Найти тему

Продать себя дороже, или Как говорить на собеседовании о зарплате

Оглавление
Фото от senivpetro на Freepik
Фото от senivpetro на Freepik

Трудоустройство – отношения продавца и покупателя. Продавец – соискатель. Он торгует своим потенциалом, знаниями, навыками, ресурсами, временим, частью жизни. Это его «товар». А покупатель – это работодатель. Он выбирает, у кого приобрести «товар», в каком объеме и какого качества. У любого товара есть цена, а устанавливает её рынок. Так как же следует назначать цену и когда о ней говорить?

Собеседование – торги, этого не отрицает ни та, ни другая сторона. Поэтому вопрос о вознаграждении будет одним из первых, если торг идет честно и намерения серьезные. Но в отличие от магазина здесь цена зависит от покупателя, то есть работодателя.

От бюджета не уйти

Наниматели в нашей стране условно делятся на несколько категорий: крупные коммерческие компании, бюджетные организации, предприниматели. В крупных компаниях и бюджетных организациях есть фонды оплаты труда, ставки и лимиты. И если в первом случае это работает не столь жестко и можно торговаться, то с бюджетной сферой всё иначе – здесь есть оклад, надбавки и, в лучшем случае, премии. Хочешь больше – это либо другая должность, либо вторая ставка.

С предпринимателем, который сам строит бюджет, можно вести диалог. Конечно, работодатель захочет купить дешевле, однако соискатель может убедить его, что стоит дороже. Но только если позволяют ресурсы. У мелкого предпринимателя в первую очередь задача обеспечить себя самого и лишь во вторую – заплатить нанятому человеку. Здесь места для торга еще меньше, ведь и ресурсов минимум.

В начале переговоров важно понимать, кто перед вами, поэтому «зарплата по результатам собеседования» – это миф, считают эксперты. Каждый работодатель знает, сколько готов платить. А истории о том, как соискатель увеличил будущую зарплату вдвое или втрое либо из области фантастики, либо сам работодатель изначально опустил финансовую планку.

Реальные покупатели против шопоголиков

Работодатели условно делятся на реальных и «виртуальных». К первой категории относятся те, кто ищет сотрудника на существующую должность. Они знают условия, сами мониторили рынок и заинтересованы получить специалиста, поэтому готовы к диалогу и понимают, что зарплатный вопрос самый важный. Такие работодатели сами озвучивают размер вознаграждения и рассказывают о функционале. После этого начинают торг: могут пообещать карьерный рост, свободный график, премию, увеличение оклада, ДМС – если человек необходим.

Вторые – «виртуальные», словно вышли на шопинг: присматривают, трогают, пробуют, меряют. Они могут провести тур из десяти собеседований, заканчивая каждое фразой: «Мы вам позвоним». А ещё они любят попросить безвозмездно выполнить тестовое задание, которое сродни реальной рабочей задаче, выйти поработать пару дней без оплаты, придумать идей для проекта, составить бизнес-план и пр. О зарплате говорят туманно, увиливают, когда соискатели задают прямой вопрос. Для них это болезненная тема, ведь вакансии нет, они просто собирают идеи и зондируют почву.

Осторожно – HR

Если работодатель заинтересован в сотруднике, вопрос о зарплате его не оскорбит и не обидит. Но при одном условии – когда он готов платить за труд. Как ни странно, часть отечественных коммерсантов считает, что законы капиталистического мира на них не распространяются, а работники должны трудиться за идею. Именно так выглядят рассуждения некоторых предпринимателей, бизнес-коучей, корпоративных гуру и HR-специалистов. Дескать, для них главное, чтобы у сотрудника была мотивация трудиться на благо компании, а не только получать деньги.

Эту стратегию объяснить просто. Покупатель (работодатель) пытается сбить цену на товар на рынке, получить максимум, заплатив минимум. Для этого и появилась армия HR или рекрутёров – людей, не обладающих специальным по отрасли образованием и порой не разбирающихся в Трудовом кодексе. Задача рекрутёра – найти лучшего работника за самую низкую цену (пусть даже вслух об этом не говорят), поэтому он должен заговорить соискателя, выстроить на его пути полосу препятствий – проводить многоэтапные интервью и тесты, прежде чем кандидат сможет встретиться с будущим начальником и обсудить насущные вопросы и реальные условия. Всё это сделано для того, чтобы кандидат жалел потраченного времени и не отступал. Утомлённый собеседованиями и напором рекрутёра кандидат, обычно снижает зарплатные ожидания.

Что ж, с рекрутерами придется играть по их правилам: задавать миллион умных вопросов о компании, её развитии, хвалить, быть вежливым и демонстрировать лояльность. И всё-таки поинтересоваться, сколько же будут платить, однозначно стоит. Но, по мнению коучей, делать это можно минут через 40 после знакомства. О чем специалист должен все это время говорить с непрофессионалом – не уточняют.

Фото от lookstudio на Freepik
Фото от lookstudio на Freepik

Забыть про ложный стыд

Над нами довлеет советское прошлое, когда строители коммунизма клали жизни на алтарь светлого будущего ради поколений, которые будут жить без денег. Презренный метал – больше не грех, а символ жизненного успеха. А ещё он необходим для выживания. Никто не накормит просто так, не оденет, не простит долг за ЖКХ. Человек должен работать и получать деньги, чтобы оплачивать насущные потребности. Но говорить об этом по-прежнему стыдно.

В СССР зарплаты от Калининграда и Владивостока отличались лишь коэффициентами – профессиональными, северными, за тяжкий труд и вредное производство. А цены, пусть товара и не хватало, везде были одинаковыми. Сегодня всё иначе. Западная модель, привитая на советское прошлое, корней не пустила: корпорации и предприниматели не публикуют декларации, зарплата на предприятиях – коммерческая тайна. Многие и вовсе трудятся в серой зоне – утаивая прибыль и недоплачивая налоги. Узнать о зарплате в России можно лишь на собеседовании и то не точно – в трудовом договоре сумма может быть иной, чем оговорено.

Запомните: о зарплате говорить нужно. Именно этот щекотливый для многих разговор и даст понять, кто перед вами. Если работодатель или рекрутёр не озвучил сумму вознаграждения в первые 15 минут, следует уточнить самостоятельно. Делать это надо вежливо и без нажима. А если ответ туманный – просить конкретизировать. Уточнять сумму нелишне, даже когда зарплата указана в объявлении. В половине случаев сумма лишь рекламная уловка, на деле всё гораздо скромнее.

Говорить о вознаграждении следует легко и просто, ведь вы находитесь в стадии торга. Для помощи самому себе можно составить вилку зарплатных ожиданий, ориентируясь на средний размер вознаграждений по отрасли. Но озвучивать её стоит не сразу, только если работодатель сам спросил об этом.

С рекрутёрами стоит обсудить обязанности, планы и перспективы развития должности и компании, подождать, когда те выполнят свое предназначение – коммуницировать, а затем перейти к нюансам, упомянув и оплату труда. При разговоре щадите чувства «кадровиков», многие из них получают гораздо меньше, чем хотели бы.

Потренируйтесь перед встречей, произнесите «стыдные» слова вслух несколько раз. Получилось? Прекрасно! Вы специалист, умения которого оценили и пригласили на встречу. Но даже если бы не пригласили, вы знаете себе цену. Так что говорить о зарплате не стыдно и не зазорно. А если это приходиться делать вам, а не нанимателю, стоит задуматься, собирается ли он мотивировать вас материально или рассчитывает, что будете работать за идею.

Тоже может быть интересно:

Кому в финсекторе грозит безработица из-за нашествия нейросетей?

За длинным рублём: как заработать на «золотых» вкладах

Инфляция – друг или враг заёмщика?