что-то особенное для абдукции, это один из способов записи процедуры вывода/доказательства): начать с отрицания "наблюдаемого аномального факта", под ним через & записать положения теории. Или начать с теории, а внизу к каждой открытой ветви через & присоединить отрицание "аномального факта". Если теория непротиворечива, то у неё есть хотя бы одна открытая ветвь. Смотря на имеющиеся открытые ветви, подбираем такую формулу "абдуктивной гипотезы", которая, будучи присоединённая через & к каждой ветви, закроет их все.

-6

Рисование деревьев (или соответствующих им "аналитических таблиц", если деревья выглядят непривлекательно, а списки формул - привлекательно; итог одинаковый) имеет проблему: если абдуктивная гипотеза или теория, или наблюдаемый "аномальный факт" имеют в содержании своих описаний предикаты или кванторы - то деревья начинают ветвится и длится бесконечно, и перестаёт существовать алгоритм дедуктивной проверки согласованности (по определению алгоритма, он есть конечная последовательность шагов). Таким образом, описанная процедура имеет ограниченные описательные средства. Язык ограничен логикой высказываний - для анализа большинства интересных наборов утверждений она бесполезна. А логика предикатов, в отличии от логики высказываний, хотя и имеет большие выразительные средства, является теорией не максимальной и неразрешимой, в ней нет способа узнать, является ли произвольная формула общезначимой и следует ли А из В. Таковы мета-теоретические свойства этих теорий. Впрочем, разработаны несколько способов обхода этой проблемы для нескольких частных случаев использования кванторов и предикатов (о которых смотрите в литературе из списка в конце статьи), а также всегда можно пытаться применить процедуру проверки согласованности - если повезёт с кванторами, удастся доказать либо закрытость дерева, либо наличие противоречия. Рассмотренная ниже индуктивная проверка обходит эти ограничения полностью, но имеет свои - другие - ограничения.

Индуктивная (правдоподобная) проверка объяснительной гипотезы требует, в отличи от описанного выше, оценки по следующему критерию:

P(факта Ф) < P(факта Ф при условии принятия гипотезы H)

или, что более точно

P(Ф при условии принятия теории Т) < P(Ф при условии Т и H)

Эти две проверки (дедуктивная и индуктивная) - не зависят друг от друга и не заменяют друг друга. Прохождение любой одной из них не означает, будто вторая тоже пройдена - это не гарантировано, и не важно. Проводят обычно только одну из них. Обычно - дедуктивную.

Как провести эту оценку и откуда взять приписываемые событиям и утверждения вероятностные веса - вопрос на 100 баллов. Забавно то, что зачастую никаких определённых весов в этом месте не используют - используют либо "неколичественную теорию вероятности", либо просто субъективные неколичественные оценки вероятностей. Но бывают и ситуации, где действительно можно обоснованно приписать какие-то определённые численные вероятности. Ситуация с неколичественной теорией вероятности - в принципе, хоть и не очень информативная и удобная, но тоже корректная форма обоснования. Напомним, что как минимум вся торговля на фондовых биржах держится именно на использовании людьми субъективной вероятности (ещё напыщенно называют "эпистемической" - в смысле, основанной на эпистеме, то есть на личных знаниях) - что приводит к тому, что люди, в том числе специалисты в одной и той же области, приписывают разные вероятностные веса одним и тем же вещам. Тут, конечно, можно сделать оговорки на разные перспективу и ресурсы, но это мелкие оговорки. Продавец продаёт что-то потому, что считает, что это невыгодно покупать или держать; а покупатель покупает это потому, что считает, что та же самая вещь является выгодной покупкой. Если бы они приписывали одинаковые вероятности, никакой торговли на биржах вообще бы не было: нет разумного смысла покупать то, что продают - потому, что это продают именно потому, что это не стоит покупать. А раз не стоит покупать - то и продать невозможно. Но нет, работает "я умный, а они все идиоты" или "именно я тот игрок в казино, которому повезёт". Напомним также, что вопреки распространённому заблуждению, количественная теория вероятности тоже не занимается установлением вероятностей элементарных событий, от слова совсем - вместо этого, её предметом является расчёт вероятностей составных событий - производимый на основе правил и приписанных от балды вероятностей элементарных событий. Измерением вероятностей и обоснованием приписывания вероятностей элементарных событий в общем случае занимается статистика (и ещё немного - комбинаторика) - которая является ничем иным, как математизированной теорией индуктивных рассуждений.

Один из ответов на то, откуда брать исходные вероятности, вероятности элементарных событий, "априорные" вероятности - звучит так: "используйте для этого абдукцию". Без каких-либо конкретных пояснений, их нет.

Художественный пример использования абдукции. На языке условных вероятностей: по субъективным представлениям персонажа, шанс того, что у человека тату в виде якоря выше, если это человек - моряк, чем если это не моряк. Ну и так далее. Какое отношение к реальности имеют подобные субъективные веса шансов? Тут уж как получится. Иногда какое-то имеют, иногда - не особо.
Художественный пример использования абдукции. На языке условных вероятностей: по субъективным представлениям персонажа, шанс того, что у человека тату в виде якоря выше, если это человек - моряк, чем если это не моряк. Ну и так далее. Какое отношение к реальности имеют подобные субъективные веса шансов? Тут уж как получится. Иногда какое-то имеют, иногда - не особо.

Следующая стадия - проверка, либо непосредственная (вариант 1), путём измерения/наблюдения фактов, утверждения о которых содержатся в объяснительной гипотезе; либо через этап выведения дедуктивных следствий, то есть гипотез-прогнозов следующего порядка, из абдуктивной объяснительной гипотезы (это вариант 2, для случая, если сама объяснительная гипотеза либо не содержит проверяемых утверждений о фактах, либо содержит такие, которые затруднительно проверить). По результатам этой стадии уже можно сказать, принимается ли объяснительная гипотеза или отбрасывается. Ещё один этап может быть перед или после стадии проверки согласованности: этап оценки "правдоподобности" или вероятностных весов разных объяснительных гипотез; это делается методами сравнения гипотез и делается обычно перед их проверкой фактами.

До проверки (стадия 2) гипотеза не может быть утверждена как верная. Сама по себе успешная проверка на согласованность (стадия 1) - никаким образом не показывает, что гипотеза верна, адекватна, а также не показывает, будто вся аргументация не является белибердой - она показывает лишь самосогласованность аргументации, связность, согласованность гипотезы с остальной аргументацией.

Шедевр народной мысли

Между тем, люди часто осуществляют суждение такого типа: "мы провели собеседование/свидание/пробное занятие, оно прошло так-то - значит, с тем же респондентом все прочие пройдут так же, мы установили некие свойства и качества респондента, некую общность".

-8

Это что за схема? Это не схема дедукции, то есть такое умозаключение - не вывод. Это и не схема абдукции, так как продуктом является не объяснительная гипотеза, а обобщение. Но это и не схема индукции, так как в ней не хватает двух главных элементов - правдоподобного следования (явного указания на вероятность, иными словами), и выборки, на основе которой делается это якобы обобщение. Таким образом, подобное, сверх-популярное и влиятельное рассуждение - не одно из трёх основных. Такое рассуждение - это не индукция, не абдукция и не дедукция. Эта схема рассуждения называется "дебилизм". Установление закономерности на одной попытке. Как голубь Скиннера.

Голуби Скиннера. На одной попытке обучаются делать бессмысленную фигню - раз совпало, что такие-то движения ведут к еде, и отныне это разовое совпадение признано за тенденцию, и направляет поведение. Разучивается с трудом. И не важно, воспроизводится ли эксперимент на голубях - важно, что он воспроизводится на людях. Хрестоматийный пример начал исследования суеверного поведения (superstitious behavior).
Голуби Скиннера. На одной попытке обучаются делать бессмысленную фигню - раз совпало, что такие-то движения ведут к еде, и отныне это разовое совпадение признано за тенденцию, и направляет поведение. Разучивается с трудом. И не важно, воспроизводится ли эксперимент на голубях - важно, что он воспроизводится на людях. Хрестоматийный пример начал исследования суеверного поведения (superstitious behavior).

С другой стороны, это вообще не схема обобщения или какого-либо рассуждения, а схема распознавания, перцептрон: наблюдаемые образы распознаются как попавшие под категорию имеющихся у наблюдателя суеверий и предубеждений - это направляет поведение. Без шанса на сомнения в а) адекватности своих убеждений и б) надёжности и однозначности своего распознавания образов.

Но применим абдукцию для иллюстрации её полезности. Добавление каких предпосылок делает рассуждение, сделанное по схеме "дебилизма" верным? Это должен быть набор предпосылок вроде такого: "потому, что он(а) - такой человек, может только так" + "я всегда в том же состоянии".

Предпосылки выглядят неправдоподобно.

Иначе, переходя на язык шаров и мешка, эти предпосылки можно заменить одной: "все шары в мешке одного цвета". Это объясняет, почему можно основываться на выводе "проба прошла так-то - значит, свойства такие-то", "шар такого-то цвета - это и есть цвет шаров в мешке" - но это также объясняет, что это основание построено на тенденциозной и абсурдной предпосылке, подрывающей саму задачу узнать, какого цвета шары в мешке.

Тем не менее, граница между обобщением и объяснительной гипотезой расплывчата даже для профессионалов, так что при желании, всё же можно натянуть сову на глобус и подобное любимое народом суждение считать абдукцией. В одном - возможно, худшем - из её повседневных проявлений.

Полезный вывод: есть специалисты, которые, среди прочего, занимаются отбором возможных работников на основе собеседований, которые ни о чём не могут говорить и галиматьи, которую люди пишут в резюме; это называется "HR-специалисты". Суть их работы в том, что они просто делают что-то вместо руководителя компании. Но их "работа" дорога. Можете спокойно уволить HR-специалистов, и вместо них посадить за "работу" тех, кто будет просто изображать из себя HR-специалистов. Гораздо дешевле, а результат тот же самый. Профит, что сказать.
А следующим шагом можно переосмыслить и упразднить напрочь систему "вступительных экзаменов" в вузах, и вообще систему экзаменов - такое же самое единичное измерение ничего, которое, якобы, оценивает какой-то "тренд" или "конечный итог".

У абдукции много любопытных применений в повседневной практике мышления.

В учебнике по биохимии видного профессора-медика приводится классификация ферментов:

Пример некорректной (или плохо написанной) классификации субстратной специфичности ферментов (или их активных центров) из учебника Северина.
Пример некорректной (или плохо написанной) классификации субстратной специфичности ферментов (или их активных центров) из учебника Северина.

Она бессмысленна, так как не удовлетворяет логическим требованиям к корректным классификациям. (Напомним, что а) требования к корректной классификации заключаются, среди прочего, в том, чтобы а1) подгруппы не имели пересечений; и а2) подгруппы все вмести исчерпывали собой весь универсум, то есть все возможные случаи; и при этом а3) набор подгрупп не является избыточным, не содержит повторов; и что б) отношения между упомянутыми типами специфичности таково: "абсолютная" специфичность означает распознавание единственного изомера единственного вещества; групповая специфичность определяется (в том же источнике, и это каноническое определение) как способность распознавать субстраты похожего строения, то есть некий класс веществ; "стереоспецифичность" определяется как способность распознавать определённый ряд стереоизомеров.

Но может, она не бесполезна, может, это просто кривое письмо. Начинаем рассуждение. Допустим, что это так. То есть положим, что А не есть А. Каковы её скрытые предпосылки - какую нужно провести замену имён - чтобы классификация стала осмысленной, корректной?

Обратите внимание: данный поворот рассуждения: "может, эти заявления не бессмысленны, не ошибочны, а верны, но просто криво написаны или подразумевают что-то особенное, не высказанное" - это, собственно, и есть а) содержание прагматических максим анализа коммуникации по Грайсу и Личу, и б) вариация упомянутой выше абдукции, используемой людьми при коммуникации - лежащей в основе доверия информаторам.

Корректное отношение между понятиями будет таково:

-11

Тогда, структура дерева классификации будет сохранено, если произвести следующую замену имён:

-12

Дерево выглядит так:

-13

Объяснительная гипотеза: вот что, в контексте данного учебника, означали термины, которые в общем случае означают нечто совсем иное, и нигде не были распределены.

Точно также можно расшифровывать формулы, отношения между понятиями, куски сценариев, которые были рассказаны. Философские основания. И так далее.

Кроме того, абдукция, в явном или неявном виде, применяется вами постоянно, для приписывания смыслов происходящему, высказываниям, воспоминаниям, узнанным где-либо сведениям, всем этим кусочкам разрозненной информации. Она применяется постоянно и всеми - для а) предположения объяснений происходящему, включая предположение объяснений вашим решениям и действиям, так называемые "причины" (об этом психологическом механизме рассказывалось в лекции про волю); б) предположения о том, какие закономерности и правила стоят за наблюдаемым поведением (например, так дети предполагают грамматику в процессе освоения языка); в) предположения объяснений высказываниям в текстах и речах ораторов - почему эти высказывания истинны (или ложны, зависит от вкуса), когда для этого требуется привлечь какие-то сторонние доводы, связи. Например, в1) обычной повседневной рутиной людей является доверие к показаниям одних людей (и недоверие к показанием избранных "недругов", "идеологических врагов"), такое доверие и недоверие основано на абдукции, которую человек даже не замечает, из серии: "лучшее объяснение того, почему информатор утверждает, что Х, обычно состоит в том, что… он верит в это по должным образом обоснованным причинам и… он намеревается добиться того, чтобы я тоже этому поверил" (в случае "идеологического врага" это принимает вид: "он, по ошибке верит в Х или пытается обмануть окружающих, и намеревается распространить на меня свою дезинформацию, чтобы я тоже поверил в Х, которое, как я знаю, заведомо ложно"). Что ещё шире, в2) "что вообще означает данное высказывание?" - вездесущий вопрос, на который без абдукции ответить нельзя. Максимы, сформулирвоанные Грайсом и Личем задают доверительный способ интерпретации особенно странных суждений, правила придумывания смысла речи.

И так далее.

Происходящие при всём этом абдуктивные рассуждения обычно не осознаются. Юмор - а иногда и драма, трагедия - строятся на несовершенстве применяемых при этом абдуктивных суждений.

Примером абдукции также является старое рассуждение: "если это выглядит как утка и крякает, как утка - это утка". На примере Дж. Томсона оно выглядит так: "Поскольку катодные лучи отклоняются электростатической силой, как если бы они были отрицательно наэлектризованы, и магнитная сила действует на них точно так же, как эта сила действовала бы на отрицательно наэлектризованное тело, движущееся по пути этих лучей, я не вижу выхода из заключения, что они представляют собой заряды отрицательного электричества, переносимые частицами материи". Вывод не дедуцируется и не обобщается из статистических данных. Он получается по схеме "это крякает - значит, это - утка", но это, в данном случае, хорошая схема; возможно, наилучшее объяснение.

Логика сама по себе ничего не значит.

Тезис, верный в отношении логики вообще, и в частности - он верен и в отношении всех применений абдукции. Выше несколько примеров приведены, и было отмечено, что дедуктивная проверка объяснительной гипотезы на согласованность теории сама по себе не значит ни адекватности гипотезы, ни адекватности теории. Приведём ещё две иллюстрации к этому тезису.

Есть широко известный аргумент Канта - в зависимости от прочтения, либо против возможности существования неоспоримых доказательств существования христианского божка, либо за существование у людей философской свободы воли: "если бы бог предоставил несомненные доказательства своего существования, то этим он лишил бы людей свободы воли в отношении выбора, соблюдать ли людям данные этим богом моральные заветы, или не делать этого; допущение о наличии свободы воли обосновывает, что неоспоримых доказательств бога не будет и не может быть". Обратим внимание на то, как философ отождествляет веру в существование с верой в моральный кодекс, разумея влияние доказательств сразу на веру в правильность, а не на веру в истинность.

Что с логикой? С логикой как будто всё в порядке:

Схема дедуктивной проверки аргумента Канта из учебника Светлова - в учебнике она была записана с ошибкой, здесь ошибка исправлена.
Схема дедуктивной проверки аргумента Канта из учебника Светлова - в учебнике она была записана с ошибкой, здесь ошибка исправлена.

Но с логикой всё в порядке и в следующем рассуждении:

"Чувство комфорта, получаемое от отдыха в комнате, ценимо многими людьми, особенно в холодную погоду. Однако немногие знают, что радиатор под окном — главная физическая причина достижения внутренней гармонии души. Многим людям такая причина кажется аномальной. Докажем, что радиатор, установленный под окном и выравнивающий температуру в комнате, представляет правдоподобное причинное объяснение чувства комфорта"
-15

Дерево абдукции замкнуто, объяснительная гипотеза согласованна с теорией - ни гипотеза, ни теория от этого не перестают быть полной белибердой. То же самое и с построениями Иммануила Канта.

Вернёмся к его аргументу. Каковы предпосылки этого аргумента? Одна из них: "люди, видя доказательства существования бога и божественного авторства такого-то набора моральных правил, не могут отказаться от выполнения этих правил". Чтобы найти эту предпосылку не нужна абдукция - предпосылка в явном виде содержится в самом аргументе. Эта предпосылка, однако, является ложной - она противоречит наблюдаемым фактам. Систематически обнаруживаются люди - пусть и небольшой процент населения - которые, веря в бога, веря в истинность утверждений о существовании и природе бога, и веря в божественное происхождение такого-то морального кодекса, тем не менее отказываются следовать этим ублюдочным моральным правилам (как они считают), выбирая вместо этого жить по-своему, а не по-божьи; веря при этом, что будут гореть в аду или что там ещё. Конечно, для философии это в принципе-то не важно - однако, добавление ещё одной предпосылки: "не требуется учитывать факты" - делает любую философию, содержащую такую посылку, просто брехнёй.

Возможно вместо этого повысить связность аргумента и путём добавления иной предпосылки, вроде "люди имеют встроенную непреложную директиву неукоснительно выполнять то, что считают заповедями бога" (что опять же значит: "они просто не могли бы действовать иначе"). Это очень сильное допущение, опять же, противоречащее наблюдаемым фактам - но уже о большинстве людей.

Другая предпосылка, принимаемая Кантом за истинную - это предпосылка о существовании у людей свободы воли, которую он понимает примерно так: "...в жизни каждого человека наступает минута, когда история всей вселенной как бы начинается с него: ни в прошлом, ни вокруг него нет ничего, на что он мог бы сослаться в качестве оправдания своих действий... Если человек, наблюдая поведение других людей, может видеть определяющие его причины, то в отношении самого себя человек должен признать, что по большому счету он действует свободно. Даже если и есть какая-то внешняя причина, осознавая ее, человек освобождается от ее влияния". Это, однако, философская фикция, полностью бессмысленная и ничем не обоснованная. В свете этого, проваливается и весь аргумент. Эта предпосылка также в явном виде содержится в аргументе. На самом деле, это интересная фикция. Она не просто не обоснована - она противоречит всем фактам. Она заявляет, что "я не вижу причин своих действий - следовательно, я свободен от причин", это удивительно влиятельная версия аргумента от невежества. Она также заявляет, будто "я" чем-то отличается от "других", имеет какой-то особый статус и приоритет (и при этом, причины его действий ему не видны, но при этом эта невидимость наиболее точно отражает действительность) - это значит, аргумент о свободе воли автоматически поддерживается и - ошибочной, разумеется - предпосылкой о двойном привилегированном доступе к своим ментальным состояниям. Также, поддерживается вера в иллюзию "осознал - освободился". Это тоже очень влиятельное и массовое заблуждение о поведении и о роли осознавания.

Но дальше можно применить абдукцию чтобы "найти" - создать? - ещё несколько предпосылок, "содержащихся в аргументе" (в смысле необходимых ему для самосогласованности). В аргументе считается, будто мораль дана богом (позиция известная как "моральный супернатурализм"); и будто богом дана именно та мораль, в которую верят представители одной религии, причём даже если их представления разнятся от конфессии к конфессии. Это тоже пара бессвязных предпосылок, к тому же, одна из них противоречит другой.

Также, в аргументе - при другом его прочтении, от свободы к богу, а не от бога к свободе, - принимается за факт, будто бог есть, причём тот же самый, в которого верят представители одной из религий. Принимается без каких-либо на то оснований. На деле, он же принимается и в прямом прочтении.

Кроме того, в аргументе без каких-либо оснований отождествляются "высоконравственные поступки" с поступками, соответствующими одному определённому моральному кодексу. Это автоматически означает, что аргумент основывается на всём наборе предпосылок философских взглядов (о системе координат, описывающей эти позиции и их предпосылки, была вон та статья), известных как "моральный реализм" и "моральный абсолютизм". И делается это, вновь, без каких-либо оснований. Если же вы не считаете убедительной позицию морального абсолютизма - то для вас автоматически проваливается весь аргумент Канта, он сразу становится бессвязным.

Аналогично, если вы не считаете убедительным или удовлетворительным кантовское определение a priori - для вас автоматически проваливаются все аргументы мыслимости против материализма, от декартовского до чалмеросовских и более поздних. Они проваливаются и в других случаях - но достаточно и одного этого пункта.

Вернёмся к исходному аргументу и применим дерево абдукции вторым описанным выше способом, для поиска гипотез, годящихся на роль объяснений. Действительно, кроме С интересных не заметно. Но остаётся досадный пробел: "нет свидетельств" или "есть свидетельства" - ничем не объясняется. Расширим исходный аргумент, дописав два вполне бесспорных ожидания: "если есть несомненные доказательства бога - то неверно, что нет бога" (это и значит "несомненные доказательства", не так ли); и "если бога нет, то нет несомненных доказательств". Вроде бы, спорить в этих посылках не с чем. В этом случае дерево, описывающее теорию вместе с отрицанием наблюдаемого факта об отсутствии несомненных доказательств - выглядит так:

Исправленный аргумент Канта.
Исправленный аргумент Канта.

Дерево замыкается добавлением предпосылки "нет бога или есть свобода воли", или добавлением предпосылки "есть свобода", или добавлением предпосылки "нет бога" - любая из них достаточна.

Таким образом, становится видно, что в структуре аргумента действительно использовалась скрытая предпосылка - Кант принял без доказательств, что есть бог, хотя это противоречит самому содержанию рассуждения о доказательствах. И становится видно, что Кант выбрал одну из равно подходящих объяснительных гипотез чтобы разрешить кажущийся конфликт, вызванный чем? противоречием между верой в бога без доказательств и отсутствием доказательств. Становится видно и то, что, будучи последовательным, верующий в бога должен верить и в свободу воли - иначе аргумент рассыпается, если вы не верите в свободу воли, то остаётся только одно подходящее объяснение отсутствия несомненных доказательств (таких, в которых никто бы не сомневался). Но главное - становится видно, что вся эта логическая аргументация Канта - просто чепуха, он просто подтасовал доводы и посылки так, чтобы получить конструкцию, которая оправдывает его предпочтения и убеждения, не пытаясь их обосновать или проверить.
В отличии от этого, Юм высказал бесценный аргумент на ту же тему - действительно имеющий познавательную пользу: "
невозможно установить существование или несуществование чего-либо путём рассуждений и веры". Это равносильно использованию более общего тезиса: "нет никаких априорных истин". И это единственное, что возможно обосновать про априорные суждения.

Короче говоря, Кант - бесполезен, а Юм - молодец.

Абдукция имеет больше лиц.

Место абдукции на схеме цикла познания:

Место абдукции в так называемом "научном методе" или ещё его иногда называют (а иногда и отличают от такового тем или иным способом) "гипотетико-дедуктивным методом", и также его называют "методом гипотез" и "модель-зависимым реализмом". Показаны также места применения индукции и дедукции, а также роль эксперимента и "случайных наблюдений"; также - обратите внимание на два определения теории (крупным шрифтом набрано содержательное определение научной теории, а мелким - формальное определение любой теории как таковой; пояснение к нему таково: теория - это набор утверждений таких, что любое из утверждений набора выводится из некоего поднабора других утверждений из того же набора; то есть - обязательным критерием теории является циклическая аргументация; отметим также, что теория в содержательном смысле обязательно включает в себя утверждения о фактах (описания фактов) - и они должны выводиться из концепций, а концепции должны обобщаться из них и прочих утверждений теории... здесь нет никакой ошибки и никакого изъяна - здесь есть важный инсайт: именно так работают теории и именно такова логическая структура теорий). Такое свойство иногда ещё называют "самосогласованность". Самосогласованность делает набор утверждений теорией - но, естественно, этого не достаточно, чтобы теория была не-белибердой - для этого требуется правильное содержание, а не правильная логическая и аргументативная форма. Абдукция в этом цикле познания применяется для генерации гипотез-догадок, как бы объясняющих наблюдения и требующих дальнейших проверок фактами; причём генерируются они как из наблюдений, так и из обобщений, полученных индуктивным путём; однако, гипотезы-прогнозы выводятся всё же дедуктивно, а не абдуктивно. Кроме того, полезно обратить внимание на стрелку, описывающую роль индукции - от которой начнут кровоточить глаза у большинства философов науки, у социологов науки, большинства математиков, а также у некоторых логиков и учёных. Однако, это здесь всё тщательно взвешено. Индукция - та, которая по схеме строгой индукции, а не та, которая по "индуктивному силлогизму" Пирса, Светлова и т.п. - кроме обобщений-гипотез, даёт также обобщения, которые непосредственно становятся аксиомами теории, индуктивные аксиомы - собственно, ВСЕ аксиомы естественных наук - суть индуктивные обобщения наблюдений (естественно, из них всё равно делаются потом дедуктивные гипотезы-прогнозы, которые подвергаются экспериментальной проверке).
Место абдукции в так называемом "научном методе" или ещё его иногда называют (а иногда и отличают от такового тем или иным способом) "гипотетико-дедуктивным методом", и также его называют "методом гипотез" и "модель-зависимым реализмом". Показаны также места применения индукции и дедукции, а также роль эксперимента и "случайных наблюдений"; также - обратите внимание на два определения теории (крупным шрифтом набрано содержательное определение научной теории, а мелким - формальное определение любой теории как таковой; пояснение к нему таково: теория - это набор утверждений таких, что любое из утверждений набора выводится из некоего поднабора других утверждений из того же набора; то есть - обязательным критерием теории является циклическая аргументация; отметим также, что теория в содержательном смысле обязательно включает в себя утверждения о фактах (описания фактов) - и они должны выводиться из концепций, а концепции должны обобщаться из них и прочих утверждений теории... здесь нет никакой ошибки и никакого изъяна - здесь есть важный инсайт: именно так работают теории и именно такова логическая структура теорий). Такое свойство иногда ещё называют "самосогласованность". Самосогласованность делает набор утверждений теорией - но, естественно, этого не достаточно, чтобы теория была не-белибердой - для этого требуется правильное содержание, а не правильная логическая и аргументативная форма. Абдукция в этом цикле познания применяется для генерации гипотез-догадок, как бы объясняющих наблюдения и требующих дальнейших проверок фактами; причём генерируются они как из наблюдений, так и из обобщений, полученных индуктивным путём; однако, гипотезы-прогнозы выводятся всё же дедуктивно, а не абдуктивно. Кроме того, полезно обратить внимание на стрелку, описывающую роль индукции - от которой начнут кровоточить глаза у большинства философов науки, у социологов науки, большинства математиков, а также у некоторых логиков и учёных. Однако, это здесь всё тщательно взвешено. Индукция - та, которая по схеме строгой индукции, а не та, которая по "индуктивному силлогизму" Пирса, Светлова и т.п. - кроме обобщений-гипотез, даёт также обобщения, которые непосредственно становятся аксиомами теории, индуктивные аксиомы - собственно, ВСЕ аксиомы естественных наук - суть индуктивные обобщения наблюдений (естественно, из них всё равно делаются потом дедуктивные гипотезы-прогнозы, которые подвергаются экспериментальной проверке).

Отдельно распишем на схеме место индукции и абдукции:

-18

И более прозаичная схема прикладного характера - место абдукции в постановке диагнозов:

Так называемая ST-модель диагностики. Верхняя стрелочка особого значения и смысла не имеет.
Так называемая ST-модель диагностики. Верхняя стрелочка особого значения и смысла не имеет.

А вот - как минимум два важнейших места абдукции в философии:

Представлен пример обобщённого простого философского аргумента, имеющего "вертикальный паттерн" - то есть представляющего собой цепочку из нескольких "если, то". В таком паттерне аргумента, в отличии от некоторых других, отсутствие надёжного логического перехода в любом звене означает крах всего аргумента. Большинство самых громких и популярных аргументов имеет именно такую структуру (но, возможно, чуть больше звеньев и конечный вывод типа "А или Б"). Как показано на схеме, абдукция применима - и обязательно должна применяться! - как минимум для двух мест: для установления скрытых предпосылок аргумента, которые почти всегда имеются и от которых полностью зависит или валидность всего аргумента, или уместность его использования для аргументации чего-либо; и для установления использованного философов типа импликации (например, каузальная импликация, материальная импликация, релевантная импликация, контрфактическая импликация, правдоподобная импликация - и так далее, и так далее; и у каждой есть ещё подтипы) - это необходимо потому, что от использованного типа импликации зависит формальная (то есть логическая) корректность всего аргумента.
Представлен пример обобщённого простого философского аргумента, имеющего "вертикальный паттерн" - то есть представляющего собой цепочку из нескольких "если, то". В таком паттерне аргумента, в отличии от некоторых других, отсутствие надёжного логического перехода в любом звене означает крах всего аргумента. Большинство самых громких и популярных аргументов имеет именно такую структуру (но, возможно, чуть больше звеньев и конечный вывод типа "А или Б"). Как показано на схеме, абдукция применима - и обязательно должна применяться! - как минимум для двух мест: для установления скрытых предпосылок аргумента, которые почти всегда имеются и от которых полностью зависит или валидность всего аргумента, или уместность его использования для аргументации чего-либо; и для установления использованного философов типа импликации (например, каузальная импликация, материальная импликация, релевантная импликация, контрфактическая импликация, правдоподобная импликация - и так далее, и так далее; и у каждой есть ещё подтипы) - это необходимо потому, что от использованного типа импликации зависит формальная (то есть логическая) корректность всего аргумента.

Кроме философских аргументов, таким же точно образом анализируются и юридические, и этические аргументы. Эта часть логики как была разработана для зала суда, так и остаётся приложимой там. Но, по правде сказать, конечно же, в зале суда, вероятно, редко бывает фантасмагория (причудливое бредовое видение) такого масштаба, что довольно типична для философских работ.

Сатирический пример применения абдукции в зале суда - это ответ свидетеля или обвиняемого на вопрос обвинителя вопросом: "вы сейчас предполагаете? или вы пытаетесь доказать, предполагая?" - который имеет своим предметом установление сорта используемых импликаций.

Важной для философии областью применения абдукции - и, отчасти, для науки тоже - является дискриминация гипотез и теорий как "наилучшим образом объясняющих факты". Антиреалисты в отношении науки (реалисты в отношении неких сказок) и прочие плюралисты мнений приводят доводы из серии "мы никак не можем выбрать, какая теория верна, если они дают одинаковые прогнозы", и таким образом пытаются аргументировать то, что, якобы, "можно помыслить, что может быть бесконечно много равно хороших теорий, объясняющих нечто - значит, их может быть столько". Однако, один из ответов на это заключается в том, что абдукция для генерации объяснений всё ещё позволяет выбрать "наилучшие" теории, объясняющие нечто, даже если эмпирические прогнозы этих теорий одинаковы. Применение всех формализованных мер "сложности" ("экономности") описаний - это часть такой процедуры абдукции. Формализованные меры - это значит, что афоризм, известный как "бритва Оккама" сам по себе для этого не применяется - вместо этого, но с тем же смыслом, применяются те или иные формализованные статистические, логические или вероятностные критерии.

Место абдукции в математике:

-21

Место абдукции в лингвистике и семантике:

-22

Место абдукции в программировании ИИ:

Словесная схема, описывающая роль формализации абдуктивных суждений в программировании ИИ.
Словесная схема, описывающая роль формализации абдуктивных суждений в программировании ИИ.
Обратите внимание: во всех описанных выше схемам речь идёт о формализации и применении дедуктивной, а не индуктивной формы абдукции. О применении "если А, то В, видим В - значит, А" и о применении "перебираем одну за другой любые гипотезы А, проверяя, следует ли В из А + Т, если следует - то А правдоподобно следует из Т + В". Речь не идёт о расчёте условных вероятностей. Абдукция похожа на какой-нибудь байесовский вывод, как по результатам, так и по индуктивной интерпретации - но её надо отличать от байесовского вывода, это не то же самое, и они, в общем случае, даже не разделяют ничего похожего по процедурам. Абдукция в дедуктивной интерпретации вообще не подразумевает работы с какими-либо вероятностями, но подразумевает перебор гипотез и особый вид "следования". Байесовский вывод вообще не подразумевает подбора объяснений или анализа выводимости.

Но вот ещё. Стандартное рассуждение - особенно такие людям "рационалисты" и экономисты - заключается в следующем: "(посылка) Перед персоной стоит такая-то задача. (посылка) Но наблюдаемое поведение персоны неэффективно для решения этой задачи. (заключение) Таким образом, происходит когнитивное искажение и ошибка мышления". Но подчас для исследования поведения гораздо более продуктивно использовать иную схему рассуждения, в явном виде требующую использования абдукции. Вот она: "(посылка) Наблюдаемое поведение персоны в любом случае более-менее эффективно решает какую-то задачу - но, возможно, не ту, которая как нам кажется, стоит перед персоной. (посылка) Наблюдаемое поведение такое-то. (вопрос к объяснительной гипотезе) Какова должна быть неизвестная нам задача, эффективным решением которой являлось бы наблюдаемое поведение?". Ответы на такой вопрос открывают нам новые горизонты и приносят бесценные знания о том, что на самом деле происходит в серой слизи в черепушках людей. Вообще, они, эти ответы, приводят к пересмотру и переоценке крупных кусков психологии и экономики. Обратим внимание, что тут нет смысла проводить различие между "является" и "являлось бы".

Литература:

Светлов В.А, "Логика", 2011

Бочаров В.А, Маркин В.И, "Введение в логику", 2008

Aliseda A. "Abductive Reasoning: Logical Investigations into Discovery and Explanations", 2006

Douven I, "Abduction", The Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2021

Dragulinescu S. Inference to the best explanation and mechanisms in medicine //Theoretical medicine and bioethics. – 2016. – Т. 37. – №. 3. – С. 211-232.

Magnani L. Abductive cognition: The epistemological and eco-cognitive dimensions of hypothetical reasoning. – Berlin : Springer, 2009. – Т. 3.