Хотя эта статья и названа «Самолеты Зимней войны», в ней освещена так же и роль этих машин во второй войне. Ведь те же самолеты за неимением лучшего и из-за малочисленности финской авиации использовались финнами и в войне 1941-1944 гг. В следующей же статье будет дана информация только о тех самолетах, которые появились в финских ВВС в 1940-1944 гг., и массово использовались лишь во второй войне.
Основные финские самолеты «Зимней войны» (1939-1940 гг.)
Голландский истребитель Fokker D.XXI
Конструкция, производство:
Fokker D.XXI – основной финский истребитель Зимней войны 1939-1940 гг. Одноместный одномоторный низкоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и закрытой кабиной. Строился серийно в Нидерландах (в провинции Голландия), и по лицензии – в Финляндии в 1937 – 1944 гг. Всего ВВС Финляндии получили от голландцев 7, и с финского заводов 85 таких истребителей (35 до Зимней войны, 50 – после).
ТТХ Fokker D.XXI:
Двигатель: Bristol Mercury VIII (760 л.с.); скорость: 460 км/ч; потолок: 11.350 м; дальность: 930 км. Вес пустого: 1.450 кг, вес взлетный: 1.970 кг. Вооружение: 4х7,69-мм пулемета.
Боевые качества:
Самолет разрабатывался как истребитель для колоний, которому предстояла борьба только с устаревшими самолетами потенциального противника. Поэтому главное внимание уделялось не его летным данным, а возможности эксплуатации истребителя на плохо оборудованных аэродромах, возможности ремонта с минимумом оснастки, простоте обслуживания и пилотирования личным составом низкой квалификации. В результате получилась простая, надежная и дешевая в производстве машина с заведомо невысокими летными данными. Однако все «Фоккеры» оснащались протектированными бензобаками (чем тогда еще не могли «похвастаться» многие более совершенные самолеты). Основной схемой вооружения этого истребителя являлись четыре пулемета «Браунинг» с ленточным питанием в консолях крыла вне диска вращения винта. Но на некоторых «Фоккерах» ставили два крыльевых пулемета и два синхронных в фюзеляже над мотором.
Простота и дешевизна этого истребителя привлекли в покупатели целый ряд малых европейских стран, в том числе и Финляндию, купившую лицензию на его производство. Финские «Фоккеры» оснащались двигателем «Меркюри»-VIII, но с июля 1940 года на строившиеся машины ставили американские моторы «Твин Уосп Джуниор» (1.050 л.с.) Это изменило пропорции капота, а на его задней кромке появилась регулируемая «юбка» охлаждения. На этих машинах улучшили обзор из кабины, полностью застеклив гаргрот, а так же установили два дополнительных крыльевых пулемета и бронеспинку сиденья. В результате масса машины возросла, скорость понизилась на 22 км/ч, и ухудшилась горизонтальная маневренность. Тем не менее, к июню 1941-го было построено 50 таких истребителей.
Боевое применение:
К началу Зимней войны в Финляндии имелось 36 исправных «Фоккеров», сведенных в эскадрилью LLv.24. Советское авиационное командование, уверенное в своем абсолютном превосходстве над противником, долго не принимало во внимание горстку финских перехватчиков, посылая бомбардировщики в вылеты нередко без истребительного прикрытия. Это приводило к неоправданным потерям – финские летчики предпочитали охотиться именно за незащищенными бомбардировщиками. Лишь на заключительном этапе Зимней войны действия советской истребительной авиации активизировались, что снизило потери бомбовозов. Тем не менее, до подписания перемирия (13 марта 1940) пилоты «Фоккеров» заявили об уничтожении 127 советских самолетов (в основном бомбардировщиков) при потере своих 12 машин.
В начавшейся в 1941 г. второй советско-финской войне «Фоккеры» с американскими моторами использовались в основном для разведки и штурмовки наземных целей. Самолет явно не годился для роли истребителя, так как по своим данным уступал даже «Ишакам» и «Чайкам»: поединки между этими машинами заканчивались обычно не в пользу финнов. Но упавшие в тайгу самолеты финская эвакуационная служба вывозила на завод, и восстановленные «Фоккеры» вновь отправляли на фронт. До конца войны боевые безвозвратные потери среди «двадцать первых» в войне 1941-1944 гг. составили 39 машин; за эту войну пилотами «Фоккеров» было заявлено 35 побед.
Британский истребитель Gloster «Gladiator»
Конструкция, производство:
Одноместный цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и неубирающимися шасси. Строился серийно в 1937 – 1940 гг. Всего произведено 746 самолетов; из них Финляндия получила 30 истребителей версии Mk.II + с января 1940 в боях на стороне финнов участвовали 12 шведских Mk.I.
ТТХ Глостер «Гладиатор» Mk.II:
Двигатель: Bristol Mercury VIIIA (840 л.с.); максимальная скорость: 414 км/ч; потолок: 10.200 м; дальность: 715 км. Вес пустого: 1.562 кг, вес взлетный: 2.206 кг. Вооружение: 4х7,69-мм пулемета.
Боевые качества:
Биплан «Гладиатор» даже для Зимней войны 1939-1940 гг. являлся устаревшим самолетом; а для войны 1941-1944 гг. – полным анахронизмом. Его скорость и вооружение совершенно не соответствовали требованиям времени; единственным «плюсом» этого истребителя оставалась только его высокая маневренность. В Зимней войне 1939-1940 «Гладиатор» еще более-менее годился для боев, но онн с большим трудом мог противостоять даже И-16 и И-153. А для советских самолетов более позднего времени (войны 1941-1944 гг) «Гладиатор» был только беспомощной жертвой.
Боевое применение:
До заключения перемирия, в феврале 1940 года, финские летчики «Гладиаторов» заявили 33 победы при потере 13 самолетов. Еще о 10 победах заявили шведские пилоты «Гладиаторов», потерявшие 6 истребителей. При этом «Гладиаторы» доставляли механикам и пилотам массу проблем из-за холодного климата – они совершенно не годились для эксплуатации в северных районах. Поэтому уже в 1942 г. финны перестали использовать «Гладиаторов» в боевых частях (хотя официально они оставались на вооружении ВВС до августа 1944 года).
Британские бомбардировщики Bristol «Blenheim» Mk.I и Mk.IV
Конструкция, производство:
Двухмоторный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийно производство: 1936-1943 гг.; всего выпущено 4.422 самолета в вариантах бомбардировщика и тяжелого истребителя. Из них Финляндии было передано 42 бомбардировщика (30 Mk.I и 12 Mk.IV); еще 44 Mk.I и 10 Mk.IV были построены по лицензии самими финнами уже после Зимней войны.
ТТХ Bristol «Blenheim» Mk.I:
Двигатели: 2 Bristol Mercury VIII (по 725 л.с.); скорость: 426 км/ч; потолок: 9.150 м; дальность: 1.569 км. Вес пустого: 3.363 кг, вес взлетный: 5.947 кг. Вооружение: 2х7,7-мм пулемета (в левой консоли крыла стрелял вперед, и турельный давал круговой обстрел только верхней сферы). Снизу самолет был незащищен. Бомбы: 454 кг. Экипаж: 3 человека.
Боевые качества:
Легкий двухмоторный бомбардировщик Бристоль «Бленхейм» при создании считался скоростным, но к началу 2-й мировой войны его скоростные данные стали уже посредственными, и не улучшились даже с установкой более мощных двигателей на Mk.IV (до 905 л.с.), из-за которых возрос вес машины. Лишь дальность полета Mk.IV заметно увеличилась, а бомбовая нагрузка Mk.IV увеличилась «аж» до 600 кг. Единственным преимуществом «четверки» стала спарка пулеметов в верхней турели.
Боевое применение:
В ходе Зимней войны финны потеряли в боях 7 «Бленхеймов» (3 Mk.I и 4 Mk.IV); еще 11 машин было потеряно по небоевым причинам. Многие самолеты получили повреждения: к концу войны в боеспособном состоянии оставались только 11 «Бленхеймов». Из поврежденных самолетов 5 машин не подлежали восстановлению и были списаны; еще 4 «Бленхейма» погибли в катастрофах до начала войны 1941-1944 гг. В новую войну финны вступили, имея всего 11 исправных «Бленхеймов», но это число пополнялось производившимися по лицензии машинами. Однако и потери при встречах с новыми советскими самолетами возросли. А после того, как 20 мая 1942 в одном вылете советскими Яками и Р-40 за несколько минут были сбиты сразу 6 «Бленхеймов», финны перешли к ночным боевым вылетам. Общие безвозвратные потери «Бленхеймов» за 1941-1944 гг. составили 58 машин.
Голландский разведчик и легкий бомбардировщик Fokker C.X
Конструкция, производство:
Fokker C.X - одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и полуоткрытой кабиной; ичпользовался как ближний разведчик и лёгкий бомбардировщик. Серийное производство: в Нидерландах 1935-1937 гг.; лицензионное в Финляндии – 1938-1942 гг. Всего вместе выпущен 71 самолет. Финляндия из Нидерландов получила 4 самолета, а по лицензии финнами построены еще 39 машин.
ТТХ Fokker C.X (финской постройки):
Двигатель: Bristol Pegasus XXI(835 л.с.); скорость: 340 км/ч; потолок: 8.400 м; дальность: 840 км. Вес пустого: 1.400 кг, вес взлетный: 2.500 кг. Вооружение: 3х7,62-мм пулемета (2 в носу – стрельба вперед, 1 турельный - назад). Бомбы: до 400 кг (4х100 кг или 2х175 кг). Экипаж: 2 человека.
Боевые качества:
Этот тихоходный самолет устаревшей конструкции, не имевший ни бронирования, ни мощного оборонительного вооружения, был легко уязвим, и практически не мог действовать без прикрытия истребителями.
Боевое применение:
На 30 ноября 1939 года финские ВВС располагали 29 самолётами этого типа; они составляли основу легкой бомбардировочной и разведывательной авиации. Все C.X входили в состав трех эскадрилий полка LeR.1. Так как советская авиация имела полное превосходство, финны поначалу не выпускали в бой эти тихоходные машины. Лишь после нескольких успешных боев финских истребителей они рискнули в третьей декаде декабря выпустить Фоккеры С.Х в боевые вылеты, и сразу же стали нести потери в этих самолетах. Поэтому уже с конца декабря С.Х в основном отстаивались на земле. Однако в конце февраля - начале марта 1940 года новой мощное наступление частей РККА заставило финнов бросить против атакующих все имевшиеся силы; и для штурмовки советских механизированных и пехотных колонн в небо были подняты и Фоккеры С.Х. В результате боев к моменту перемирия финны потеряли 14 таких самолетов.
В войну 1941-1944 гг. Финляндия вступила, располагая 13 боеспособными Фоккерами C.X; их использовали теперь в основном как тактических разведчиков. Для восполнения потерь в 1942-м финны возобновили производство этих устаревших машин, построив еще 5 бипланов. В качестве разведчиков Фоккеры С.Х использовались вплоть до сентября 1944 года. Сколько этих машин было потеряно во второй войне, мне не удалось найти...
Французский истребитель Morane-Saulnier MS-406
Конструкция, производство:
Моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Самый массовый истребитель Французской авиации. Серийное производство: 1939-1940 гг. Построено 1.074 самолета; Финляндия получила 30 истребителей во время Зимней войны, и еще 32 – в 1942 г. (купила трофейные у немцев).
ТТХ:
Двигатель: 860 л.с.; скорость 485 км/ч, набор высоты 2.000 м – 3,5 мин., потолок – 9.400 м, дальность – 800 км. Вес пустого 1.895 кг, вес взлетный 2.710 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 2х7,5-мм пулемета
Боевые качества:
По меркам немцев, для борьбы с которыми и создавался MS.406,это был не самый удачный истребитель: чуть ли не единственным его достоинством являлась хорошая горизонтальная маневренность. Но боевая живучесть MS.406 была невысока, вертикальная маневренность – неудовлетворительна, дальность полета – мала. Максимальная скорость самолета, итак низкая для истребителя выпуска 1939 года, достигалась только при втянутом внутрь фюзеляжа радиаторе (с сильным перегревом); а с выдвинутым радиатором скорость MS.406 вообще не доходила и до 450 км/ч.
Однако по сравнению с другими финскими истребителями (Фоккер D-XXI, Глостер «Гладиатор», и тем более Бристоль «Бульдог») французские машины представляли собой существенный шаг вперед. К тому же они по скорости и дальности превосходили основные советские истребители И-153 и И-16, поэтому активно эксплуатировались финнами в боях.
Боевое применение:
Финские «Мораны» принимали участие в Зимней войне с февраля 1940 г. В основном MS.406 использовались финнами для прикрытия устаревших истребителей, которые выполняли задачи штурмовиков. Иногда «Мораны» действовали против сухопутных войск, хотя у них не было бомбового вооружения. Всего за Зимнюю войну MS.406 провели 259 боевых вылетов, и заявили о 14 победах. При этом их потери благодаря более высоким боевым качествам, чем у старых финских машин, оказались минимальны: всего 1 истребитель был сбит, и 3 повреждены.
В начале войны 1941-1944 гг. «Мораны» имели определенные успехи - пока им противостояли устаревшие советские истребители. Поэтому в 1942-м финны купили (по одним сведения трофейные у немцев, по другим – у правительства Виши) еще 32 «Морана». Однако к тому времени и на финском фронте стали появляться в значительном количестве новые советские истребители Як и Ла, что привело к быстрому снижению боевой ценности MS.406. Тогда финны решили улучшить характеристики «Морана» заменой его родного двигателя на советский М-105П мощностью 1.100 л.с. (для чего они закупили в Германии 200 таких трофейных моторов). Замена мотора сопровождалась перепроектировкой капота, в который «поэтажно» встроили неубирающиеся масло- и водорадиаторы. А в развале цилиндров вместо французской пушки установили советский пулемет УБК - мощное и надежное оружие, позволившее сэкономить вес без существенного ущерба для огневой мощи.
Хотя самолет потяжелел, его максимальная скорость увеличилась на 40 км/ч (достигла 525 км/ч); к тому же значительно улучшилась скороподъемность, и возрос потолок. «Новую» машину финны назвали «Mjrko Moraani» («Моран-оборотень») и, воодушевленные успехом, решили переделать по этому образцу все свои «Мораны». Но переоборудованные таким образом истребители начали поступать в части только в июне 1944 г. – под самый конец войны (4.09.1844 Финляндия заключила с СССР перемирие и начала боевые операции против своих бывших союзников – немцев). А маломощный финский заводик в Тампере, загруженный и другими работами, смог модернизировать в «оборотней» только 15 MS.406.
Всего за время участия в двух войнах пилоты финских MS.406 заявили 118 побед, при безвозвратных боевых потерях в 26 «Моранов».
НАЧАЛО: 2МВ. Авиация Финляндии. Обзор состояния
ПРОДОЛЖЕНИЕ: 2МВ. Авиация Финляндии. Самолеты войны 1941-1944 гг.
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала по теме «Вооруженные силы 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.