Ruta de la Muerte
Прежде чем говорить о Дороге Смерти свое мнение, стоит, пожалуй, рассказать ее историю.
Построена она была в тридцатых годах прошлого века парагвайскими военнопленными, добытыми во время одного из локальных конфликтов (по другим сведениям трасса появилась на свет только лишь в 1970х, благодаря силам США, но эта версия почти нигде не тиражируется).
Участок, который нынче называется "дорогой смерти", представляет собой тридцать километров горных серпантинов, с перепадом высот в две тысячи метров.
Мало того, что на этом участке сильный наклон, так она ещё и шириной такой, что двум машинам чаще всего не разъехаться, а там, за краем дороги, между прочим, пропасть в несколько сот метров (максимальная глубина - 600 метров).
Но и это ещё не все сложности. На такой высоте людям часто приходилось ехать сквозь сырую морось облаков да по скользкой грязи, прямо под струями водопадов. Я уж молчу про угрозу камнепадов, всяких там селей и прочих классических горных опасностей.
При этом дорога-то имела федеральное значение! На протяжении многих лет, это была единственная трасса, связывавшая главный город Боливии с ее низменными районами в тропической сельве.
Только вдумайтесь! Дорога федерального значения, представляющая собой смертельно опасный аттракцион, который уносил в пропасть ежегодно 26 автомобилей и 200 человеческих жизней (усредненные значения). Самая жуткая авария за всю историю страны случилось именно на ней - в восьмидесятых в пропасть свалился автобус с сотней пассажиров…
Но это все в прошлом. К началу нулевых ее значительно улучшили: дорога обросла отбойниками и стала пошире, а в 2006 и вовсе потеряла свою уникальность: в том году была построена новая трасса в обход этого жуткого места. И все.
Дорога начала хиреть и использоваться лишь местными жителями да велоэкстрималами. Со временем, там, среди жутких серпантинов, местные "локо" кое-где построили домики и начали жить за счёт туризма: тут едальню воткнули с платным кемпингом, а там - смотровую площадку или даже зиплайн.
А потом наступил 2019 год и похоронил международный туризм так глубоко, что раскапывать его придется еще ни один год. Сейчас эта дорога заброшена окончательно.
Все отмеченные на карте платные КПП заколочены. Так что можно сказать, что попытки ее облагородить остались в прошлом - памятниками архитектуры, пока ещё крепенькими, но уже сдающими позиции в борьбе с непогодой.
И увы. Даже если вы богатенький турист, то проехать по ней сейчас не удастся даже на мотоцикле. На данный момент Дорога Смерти в одном месте скрыта завалом, а в другом уничтожена мощнейшим селем, который просто смыл ее начисто.
Сейчас этот участок можно преодолеть лишь по тонкой отвесной тропе (даже для велика невозможной - придется корячиться с ним на руках), ведущей сначала на дно неглубокого ущелья, а затем обратно на дорогу.
Что ещё добавить? Во время тех самых реконструкций девяностых-нулевых, трасса потеряла свою аутентичность - почти все памятники жертвам местных гор были уничтожены (это вот прямо очень жаль).
Сейчас это просто широкая горная велотрасса с прекрасными видами на Центральные Анды и ничего более.