Найти тему
Ennarius

16 открыток с произведениями Кипренского. 1984 г. Советская Россия.

Оглавление

Открытки в СССР занимали особое место в жизни граждан: открытка была универсальным и к тому же красивым способом поздравления, открытка была способом сохранить память о посещении какого-то особенного места или курортного города, открытка была в конце концов способом приобщиться к прекрасному и великому через созерцание предметов искусства, увидеть которые в жизни не представлялось возможным, по причине проживания в ином городе.

Почтовые карточки приобретали практически все, да и их приобретение не представляло особого труда в связи с массовой распространённостью печатной продукции и активной просветительской деятельностью. Особенно хорошо это проявилось в 70-е и, в особенности, в 80-е годы, когда максимального распространения достигли цветные открытки с фотографиями известнейших достопримечательностей городов СССР, фотографиями или репродукциями наиболее ценных экземпляров музеев.

Сегодня речь пойдёт об одном шедевральном наборе открыток, мы вернёмся ненадолго в былые времена. Также мы с вами совершим небольшой экскурс в мир искусства, взглянем в лица людей из далёкого прошлого, проникнемся атмосферой. Дабы вы не отвлекались от самих репродукций, описания даны небольшим шрифтом как бы в дополнение. Текст описаний является незначительной переработкой-сокращением описаний, которые даны на оборотной стороне каждой открытки. В комментариях просим написать ваши мнения о таком формате. Следует ли проекту Ennarius больше демонстрировать открыток из коллекции? Чего бы вы больше желали видеть на этом канале?

На дворе 1984 год и издательство "Советская Россия" выпускает прекраснейший набор с картинами Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836). Этот набор вы можете приобрести у нас.

1. Дмитрий Донской на Куликовом Поле

На картине изображено одно из событий Куликовской битвы в 1380 году: в сражении Дмитрий Донской был сильно ранен. В этот момент страдающий от ранения князь узнаёт от князя Владимира Андреевича новость о поражении врага в сражении. Картина выполнена в традициях академической исторической живописи того времени. При всей условности одеяний и деталей, художник блестяще передал драматизм события.
На картине изображено одно из событий Куликовской битвы в 1380 году: в сражении Дмитрий Донской был сильно ранен. В этот момент страдающий от ранения князь узнаёт от князя Владимира Андреевича новость о поражении врага в сражении. Картина выполнена в традициях академической исторической живописи того времени. При всей условности одеяний и деталей, художник блестяще передал драматизм события.

2. Портрет мальчика Челищева

А. А. Челишев будучи совсем юным участвовал в войне 1812 года. Впоследствии был членом декабристской организации. Этот портрет считается одним из лучших среди ранних романтических портретов Кипренского.
А. А. Челишев будучи совсем юным участвовал в войне 1812 года. Впоследствии был членом декабристской организации. Этот портрет считается одним из лучших среди ранних романтических портретов Кипренского.

3. Портрет Е. В. Давыдова

Евграф Владимирович Давыдов — лейб-гусар и участник войны 1812 года из рода Давыдовых, из которого вышел знаменитый партизан Денис Давыдов. Этот портрет считается одним из шедевров русской живописи: в блесятщем и импозантном облике Давыдова чувствуется вдохновенность и приподнятость чувств, романтическая взволнованность. Его лицо исполнено особого воодушевления. Портрет написан с поразительным живописным размахом, энергичными и широкими мазками, построен на ярких цветовых контрастах. Долгое время этот портрет считался парадным портретом Дениса Давыдова по ошибке.
Евграф Владимирович Давыдов — лейб-гусар и участник войны 1812 года из рода Давыдовых, из которого вышел знаменитый партизан Денис Давыдов. Этот портрет считается одним из шедевров русской живописи: в блесятщем и импозантном облике Давыдова чувствуется вдохновенность и приподнятость чувств, романтическая взволнованность. Его лицо исполнено особого воодушевления. Портрет написан с поразительным живописным размахом, энергичными и широкими мазками, построен на ярких цветовых контрастах. Долгое время этот портрет считался парадным портретом Дениса Давыдова по ошибке.

4. Портрет Е. П. Ростопчиной

Екатерина Петровна Ростопчина — жена чиновника и губернатора Москвы Ф. В. Ростопчина. Портрет Ростопчиной — это поэтический образ русской женщины. В основе этого произведения лежит представление художника о прекрасном человеке.
Екатерина Петровна Ростопчина — жена чиновника и губернатора Москвы Ф. В. Ростопчина. Портрет Ростопчиной — это поэтический образ русской женщины. В основе этого произведения лежит представление художника о прекрасном человеке.

5. Портрет П. А. Оленина

Пётр Алексеевич Оленин — сын президента Академии художеств. На оборотной стороне портрета сохранилась старинная наклейка с надписью "Портрет генерал-майора Петра Алексеевича Оленина, рисованный Кипренским в 1813 году, год спустя по получении им тяжёлой контузии на Бородинском поле у Семёновского редута. Этот портрет является типичным для своей эпохи.
Пётр Алексеевич Оленин — сын президента Академии художеств. На оборотной стороне портрета сохранилась старинная наклейка с надписью "Портрет генерал-майора Петра Алексеевича Оленина, рисованный Кипренским в 1813 году, год спустя по получении им тяжёлой контузии на Бородинском поле у Семёновского редута. Этот портрет является типичным для своей эпохи.

6. Портрет Д. Н. Хвостовой

Дарья Николаевна Хвостова — жена сенатора В. С. Хвостова. В облике её приветливость с оттенком потаённой грусти, богатство внутренней жизни сочетается со сдержанностью чувств. В образе раскрываются типичные черты характера русской женщины — душевная стойкость, нравственная сила и чистота.
Дарья Николаевна Хвостова — жена сенатора В. С. Хвостова. В облике её приветливость с оттенком потаённой грусти, богатство внутренней жизни сочетается со сдержанностью чувств. В образе раскрываются типичные черты характера русской женщины — душевная стойкость, нравственная сила и чистота.

7. Портрет С. С. Уварова

Сергей Семёнович Уваров — член литературного кружка "Арзамас". С 1818 года президент академии наук, а в последствии министр народного просвещения. В этом произведении использованы основные традиции парадного портрета XVIII века. Красочная гамма портрета является крайне изысканной.
Сергей Семёнович Уваров — член литературного кружка "Арзамас". С 1818 года президент академии наук, а в последствии министр народного просвещения. В этом произведении использованы основные традиции парадного портрета XVIII века. Красочная гамма портрета является крайне изысканной.

8. Портрет поэта В. А. Жуковского

Жуковский — один из основоположников русской романтической поэзии, ближайший друг А. С. Пушкина. Поэт-романтик на портрете погружен в свои мечты, в свои думы. Ночное небо, развалины замка — атрибуты романтической поэзии Жуковского. Композиция портрета в форме круга, плавность очертаний фигуры, мягкость живописи — всё это созвучно певучей плавности стихов поэта.
Жуковский — один из основоположников русской романтической поэзии, ближайший друг А. С. Пушкина. Поэт-романтик на портрете погружен в свои мечты, в свои думы. Ночное небо, развалины замка — атрибуты романтической поэзии Жуковского. Композиция портрета в форме круга, плавность очертаний фигуры, мягкость живописи — всё это созвучно певучей плавности стихов поэта.

9. Молодой садовник

Картина написана Кипренским в годы первого пребывания в Италии. Художник стремился овладеть идеальной формой, совершенством линий, которые так поразили его в произведениях Рафаэля. Бытовой типаж представлен здесь автором романтически идеальным красавцем юношей, погружённым в свои мечты. Кипренский, впрочем, не избежал излишней сентиментальности, его модель лишена естественности, которая отличает лучшие работы художника.
Картина написана Кипренским в годы первого пребывания в Италии. Художник стремился овладеть идеальной формой, совершенством линий, которые так поразили его в произведениях Рафаэля. Бытовой типаж представлен здесь автором романтически идеальным красавцем юношей, погружённым в свои мечты. Кипренский, впрочем, не избежал излишней сентиментальности, его модель лишена естественности, которая отличает лучшие работы художника.

10. Портрет Е. С. Авдулиной

Е. С. Авдулина — жена генерал-майора А. Н. Авдулина, члена Общества поощрения художников. В портрете, который был выполнен в Париже, отразились творческие искания Кипренского: он стремится воплотить в своём творчестве высший идеал красоты, принося ему в жертву человеческую индивидуальность и душевную теплоту. Портрет отличает особая изысканность живописного мастерства, а также ювелирная отделка деталей.
Е. С. Авдулина — жена генерал-майора А. Н. Авдулина, члена Общества поощрения художников. В портрете, который был выполнен в Париже, отразились творческие искания Кипренского: он стремится воплотить в своём творчестве высший идеал красоты, принося ему в жертву человеческую индивидуальность и душевную теплоту. Портрет отличает особая изысканность живописного мастерства, а также ювелирная отделка деталей.

11. Портрет А. С. Шишкова

А. С, Шишков — государственный деятель и писатель, адмирал, министр народного просвещения, член Российской Академии, глава Цензурного ведомства один из первых переводчиков "Слова о полку Игореве". Это парадный портрет, который был создан по официальному заказу Академии наук. В образе торжественность, значительность, умело использованные детали дополняют характеристику.
А. С, Шишков — государственный деятель и писатель, адмирал, министр народного просвещения, член Российской Академии, глава Цензурного ведомства один из первых переводчиков "Слова о полку Игореве". Это парадный портрет, который был создан по официальному заказу Академии наук. В образе торжественность, значительность, умело использованные детали дополняют характеристику.

12. Портрет Н. П. Трубецкого

Н. П, Трубецкой — брат декабриста С. П. Трубецкого. Молодой кавалергард изображён в парадном мундире, в каске с высоким плюмажем и со шпагой в руке. В самой постановке фигуры есть горделивая выправка и аристократизм. Портрет проникнут атмосферой общей торжественности, которая смягчается романтической мечтательностью.
Н. П, Трубецкой — брат декабриста С. П. Трубецкого. Молодой кавалергард изображён в парадном мундире, в каске с высоким плюмажем и со шпагой в руке. В самой постановке фигуры есть горделивая выправка и аристократизм. Портрет проникнут атмосферой общей торжественности, которая смягчается романтической мечтательностью.

13. Портрет А. С. Пушкина

Портрет написан Кипренским с натуры в 1827 году и в том же году выставлен в Академии художеств. Заказанный Кипренскому другом А. С. Пушкина поэтом Антоном Дельвигом, он после смерти Дельвига был приобретён А. С. Пушкиным. В облике поэта возвышенном и исполненном строгой гармонии какая-то особая внутренняя жизнь. Портрет как бы отвечает эстетическим требованиям самого Пушкина.
Портрет написан Кипренским с натуры в 1827 году и в том же году выставлен в Академии художеств. Заказанный Кипренскому другом А. С. Пушкина поэтом Антоном Дельвигом, он после смерти Дельвига был приобретён А. С. Пушкиным. В облике поэта возвышенном и исполненном строгой гармонии какая-то особая внутренняя жизнь. Портрет как бы отвечает эстетическим требованиям самого Пушкина.

14. Бедная Лиза

Бедная Лиза — героиня повести Н. М. Карамзина, крестьянка, которая способна тонко чувствовать и глубоко любить. Кипренский не стремился передать драматические переживания Лизы, для него это скорее жанровый образ. При общей его привлекательности и миловидности чувствуется внешняя сентиментальность и условность.
Бедная Лиза — героиня повести Н. М. Карамзина, крестьянка, которая способна тонко чувствовать и глубоко любить. Кипренский не стремился передать драматические переживания Лизы, для него это скорее жанровый образ. При общей его привлекательности и миловидности чувствуется внешняя сентиментальность и условность.

15. Неаполитанская девочка с плодами (Девочка с виноградом)

Художник с глубоким уважением и интересом относится к своей модели, любуясь её красотой, ярким национальным нарядом, прозрачным виноградом в корзинке. В облике девочки нет ничего будничного — её фигура на фоне морского простора, туманных очертаний далёких гор, высокого неба кажется праздничной и значительной. Композиция, вписанная в круг, усиливает ощущение гармонии и покоя.
Художник с глубоким уважением и интересом относится к своей модели, любуясь её красотой, ярким национальным нарядом, прозрачным виноградом в корзинке. В облике девочки нет ничего будничного — её фигура на фоне морского простора, туманных очертаний далёких гор, высокого неба кажется праздничной и значительной. Композиция, вписанная в круг, усиливает ощущение гармонии и покоя.

16. Вид Везувия в зимнее время

Во время последнего пребывания в Италии Кипренский жил в Риме и в Неаполе. Морская стихия увлекала его, он сделал ряд этюдов Неаполитанского залива. Кипренский передаёт бурное, драматическое состояние природы, рождающее чувство беспокойства и тревоги.
Во время последнего пребывания в Италии Кипренский жил в Риме и в Неаполе. Морская стихия увлекала его, он сделал ряд этюдов Неаполитанского залива. Кипренский передаёт бурное, драматическое состояние природы, рождающее чувство беспокойства и тревоги.

Искренне надеемся, что эта подборка вам понравилась. Ждём ваших мнений в комментариях!