Найти в Дзене
Ennarius

Советские открытки. 1967 г. Шедевры мировой скульптуры XVIII в.

Оглавление

Как уже говорилось в предыдущей подборке, тотальное распространение открытки с фотографиями шедевров мирового искусства получили в СССР в 70-е годы. Сегодня речь пойдёт об одной знаменательной подборке, которая была в числе первых массовых открыток такого вида.

В 50-е и до 1964 года подавляющее большинство открыток было напечатано либо изданиями отдельных министерств (к примеру, серия открыток с работами Е. Гундобина во второй половине 50-х печаталась изданием Министерства связи СССР, а открытки с работами А. А. Горпенко печатались Воениздатом Министерства обороны СССР), либо издательством "Изобразительное искусство", которое было более известно как ИЗОГИЗ, из-за официальной аббревиатуры, которая была в повсеместном использовании в 1930-1938 гг. и 1953-1963 гг. Однако в 1964 г. ИЗОГИЗ инкорпорируют в основанное ещё в 1946 г. издательство "Советский художник", одновременно переподчиняя сформированное заново и укрупнённое издательство комитету Совета Министров СССР по печати. Ключевой задачей, которую ставят перед издательством становится массовый выпуск изданий по изобразительному искусству, при этом особый упор делается на альбомы и открытки.

С этого момента в СССР начинается новая эпоха печати открыток.

Сегодня мы рассмотрим один из ярких примеров ранней работы обновлённого "Советского художника". Вашему рассмотрению предлагается набор из 15 открыток в оформлении Л. Сушилиной "Шедевры мировой скульптуры XVIII в." 1967 г. Конкретно этот набор является эксклюзивным и коллекционным по одной достаточно забавной причине: по издательской ошибке, открыток здесь не 15, а 16. Одна из открыток оказалась в наборе в двойном экземпляре. Этот набор вы можете купить у Ennarius, используйте нашу электронную почту для связи ennarius@ya.ru.

А в конце подборки будет небольшой ностальгический бонус! Приятного просмотра.

1. Жан Антуан Гудон (1741-1828). Портрет жены. Гипс. 1787 г. Париж. Лувр.

Среди разнообразных портретов Гудона особую группу составляют так называемые "интимные" портреты, в которых скульптор запечатлел черты своих близких: друзей, детей, знакомых и родных. Одной из таких работ является и портрет его жены. Простое лицо обычной женщины, которая может и не отличалась красотой, но вместе с тем, сколько симпатии, нежности и удивительной мягкости, женственности в этом образе! Эта работа считается одной из лучших работ Жана Антуана Гудона, так как является квинтэссенцией одновременно выражения прекрасной и гармоничной человеческой личности и высокого мастерства скульпутора.
Среди разнообразных портретов Гудона особую группу составляют так называемые "интимные" портреты, в которых скульптор запечатлел черты своих близких: друзей, детей, знакомых и родных. Одной из таких работ является и портрет его жены. Простое лицо обычной женщины, которая может и не отличалась красотой, но вместе с тем, сколько симпатии, нежности и удивительной мягкости, женственности в этом образе! Эта работа считается одной из лучших работ Жана Антуана Гудона, так как является квинтэссенцией одновременно выражения прекрасной и гармоничной человеческой личности и высокого мастерства скульпутора.

2. Гийом Кусту (1677-1746). Укротитель коня. Бронза. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Та самая открытка, которая продублирована в этом наборе.

3. Жан Антуан Гудон (1741-1828). Статуя Вольтера. Мрамор. 1781 г. Государственный Эрмитаж.

Лучшая открытка набора по мнению редакции Ennarius.

Мысль о создании статуи Вольтера родилась у Гундона вскоре после того, как великий философ поразил мир своей неслыханной "дерзостью": вопреки запрету, рискуя быть казнённым, Вольтер вернулся в Париж из эмиграции. В Париже он был встречен с великим воодушевлением гражданами. Скульптура с её огромной образной силой воплощает типичные черты идеала эпохи Просвещения, её общественный и нравственный идеал.
Мысль о создании статуи Вольтера родилась у Гундона вскоре после того, как великий философ поразил мир своей неслыханной "дерзостью": вопреки запрету, рискуя быть казнённым, Вольтер вернулся в Париж из эмиграции. В Париже он был встречен с великим воодушевлением гражданами. Скульптура с её огромной образной силой воплощает типичные черты идеала эпохи Просвещения, её общественный и нравственный идеал.

4. Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744). Анна с арапчонком. Бронза. 1741 г. Государственный Русский музей.

Один из первых русских монументов. В нём с особой образной силой воплотились черты, типичные для всего русского искусства начала XVIII века, сочетание барочной репрезентативности, пышности и декоративности с реалистической трактовкой образа. Анна Иоанновна изображена правдиво и ярко. Сочетание тяжёлых, массивных черт лица и всей фигуры с пристальным взглядом заплывших глаз, устремлённых в одну точку, — вся скульптура воплощает образ русского самодержавия.
Один из первых русских монументов. В нём с особой образной силой воплотились черты, типичные для всего русского искусства начала XVIII века, сочетание барочной репрезентативности, пышности и декоративности с реалистической трактовкой образа. Анна Иоанновна изображена правдиво и ярко. Сочетание тяжёлых, массивных черт лица и всей фигуры с пристальным взглядом заплывших глаз, устремлённых в одну точку, — вся скульптура воплощает образ русского самодержавия.

5. Михаил Иванович Козловский (1753-1802). Памятник А. В. Суворову. Бронза, гранит. 1801 г. Марсово поле.

Шедевр европейской скульптуры XVIII века. В этом произведении, созданном в последние годы жизни скульптора, нет стремления показать портретные черты великого полководца. Идея здесь заключается скорее в желании передать истинные качества военного гения Суворова — неудержимая отвага, смелость, наступательный дух его стратегии. По праву одна из лучших статуй XVIII века.
Шедевр европейской скульптуры XVIII века. В этом произведении, созданном в последние годы жизни скульптора, нет стремления показать портретные черты великого полководца. Идея здесь заключается скорее в желании передать истинные качества военного гения Суворова — неудержимая отвага, смелость, наступательный дух его стратегии. По праву одна из лучших статуй XVIII века.

6. Фёдор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Надгробие Голицыной. Мрамор. 1780.

Памятник Голицыной решён в виде мраморной стелы, украшенной рельефом с изображением плакальщицы. Отталкиваясь от концепции античных надгробий, скульптор создаёт образ скорбящей женщины, исполненный большого благородства, сдержанного, но глубокого чувства. Здесь нет ни патетических жестов, ни преувеличенной мимики — тех внешних сюжетных штампов, к которым часто прибегают в мемориальной скульптуре. Считается, что это надгробие — одно из самых поэтических созданий русской скульптуры XVIII века.
Памятник Голицыной решён в виде мраморной стелы, украшенной рельефом с изображением плакальщицы. Отталкиваясь от концепции античных надгробий, скульптор создаёт образ скорбящей женщины, исполненный большого благородства, сдержанного, но глубокого чувства. Здесь нет ни патетических жестов, ни преувеличенной мимики — тех внешних сюжетных штампов, к которым часто прибегают в мемориальной скульптуре. Считается, что это надгробие — одно из самых поэтических созданий русской скульптуры XVIII века.

7. Жан-Батист Пигалль (1714-1785). Меркурий, завязывающий сандалию. Мрамор. 1748 г. Берлинский музей.

Это произведение является одним из самых значительных в творчестве Пигалля. Статуя пользовалась в своё время настолько большой популярностью, что скульптору пришлось сделать копию в мраморе для Людовика XV, который избрал "Меркурия" и парную к нему "Сидящую Венеру" в качестве дипломатического подарка Фридриху II.
Это произведение является одним из самых значительных в творчестве Пигалля. Статуя пользовалась в своё время настолько большой популярностью, что скульптору пришлось сделать копию в мраморе для Людовика XV, который избрал "Меркурия" и парную к нему "Сидящую Венеру" в качестве дипломатического подарка Фридриху II.

8. Георг Рафаэль Доннер (1693-1741). Путти с рыбой. Деталь фонтана. Бронза. 1737-1739 гг. Вена. Музей барокко.

Фонтан на Новом рынке в Вене — произведение последних лет жизни известного австрийского скульптора первой половины XVIII века Доннера. Как и во всём австрийском искусстве того времени, в творчестве Доннера усматриваются очень сильные барочные традиции, так как образы созданные им полны пафоса и напряжения. Это чувствуется, в частности и в "Путти с рыбой". Огромное усилие, с которым ребёнок (по-итальянски "путти") сжимает пасть рыбы, откуда должна вырваться струя воды, деформирует его фигурку. Лицо искажено почти страдальческой гримасой. Впечатление напряжения также подчёркивает неустойчивость положения тела.
Фонтан на Новом рынке в Вене — произведение последних лет жизни известного австрийского скульптора первой половины XVIII века Доннера. Как и во всём австрийском искусстве того времени, в творчестве Доннера усматриваются очень сильные барочные традиции, так как образы созданные им полны пафоса и напряжения. Это чувствуется, в частности и в "Путти с рыбой". Огромное усилие, с которым ребёнок (по-итальянски "путти") сжимает пасть рыбы, откуда должна вырваться струя воды, деформирует его фигурку. Лицо искажено почти страдальческой гримасой. Впечатление напряжения также подчёркивает неустойчивость положения тела.

9. Фёдор Иванович Шубин (1740-1805). Портрет Барышникова. Мрамор. 1778 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Портрет Барышникова относится к периоду творческой зрелости скульптора. Всё больше даёт знать о себе реалистическая направленность, стремление к наиболее полному раскрытию характера человека, его психологии. Скульптор совершенно не идеализирует героя. Он вскрывает многогранную личность с присущими ей контрастами.
Портрет Барышникова относится к периоду творческой зрелости скульптора. Всё больше даёт знать о себе реалистическая направленность, стремление к наиболее полному раскрытию характера человека, его психологии. Скульптор совершенно не идеализирует героя. Он вскрывает многогранную личность с присущими ей контрастами.

10. Фёдор Иванович Шубин (1740-1805). Портрет Голицына. Мрамор. 1775 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Раннее творчество Шубина являющееся шедевром портретной скульптуры XVIII века. Именно этот портрет в начале творческого путина Шубина выдвинул его фигуру в разряд известнейших и выдающихся мастеров России. Портрет Голицына поражает своей формой, изяществом, простотой и выражением многогранности внутреннего мира изображённого человека. На первый взгляд может показаться, что это обычный портрет своего времени, но в деталях кроется суть: резкий поворот головы, ироничная улыбка, острый и проницательный взгляд, устремлённый вдаль.
Раннее творчество Шубина являющееся шедевром портретной скульптуры XVIII века. Именно этот портрет в начале творческого путина Шубина выдвинул его фигуру в разряд известнейших и выдающихся мастеров России. Портрет Голицына поражает своей формой, изяществом, простотой и выражением многогранности внутреннего мира изображённого человека. На первый взгляд может показаться, что это обычный портрет своего времени, но в деталях кроется суть: резкий поворот головы, ироничная улыбка, острый и проницательный взгляд, устремлённый вдаль.

11. Этьен Моррис Фальконе (1716-1791). Памятник Петру I. Бронза, гранит. 1766-1778 гг.

На вершине скалы на краю бездны, словно замер разгорячённый конь, пришпоренный уверенным седоком. Пётр I воспринимается с ракурса со стороны Невы как человек неукротимой энергии и воли, идущий к своей цели, не останавливающийся ни перед чем.
На вершине скалы на краю бездны, словно замер разгорячённый конь, пришпоренный уверенным седоком. Пётр I воспринимается с ракурса со стороны Невы как человек неукротимой энергии и воли, идущий к своей цели, не останавливающийся ни перед чем.

12. Антонио Канова (1757-1822). Три грации. Мрамор. 1814-1815 гг. Государственный Эрмитаж

Произведения Антонио Канова пользовались при его жизни сенсационной популярностью. Он пытался тщательно следовать античным идеалам в своих творениях, однако считается, что он шёл по пути лишь внешнему и формальному, изменяя натуру. Особенно хорошо это ощущается в статуе "Три грации", где три женские фигуры столь похожи, что практически не имеют никаких отличий или индивидуальности.
Произведения Антонио Канова пользовались при его жизни сенсационной популярностью. Он пытался тщательно следовать античным идеалам в своих творениях, однако считается, что он шёл по пути лишь внешнему и формальному, изменяя натуру. Особенно хорошо это ощущается в статуе "Три грации", где три женские фигуры столь похожи, что практически не имеют никаких отличий или индивидуальности.

13. Этьен Моррис Фальконе (1716-1791). Памятник Петру I. Бронза, гранит. 1766-1778 гг.

Классический вид на памятник Петру I. Считается одним из самых известных в мире произведений монументальной скульптуры. Абсолютным новшеством этой скульптуры был отказ Фальконе от традиционного величественного спокойствия всадника и коня, так как это не соответствовало бы сущности стремительного и деятельного Петра. Движение в скульптуре стало символом: неудержимый порыв коня и всадника стал олицетворением прорыва России в будущее.
Классический вид на памятник Петру I. Считается одним из самых известных в мире произведений монументальной скульптуры. Абсолютным новшеством этой скульптуры был отказ Фальконе от традиционного величественного спокойствия всадника и коня, так как это не соответствовало бы сущности стремительного и деятельного Петра. Движение в скульптуре стало символом: неудержимый порыв коня и всадника стал олицетворением прорыва России в будущее.

14. Эдм Бушардон (1698-1762). Рельеф "Лето" с фонтана на улице Гренель. Мрамор. 1739-1745 гг. Париж.

Фонтан на улице Гренель в Париже, выдающееся произведение Бушардона. Это большая архитектурно-скульптурная группа, напоминающая скорее фасад дома. Нижний цокольный этаж служит пьедесталом для скульптур второго яруса. Здесь чувствуются как черты стиля рококо, так и стремление к содержательности, простоте и красоте художественного самовыражения.
Фонтан на улице Гренель в Париже, выдающееся произведение Бушардона. Это большая архитектурно-скульптурная группа, напоминающая скорее фасад дома. Нижний цокольный этаж служит пьедесталом для скульптур второго яруса. Здесь чувствуются как черты стиля рококо, так и стремление к содержательности, простоте и красоте художественного самовыражения.

15. Мишель Клод, прозванный Клодион (1738-1814). Речная нимфа. Терракота. 1770-1780 гг. Москва. Государственный музей им. А. С. Пушкина

На творчество Клодиона оказало большое влияние увлечение античным искусством, которое он изучал во время своего многолетнего пребывания в Италии. "Речная нимфа" по праву считается венцом мастерства Клодиона. Своей тонкой поэтичностью, ясностью и образностью пластического мышления оно больше всех прочих произведений приближается к античному прообразу.
На творчество Клодиона оказало большое влияние увлечение античным искусством, которое он изучал во время своего многолетнего пребывания в Италии. "Речная нимфа" по праву считается венцом мастерства Клодиона. Своей тонкой поэтичностью, ясностью и образностью пластического мышления оно больше всех прочих произведений приближается к античному прообразу.

И обещанный бонус для любителей ностальгии!

Первомайская открытка 1983 г.

-17

Надеемся, что вам понравилась подборка. Ждём ваших комментариев, предложений по публикациям. Идей о том, чего бы вы больше хотели видеть на канале!