Найти тему
Петр Власов

2МВ. Авиация Финляндии. Обзор состояния

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

К 1939 г. финская авиация подразделялась на авиаполки (LeR), состоявшие из двух - четырех эскадрилий (LLv); каждая по три звена (1/LLv, 2/LLv, 3/LLv). Штатный состав эскадрильи - 27 самолетов (звенья по 8 машин + 3 командирских). Но в реальности это число варьировалось в широких пределах – от всего 8-10 до 35-36 самолетов. Да и состав типов машин в эскадрилье мог быть чрезвычайно разным, что создавало трудности как в обслуживании и снабжении запчастями, так и в организации их взаимной боевой работы.

Финские ВВС Зимней войны 1939-1940 гг.

-2

К 30.11.1939 финская авиация имела три авиаполка. Полк LeR.1 - 4 эскадрильи (50 самолетов). В LLv.10 и LLv.12 - многоцелевые Fokker C.X; в LLv.14 – Fokker C.X и Fokker C.V (всего в полку 29 Fokker C.X и 7 Fokker C.V). В LLv.16 - 9 VL.R.29 «Ripon» IIF, и 5 Junkers K.43fa. Полк LeR.2- 2 эскадрильи (46 самолетов). В LLv.24 - 36 истребителей Fokker D.XXI, в LLv.26 - 10 истребителей Bristol «Bulldog» Mk.IVА. Полк LeR.4 - 2 эскадрильи (17 самолетов). В LLv.44 и LLv.46 - бомбардировщики Bristol«Blenheim» Mk.l.

Всего (с учетом нескольких отдельных эскадрилий) финские ВВС имели 145 боевых самолетов; из них в исправном состоянии - 114. Часть этих машин была закуплена за границей, а часть – произведена по лицензиям в самой Финляндии. Кроме того, в состав ВВС входила зенитная артиллерия (на 30.11.1939 имела 38х76-мм, 53х40-мм, 34х20-мм зениток, и 141х7,62-мм зенитных пулеметов). В ходе войны это количество благодаря поставкам из других государств изменилось: к 13.03.1940 составило: 81х76-мм, 100х40-мм, 90х20-мм зениток и 121х7,62-мм зенитных пулеметов.

-3

Уже с первых часов войны финские летчики начали заваливать начальство заявками на большое количество одержанных воздушных побед. Так, 1.12.1939 всего за 4 часа финны заявили о 12 победах над советскими самолетами ценой потери всего двух своих истребителей (сбиты зенитками). В этом же стиле шли доклады и в последующие дни и месяцы; к ним добавлялись заявки на победы и от артиллеристов ПВО. В результате к окончанию войны цифра побед финских ВВС чуть ли не вдвое превысила число действительно погибших в боях советских самолетов. Согласно финским данным, в ходе Зимней войны в воздушных боях их авиаторы сбили 207 советских самолетов (182 - истребителями LeR.2, 10 - пилотами шведской добровольческой авиагруппы, и 15 - бортстрелками бомбардировщиков и разведчиков). Еще 314 сбитых самолетов заявила финская зенитная артиллерия, и еще 5 - зенитчики финских кораблей. Получается, что всего в ходе Зимней войны финнами были уничтожены 526 советских самолетов.

Но в реальности советская авиация потеряла в боевых вылетах только 327 самолетов (224 сбиты в боях, а 113 пропали без вести). По небоевым причинам (аварии) советские ВВС потеряли еще 227 машин. И хотя общая цифра советских потерь в той войне (554 самолета) близка к цифре побед, заявленной финнами, число самолетов, действительно сбитых ими в бою, значительно ниже финских фантазий.

-4

Правда, и заявки советских летчиков о победах над финской авиацией так же далеки от действительности. По советским данным только летчики ВВС уничтожили 362 финских самолета, а с учетом заявок зенитчиков общее число потерь финнов - 427 самолетов. Однако к 1.12.1939 финская авиация имела 145 боевых самолетов, а до 13 .03.1940 (дата перемирия) получила из-за границы еще около 130 машин. Получается, что в Зимней войне советские авиаторы и зенитчики уничтожили в полтора раза больше самолетов, чем их имелось у противника. В действительности же финская авиация потеряла только 71 боевой самолет (+ еще 6 шведская добровольческая авиагруппа). Из них в ходе боевых вылетов были потеряны 42 самолета (36 сбиты советскими истребителями, а 6 - зенитным огнем). Остальные 29 относятся к небоевым потерям финнов. Правда, «в зачет» никем не брались разные не боевые вспомогательные самолеты (транспортные, связные и т.п.), которые тоже могли сбиваться летчиками, и попадать в победные заявки.

Пополнение самолетами: иностранная помощь и трофеи

-5

В ходе Зимней войны в Финляндию поступали боевые самолеты из других европейских стран. В январе 1940 из Швеции прибыли 12 истребителей «Gladiator» Mk.I и 5 бомбардировщиков-бипланов «Hawker Hart». В них находились шведские экипажи: шведское правительство стремилось «обкатать» своих летчиков в боевой обстановке. Правда, «обкатка» у шведов получилась не самая блестящая: потеряв в первом же вылете 3 «Харта», а затем - 6 «Гладиаторов» (более половины посланных на войну самолетов), шведы добились всего 10 воздушных побед.

В январе-феврале 1940 Финляндия получила из Англии 30 истребителей «Gladiator» Mk.II (10 из них бесплатно). В составе LLv.26 они приняли участие в боях, потеряв 11 «Гладиаторов» (и еще 2 – в авариях); поэтому уже в начале марта оставшиеся «Гладиаторы» отвели с линии фронта. Успели на Зимнюю войну и 30 французских истребителей MS-406, прибывшие в конце февраля 1940 в состав LLv.28. Они заявили о 14 победах - ценой потери 1 MS.406 и повреждения еще трех.

-6

Кроме этих истребителей финны получили еще целый ряд самолетов; но те прибыли или в последние дни войны, или уже после ее окончания. Так, финские ВВС пополнились 35 итальянскими истребителями Fiat G.50, 22 британскими бомбардировщиками «Бленхейм» Мк.I (еще 2 разбились при перегоне) и 11 истребителями «Харрикейн» Мк.I (еще 1 разбился при перегоне). А вот французы сразу после перемирия Хельсинки с Москвой отменили планировавшуюся поставку еще 20 «Моранов» и 80 «Кодронов» CR.714. Тем не менее, финская авиация в том же 1940 пополнилась французскими самолетами – от немцев. Те после оккупации Франции продали финнам 8 трофейных французских истребителей (американского производства) Curtis «Hawk» Н-75А; а уже в ходе войны 1941-1944 гг. передали еще 36 таких истребителей. В США финское правительство купило 44 истребителя Brewster-239, которые в начале войны 1941-1944 гг. составили костяк финской истребительной авиации, и стали одними из самых эффективных самолетов финских ВВС.

-7

Всего за время Зимней войны финны приобрели у европейских государств 147 самолетов; еще 82 самолета они получили бесплатно, в виде помощи. И в том же 1940 финны «случайно раздобыли» 2 вспомогательных и 4 гидросамолета, которые улетели из Норвегии от немецкой оккупации, но были интернированы финнами.

Использовали финны и трофейную технику. Специальные поисковые команды разыскивали упавшие на территории Финляндии советские самолеты, и пригодные для ремонта отправляли на завод для восстановления. Так в рабочее состояние финны привели 5 истребителей И-15бис (отправлены в учебное звено), восстановили 8 истребителей И-153 (5 вошли в состав боевого звена 3/LLv.6). В ту же эскадрилью направили 4 восстановленных бомбардировщика СБ и 5 бомбардировщиков ДБ-3М.

Финские ВВС в войне 1941-1944 гг.

-8

По состоянию на 25.06.1941 г. в финской авиации имелись три авиационных полка, и пять отдельных эскадрилий (из расформированного LeR.1). Полк LeR.2 - 3 эскадрильи (86 истребителей): LLv.24 (33 Брюстер-239), LLv.26 (26 Фиат G.50), LLv.28 (27 «Моран» MS.406). Полк LeR.3 – 2 эскадрильи (47 истребителей): LLv.30 - 23 истребителя (5 «Харрикейнов», 18 Фоккер D.XXI (с американскими двигателями «Твин Уосп»). В LLv.32 - 24 Фоккер D.XXI (с английскими двигателями «Меркурий»). Полк LeR.4 - 3 эскадрильи (21 бомбардировщик): LLv.42 (10 «Бленхейм» Мк.1), LLv.44 (8 «Бленхейм» Мк.l), LLv.46 (3 самолета - «Бленхейм», DC-2 и трофейный ДБ-3М).

Отдельные эскадрильи: LLv.6 - 10 самолетов (5 И-153, 3 СБ-2 и 2 FK.52). Эта эскадрилья вела разведку для ВМФ над Финским заливом. LLv.12 - 11 самолетов (6 Фоккер D.XXI, 3 «Гладиатор» и 2 «Хок» 75А). LLv.14 - 13 самолетов (8 Фоккер С.Х, 2 «Хок» 75А, 3 «Гладиатор»). LLv.15 - 7 гидросамолетов (3 Юнкерс W.34, 3 «Рипон» и 1 Не.115А-2). LLv.l6 - 15 самолетов (6 «Гладиатор», 4 «Лайсендер», 5 «Фоккер» С.Х). Это – эскадрилья тактической авиаразведки.

Таким образом, в боевых эскадрильях финской авиации на 25.06.1941 насчитывалось 206 самолетов, в т.ч. 159 истребителей и 22 бомбардировщика (на вооружении финских ВВС находились боевые самолеты чуть ли не всех стран Европы).

-9

И опять, как и в Зимнюю войну, финские летчики буквально с первого дня стали заваливать начальство десятками заявок на сбитые самолеты противника, доведя к 31.12.1941 свой общий счет до 307, а по другим книгам – до 360 побед (еще о 103 сбитых самолетах заявили зенитчики). Такой феноменальной (и мало правдоподобной) результативности для устаревших самолетов финны добились якобы при потере всего 8 своих истребителей. Правда, это потери только безвозвратные; а сколько их на самом деле было сбито, но потом восстановлено и возвращено в строй? Ведь финны не зря гордятся «ударной» работой своих поисковой и восстановительной служб... А вот про потери в тот же период своих бомбардировщиков и разведчиков финны помалкивают. Правда, в одной из книг промелькнула цифра «54 финских самолета, потерянных в 1941». Но при этом утверждается, что все эти потери – не боевые, а «эксплуатационные». Ну конечно: ведь «беспомощные сталинские соколы» воевать совершенно не умели, а «непобедимые в бою славные финские асы», просто «от усталости», разбивали свои машины на посадке…

Весной 1942 финны реорганизовали свою авиацию по территориям: каждый сектор советско-финляндского фронта теперь прикрывал один авиаполк. Для этого заново сформировали полк LeR.1 - объединив истребительные эскадрильи LLv.12 и LLv.32. Одновременно финны сменили аббревиатуру своих эскадрилий с LLv. на LеLv. А в ноябре 1942 для патрулирования над морем на базе трофейных самолетов был сформирован полк LeR.5 (LеLv.6 и LеLv.30).

-10

В 1942-1944 финские летчики продолжали наращивать свои победные счета сотнями новых заявок, в которых теперь массово мелькали новейшие советские истребители Як, Ла, ленд-лизовские Р-39 и Р-40. Насколько эти заявки были реальны, можно оценить по нескольким отобранным мною «перлам» из «Сказок финского леса». Например: «в сентябре 1942 над рекой Свирь 6 «Хоков» перехватили 40 советских истребителей (это еще вопрос – кто кого перехватил?), и сбили 13 из них без потерь со своей стороны». Или: «за шесть недель апреля-мая 1943 финские устаревшие Брюстеры уничтожили 81 новый советский самолет ценой потери всего 2 своих». А вот еще интересный пример по оценке финнами собственных потерь: «при бомбежке советских войск 3 «Бленхейма» взорвались в воздухе из-за дефектов предохранителей бомб». ???!!! И откуда эта причина стала финнам известна, если обломки самолетов рухнули в расположении войск противника? А что, советские зенитки по ним совсем не стреляли? И советские истребители не пытались отразить налет?..

-11

В общем, как победные заявки, так и подсчет собственных потерь финнами вызывают огромные сомнения. И не очень верится в информацию из «забугровых» книг (естественно, без сверки с документами советской стороны), что в 1943 финские летчики одержали 307 побед при потере всего 35 своих самолетов (да еще 16 сбитых заявили финские зенитчики). А в 1944 г., году сплошных военных побед СССР на всех фронтах, финские летчики заявили еще 578 сбитых ими советских самолетов (+ 543 – зенитчики). Более 1.100 сбитых самолетов за 8 месяцев, остававшихся до перемирия? Не верится, даже с учетом того, что финская авиация пополнила свой устарелый авиапарк несколькими десятками современных Мессершмиттов Bf.109G… И опять – никакой сверки с реальными потерями советских ВВС на этом фронте…

Остается только добавить, что в феврале 1944 финны опять «подкорректировали» аббревиатуру своих эскадрилий: теперь истребительные LеLv. стали НLеLv., бомбардировочные - РLеLv., а разведывательные ТLеLv. А в Лапландской войне осени 1944 – весны 1945 гг. против немцев вся «лихая эффективность» финских авиаторов вдруг куда-то исчезла. За 8 последующих месяцев финские ВВС заявили всего 3 победы, при потере 17 своих самолетов… Что немецкие летчики (к тому времени – сплошь новички: их асы за 6 лет войны были почти выбиты) оказались настолько сильнее советских «неумех»? Или западные исследователи более требовательно сверяют заявки и потери сторон, чем прощающие всё и всем русские?..

Пополнение финской авиации самолетами в войне 1941-1944 гг.

-12

Буквально с первых дней войны финны бросились пополнять свои ВВС трофейными самолетами (первый советский гидросамолет МБР-2 они захватили еще до начала боевых действий – 24.06.1941). В течение лета-осени 1941 им достались 4 летающие лодки МБР-2 (включены в состав LLv.15) и 3 истребителя И-153 (в LLv.6). Тогда же финны закупили в Германии 5 трофейных бомбардировщиков ДБ-3М (вместе с 5 ДБ-3М, восстановленными после Зимней войны, они составили новую LLv.48). А купленные у немцев 4 гидросамолета Do.22K-1 вошли в LLv.6.

В январе-феврале 1942 в Финляндию прилетели подаренные Герингом 15 бомбардировщиков Do.17Z-2 (приняты LLv.44, а ее «Бленхеймы» передали в LLv.48). Тогда же прибыли и купленные у немцев 7 трофейных Пе-2 (в LLv.48). В течение 1942 финские ВВС пополнились 3 трофейными истребителями ЛаГГ-3 (в LеLv.32), а так же купленными у немцев 32 MS-406, 15 «Хоками» 75А, 4 Ил-4 (еще 1 разбился по дороге), и 9 И-153. Ил-4 пошли в LеLv.48, И-153 в LеLv.30, остальные восполнили потери в эскадрильях, оснащенных такими же самолетами.

-13

Кроме того, государственный завод в Тампере построил новых: в 1942 г. 5 Фоккер С.Х, а в 1943-1944 – 40 «Бленхейм» (30 Mk.I и 10 Mk.IV). А вот попытки разработать собственный истребитель «Myrsky» закончились неудачей: из-за низких ТТХ лишь несколько из них были приняты в разведывательные эскадрильи. Удачнее получился эксперимент по переделке MS-406 в «Mjrko Moraani» путем замены его двигателя на советский М-105П. Самолет прибавил в скорости 40 км/ч! Однако до конца войны так переоборудовали только 15 самолетов.

В начале 1943 немцы продали финнам 30 своих Мессершмиттов Bf.109G-2 (в LеLv.34), и 24 бомбардировщика Ju.88A-4 (в LеLv.44). Но относительно скоро немцам пришлось прислать финнам еще 18 Bf.109G-2 (согласно договору о замене каждого потерянного Мессершмитта новым). Что же касается бомбардировщиков, то уже к ноябрю 1943 из-за «не освещенных причин» в строю LеLv.44 осталось всего 13 Ju.88...

-14

В марте 1944 в Финляндию начали поступать Мессершмитты новой модификации - Bf.109G-6; всего до прекращения поставок техники из Германии (в связи с перемирием Хельсинки и Москвы) финны получили 132 «шестерки».

Итоги побед и потерь ВВС Финляндии в двух войнах

В разных книгах, посвященных авиации Финляндии 30-40х гг. в этих вопросах имеются некоторые расхождения. Все они едины в окончательных цифрах: за 1939-1944 г. финские ВВС одержали 3.313 побед при общих потерях в 523 самолета. В «раскладе» побед они тоже едины: 1.809 одержаны авиацией, 1.345 – зенитной артиллерией, а 159 - кораблями и огнем наземных войск. Но вот по «раскладу» потерь финских ВВС начинается «разнобой». В одних книгах говорится, что боевые потери составили 215 самолетов, а небоевые – 208. В других утверждается, что в бою финны потеряли 257 машин, а не в бою – 215. И вновь авторы сходятся только в цифре потерь самолетов в авариях при тренировках пилотов – 100 самолетов.

-15

Мое отношение к достоверности финских победных заявок я уже высказывал выше. Хотя западные исследователи истории авиации при сверке победных счетов асов и реальных потерь воевавших сторон уже давно пришли к выводу, что все заявки всех летчиков 2МВ завышены в 2-3 раза, финны в этой области явно превзошли остальных. Это видно даже по результатам Зимней войны, локальный характер которой позволил провести сверку финских заявок с реальными потерями ВВС РККА. А вот по войне 1941-1944 гг. подобная сверка так и не состоялась (по крайней мере, мне такая информация не попадалась). Да и возможно ли ее тщательно провести? Ведь советские авиачасти на Ленинградском направлении воевали не только с финнами, но еще и с немецкой авиацией. А эффектным, но весьма сомнительным цифрам «избиения на что не способных советских пилотов» «гениальными финскими асами» отечественные историки пока ничего так и не противопоставили – архивы все еще ждут своих исследователей…

ПРОДОЛЖЕНИЯ:

2МВ. Авиация Финляндии. Самолеты Зимней войны

2МВ. Авиация Финляндии. Самолеты войны 1941-1944 гг.

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Вооруженные силы 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.