В войне 1941-1944 гг. финны продолжали (пусть и в ограниченном количестве) использовать свои наиболее массовые машины, остававшиеся в строю после Зимней войны: «Фоккеры», «Гладиаторы», «Бленхеймы». Однако «главную скрипку» в очередной войне стали играть новые машины, купленные или произведенные в 1940-1943 гг. Одним из таких самолетов был истребитель MS-406, описанным мною в первой статье. О других будет рассказано ниже…
Американский истребитель Brewster-239
Конструкция, производство:
Одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Изначально – палубный истребитель F2A «Buffalo». Строился серийно в 1939–1941 гг.; всего произведено 507 самолетов. Но флот США принял всего 162 истребителя, и остальные были распроданы другим странам; Финляндия купила 44 таких истребителя. В 1941-1942 гг. Брюстер был самым эффективным истребителем финских ВВС.
ТТХ Brewster-239 (финский вариант):
Двигатель: Wright R-1820-G5 мощностью 950 л.с.; скорость 485 км/ч; время набора высоты 5.000 м – 7 минут; потолок 9.900 м; дальность 1.632 км. Вес пустого 1.717 кг, вес взлетный 2.286 кг. Вооружение: 1х7,62-мм + 1х12,7-мм (синхронные) + 2х12,7-мм (крыльевые) пулеметы; с 1943 г - 4х12,7-мм пулемета.
Боевые качества:
При переводе из палубников в наземные самолет подвергся переделкам. Экспортные самолеты лишились посадочных крюков и надувной спасательной лодки; нижнее остекление кабины заменили алюминиевой панелью. Место надувной лодки за креслом пилота занял радиокомпас; его кольцевая антенна возвышалась под остеклением кабины позади головы летчика. Кресло пилота оснастили бронеспинкой. Телескопические прицелы сменили на рефлекторные, а в 1943 г. штатные пулеметы заменили 4х12,7-мм пулеметами LKK/42 финского производства с темпом стрельбы до 1.100 выст./мин.
В 1939-1942 гг. основу истребительного парка ВВС РККА на финском направлении составляли в основном устаревшие бипланы И-15, И-15бис, И-153, и их «ровесник» моноплан И-16; более скоростной Брюстер-239 боролся с ними при помощи освоенной финскими летчиками тактики «ударь и беги». Сложнее Брюстерам стало воевать в 1943-1944 гг., когда и на этом участке фронта в большом количестве появились более современные советские самолеты…
Серьезными недостатками В-239 были: слабое шасси, которое при грубых посадках часто ломалось, и «теплолюбивость» его двигателя, не желавшего заводиться при морозах даже в 20 градусов. А главным достоинством этого самолета финны считали его неограниченную ремонтопригодность, выявившуюся в ходе эксплуатации – сбитые Брюстеры вновь и вновь восстанавливались, заново возвращаясь в строй…
Боевое применение:
Первые Брюстеры поступили в Финляндию в феврале 1940-го, но лишь 6 из них успели принять участие в Зимней войне. До заключения перемирия пилоты этих самолетов записали на свой счет 17 побед, без потерь со своей стороны.
Так как в 1941-1942 гг. ВВС РККА все свои новые самолеты направляли на советско-немецкие фронты, в «финском» секторе вплоть до 1943 г. преобладали устаревшие И-16 и И-153. Это позволяло Брюстеру-239 довольно длительное время оставаться «вполне современным» истребителем для данного участка боев. Так, летчики LLv.24, летавшие на В-239, только за пять месяцев 1941 г. заявили о 133 воздушных победах при потере всего одного Брюстера. На этом самолете летали в 1941-1943 гг. лучшие финские асы: Э. Юуутилайнен (к концу войны заявил 94 победы), X. Винд (75 побед) и Э. Лууканен (56 побед).
Когда в конце 1941 торговые отношения между Финляндией и вступившими в войну США оказались разорванными, поставки запчастей к Брюстерам прекратились. Тогда финны попытались создать свою упрощенную копию Брюстера-239, отличавшуюся от оригинала деревянным крылом и трофейным советским двигателем М-63. Разработка истребителя, названного «Humu», заняла длительное время, и к моменту выпуска первого образца в 1943 г. появление на советско-финском фронте в большом количестве новых истребителей Як-9 и Ла-5 сделало летные характеристики «Humu» неудовлетворительными. Поэтому командование финских ВВС аннулировало заказ на серийное производство таких самолетов.
Хотя в 1943 В-239 перешел в разряд устаревших, Брюстеры оставались в строю финских ВВС до конца Второй мировой войны. Но уже моменту перехода Финляндии на сторону СССР в сентябре 1944 г. они представляли собой совершенно истрепанные, латанные-перелатанные машины с многочисленными «заплатками», закрывавшими пулевые пробоины. Тем не менее, они воевали - теперь против немцев. Последней жертвой финского В-239 стал немецкий разведчик Ju.88, сбитый Брюстером в январе 1945 над железной дорогой Мурманск – Ленинград.
Заявки на победы пилотов Брюстеров в разных источниках указываются разные – от 477 до 496 (вероятно первая цифра относиться к войне 1941-1944 гг., а вторая – общая с Зимней войной). То же - и с боевыми безвозвратными потерями: цифры «гуляют» от 15 до 19 погибших в боях Брюстеров (небоевые потери этих самолетов нигде не указаны).
Французский истребитель американского производства Curtis «Hawk» Н.75
Конструкция, производство:
Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Разработан и производился в США как Кертис «Хок» Р-36. Серийное производство: 1938-1941; построено 1.300самолетов. Во Францию поставлялись экспортные варианты Н-75А, переработанные под французские требования (в трех модификациях). Всего французами было получено около 350 самолетов. После оккупации Франции и Норвегии, так же имевшей такие самолеты, «Хоки» достались немцам в качестве трофеев, и они продали Финляндии 44 таких истребителя (всех трех модификаций).
ТТХ (в зависимости от модификации):
Двигатель: от 950 до 1.200 л.с. Скорость: от 473 до 500 км/ч. Набор высоты 3000 м – 4 мин., потолок – 9.700 м, дальность – 1.320 км. Вес пустого 1.800 кг, вес взлетный 2.630 кг. Вооружение: от 4 до 6х7,5-мм пулеметов.
Боевые качества:
«Хок» Н-75 - верткая, надежная, живучая машина, легкая и простая в управлении, с хорошим обзором из кабины. По боевым качествам Н.75А хоть и заметно уступал немецкому Bf.109Е – своему основному противнику в «Битве за Францию», но вот советские И-153 и И-16 он превосходил. Приобретённые финнами Кертис «Хоки» Н.75 имели французскую комплектацию вооружения: 4х7,5-мм пулемёта. Но уже в 1942 постепенное распространение на финском фронте советских самолетов нового поколения сделало такую огневую мощь недостаточной, и финны начали перевооружать «Хоки» на 2х12,7-мм пулемета в фюзеляже, и по 2х7,7-мм пулемёта на каждое крыло. Установка более тяжелого вооружения не повлияла на скорость самолёта, но значительно повысила его огневую мощь.
Боевое применение:
Купленные у немцев французские и норвежские «Хоки» поступали в Финляндию партиями по 10-12 машин с начала 1941 по начало 1944 гг.; в основном они сосредотачивались в эскадрилье LeLv.32. Так как в 1942 г. их слабое пулеметное вооружение было несколько усилено, Н-75 участвовали в боях до самого конца войны. В общем их пилоты за войну заявили до 190 побед; безвозвратные боевые потери финских «Хоков» составили 15 машин.
Итальянский истребитель Fiat G.50
Конструкция, производство:
Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и открытой кабиной. Производство: 1938-1943 гг.; построено 666 истребителей. Финляндии досталось 35 самолетов.
ТТХ:
Двигатель: Fiat А.74 RC 38 (850 л.с.); скорость: 490 км/ч, время набора высоты 4.000 м: 4,6 мин, потолок: 10.750 м, дальность: 580 км. Вес пустого: 1.965 кг, вес взлетный: 2.400 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета.
Боевые качества:
Очень легкий в управлении, исключительно маневренный самолет. Однако из-за громоздкого маломощного двигателя (который к тому же не выдерживал северных зимних морозов) G.50 имел недостаточную для боев 2-й мировой войны скорость и огневую мощь. Правда, его скорости и мощи двух 12,7-мм пулеметов вполне хватало для борьбы с устаревшими советскими самолетами, составлявшими в 1941-1942 гг. большинство на советско-финском участке фронта. Однако массовое распространение там в 1943 г. более современных «Лавочек» и Яков а корне изменило ситуацию…
Боевое применение:
Фиатами G.50 финны вооружили эскадрилью LLv.26, и эти самолеты вели бои в основном в районе Ладожского озера. В 1941-1942 гг. G.50 воевали довольно успешно: пилоты «Фиатов» заявили 99 побед (из них 52 – в 1941 г.). Но в 1943 с широким распространением в этой зоне истребителей Як, Ла, и ленд-лизовских машин, «Фиаты» уже не могли с ними соперничать «на равных». И финны постарались заменить «итальянцев» другими истребителями (хотя официально G.50 оставались на вооружении ВВС до мая 1944 г.). Количество безвозвратных боевых потерь финских «Фиатов» мне так и не удалось найти (и это наводит на определенные размышления…)
Немецкий средний бомбардировщик Dornier Do.17Z
Конструкция, производство:
Цельнометаллический двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1937 – 1940 гг. Всего изготовлено 1.102 самолета; Финляндии подарены 15 Do.17Z.
ТТХ Dornier Do.17Z-2:
Двигатели: 2 Bramo 323A-1 по 1.000 л.с. каждый. Максимальная скорость: 410 км/ч; потолок: 8.200 м; дальность: 1.150 км (с 500 кг бомб). Вес пустого 5.210 кг; вес взлетный: 8.590 кг. Вооружение: 6х7,92-мм пулеметов. Бомбы: 1.000 кг. Экипаж 4 человека.
Боевые качества:
Дорнье Do.17 был технически надежным самолетом, и пользовался большой популярностью среди летчиков и механиков. Но его недостатками были невысокая скорость, небольшая для бомбардировщика дальность полета, малая для самолета такого класса бомбовая нагрузка, и то, что его защитное вооружение имело много мертвых зон.
Боевое применение:
Все прибывшие в Финляндию в январе 1942 г. Do.17Z были уже «подержанными» - до этого они эксплуатировались в Люфтваффе. Из них 9 являлись разведчиками Z-3, остальные 6 – бомбардировщиками Z-1 и Z-2. Включенные в состав LeLv.46, они с апреля приняли участие в боевых действиях. За 1942-1943 гг. были списаны 4 Do.17Z, пострадавшие в авариях. В июне 1944 в одном вылете погибли сразу 3 Дорнье (сбиты зенитками); затем до заключения перемирия финны потеряли еще 3 Do.17Z (1 сбит зениткой, 2 – истребителями). Таким образом, к концу войны у финнов осталось только 5 Do.17Z (в октябре 1944 они бомбили немецкие войска в Лапландии).
Немецкий средний бомбардировщик Junkers Ju.88
Конструкция, производство:
Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси; многоцелевой самолет. Серийное производство: 1939 – 1945 гг. Всего изготовлено 15.100 самолетов; из них Финляндии передано 24 Junkers Ju.88А-4.
ТТХ Junkers Ju.88А-4:
Двигатели: 2 Jumo 211J-1 по 1.350 л.с. каждый. Максимальная скорость: 467 км/ч; потолок: 8.200 м. Дальность: в зависимости от бомбовой нагрузки от 1.780 до 2.710 км. Вес пустого 9.870 кг; вес взлетный: 14.000 кг. Вооружение стандартное: 6х7,92-мм пулеметов. Бомбы 1.500 кг (стандарт; в перегруз – до 2.000 кг). Экипаж 4 человека.
Боевые качества:
Junkers Ju.88 - был универсален, и мог использоваться для выполнения задач как бомбардировщика, так и дальнего разведчика. Самолет отличался надежностью, живучестью, большой грузоподъемностью и хорошей дальностью полета.
Боевое применение:
23 «подержанных» (до этого они эксплуатировались в Люфтваффе) Ju.88А-4 прибыли в Финляндию в апреле-мае 1943 (еще один самолет разбился при перелете). Направленные в LеLv.44, они приступили к боевым вылетам с 30 мая. Но уже к ноябрю 1943 в строю осталось всего 13 Юнкерсов, из-за чего пришлось расформировать 3-е звено LеLv.44. Один самолет впоследствии удалось восстановить, и к началу советского наступления в июне 1944 PLeLv.44 имела 14 Ju.88А-4. Они поддерживали отступающие финские войска в Карелии вплоть до подписания перемирия в сентябре 1944 г., а затем наносили удары по отступающим из Финляндии немецким войскам, неся потери от зенитного огня. Сколько всего Ju.88А осталось у финнов к окончанию войны, а сколько погибло, мне неизвестно.
Истребители Messerschmitt Bf.109G
Конструкция, производство:
Цельнометаллический одноместный истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Разные версии типа «G» являлись дальнейшем развитием линейки истребителей Bf.109, выпускавшихся с 1937 по 1945 гг. (всего изготовлено 30.573 самолета). «Густавы» выпускались серийно с февраля 1942 г. Финляндия получила по разным сведениям от 132 до 162 истребителей Bf.109G.
ТТХ версии Bf.109G-2:
Двигатель: Daimler-Benz DB.605А-1 на 1.475 л.с. Скорость: максимальная 635 км/ч (с использованием GM.1 – 650 км/ч); у земли 505 км/ч (с GM.1 – 530 км/ч). Время виража: 21 сек. Подъем на 6.000 м – 5,1 мин. Потолок: 12.000 м; дальность: 545 км (с подвесным баком 845 км). Вес пустого 2.255 кг; вес взлетный: 3.100 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 2х7,92-мм пулемета
ТТХ версии Bf.109G-6:
Двигатель: Daimler-Benz DB.605А-1 на 1.475 л.с. Скорость: максимальная 623 км/ч, у земли 505 км/ч. Время виража: 21 сек. Подъем на 6.000 м – 6 мин. Потолок: 11.750 м; дальность: 725 км (с подвесным баком 990 км). Вес пустого 2.700 кг; вес взлетный: 3.150 кг. Вооружение: 1х30-мм или 1х20-мм пушка (по выбору пилота), 2х13-мм пулемета.
Боевые качества:
Все Bf.109G обладали высокой живучестью благодаря бронеспинкам, бронестеклу и протектированным бензобакам. Версия G-6 имела к тому же повышенную огневую мощь, позволявшую бороться даже самыми крупными, многомоторными дальними бомбардировщиками. Недостатком всех «Мессов» была узкая колея шасси, вызывавшая рысканье на пробеге, что затрудняло взлет и посадку самолета, особенно на плохо оборудованных аэродромах.
Боевое применение Bf.109G:
К концу 1942 г. советская авиация, на финском направлении качественно обновилась, и устаревшие финские истребители уже не могли противостоять новым Якам и Ла. Обеспокоенные этим финны купили у немцев 30 современных истребителей Мессершмитт Bf.109G-2, которые прибывали в Финляндию с марта по май 1943 г., и входили в специально для них сформированную новую эскадрилью LеLv.34. Финские «Мессеры» начали участвовать в боях с середины мая, и за четыре месяца (по середину сентября) их пилоты заявили 100 побед при потере якобы всего 6 Мессершмиттов. Однако уже зимой 1943-1944 гг. финны получили еще 18 «незапланированных» Bf.109G-2 - по договору о замене каждого потерянного Мессершмитта новым. Видимо, в противовес «радужным» докладам финнов их потери Bf.109G-2 были все же значительно выше заявленных в рапортах.
А в марте 1944 финны стали получать Мессершмитты более мощно вооруженной модификации - Bf.109G-6. Всего до прекращения поставок техники из Германии (после того, как немцы узнали о мирных переговорах Финляндии с СССР) финны получили 132 Bf.109G-6. Правда в книгах встречаются разночтения: в одних говорится, что 132 – это только Bf.109G-6, в других – что это общая цифра с Bf.109G-2, ранее переданными финнам. После получения достаточного количества «Мессеров» на эти самолеты перевооружилась и HLeLv.24, заменив ими свои устаревшие Брюстеры-239.
Хотя финны называли все самолеты, поступавшие к ним в 1944 г., Bf.109G-6, в реальности в перегоняемых финнам партиях «Мессеров» попались и Bf.109G-,5/U2, и Bf.109G-8, и Bf.I09G-10. Их реальная разнотипность вместе с ухудшением поставок запчастей самым серьезным образом сказалась на боеспособности парка «Мессершмиттов». Поэтому случались периоды, когда в течение нескольких дней из-за недостатка запчастей обе эскадрильи имели готовыми к полетам только два-три истребителя.
Тем не менее, несмотря на такие трудности, Bf.109G в 1943-1944 гг. представляли собой самые современные и наиболее эффективные истребители финских ВВС. До заключения перемирия с СССР пилоты финских «Мессеров» заявили о 270 победах (при боевых безвозвратных потерях 22 Bf.109G). Пять пилотов «Мессершмиттов» получили самую почетную боевую награду Финляндии - Крест Маннергейма (из 15 пилотов всех финских ВВС, получивших эту награду).
НАЧАЛО: 2МВ. 2МВ. Авиация Финляндии. Обзор состояния
ПРОДОЛЖЕНИЕ: 2МВ. Авиация Финляндии. Самолеты Зимней войны
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала по теме «Вооруженные силы 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.