Стремительно развивающаяся в последнее десятилетие нейрофизиология своими открытиями в области работы головного мозга меняет многие устоявшиеся научные представления о развитии и воспитании детей и подростков.
Как их использовать нам родителям, чтобы растить своих детей счастливыми и обеспечить им счастливое будущее, я поговорила с нейропсихологами Наташей Чижиковой и Надей Стыцюк, создателями просветительского проекта, нацеленного на популяризацию детской нейропсихологии и психотерапии, а также на обучение молодых специалистов, и авторами тг «Нейровечеринка».
Что такое нейропсихология? Она чем-то отличается от нейробиологии, или нейропсихология и есть часть нейробиологии?
Как ни странно, основное различие заключается в том, что нейробиологи – это биологи, а нейропсихологи – психологи😁 Эти области близки, но нейропсихологов в первую очередь интересуют психические процессы, их мозговая организация и то, как влияют на психические функции те или иные повреждения или незрелость разных отделов мозга. Нейробиологи же изучают нервную систему в целом, их интересует её устройство и функционирование в норме и патологии. Нейробиологи, как правило, занимаются проведением научных исследований, тогда как нейропсихологи в основном работают в разных центрах и клиниках, проводят диагностику и занятия с детьми или взрослыми.
А кто такой нейропсихолог?
Головной мозг развивается индивидуально и имеет как сильные, так и слабые стороны. Нейропсихолог оценивает функции мозга, находит имеющиеся ресурсы и дефициты, занимается коррекционно-развивающим и восстановительным обучением.
С какими запросами приходят к вам родители?
Запросов много, и все они очень разные. Кто-то приходит с малышами на консультации по развитию речи, многие приходят со школьниками с трудностями обучения, проблемным поведением, эмоциональной нестабильностью. Нередки запросы и на помощь в урегулировании семейных конфликтов и налаживании детско-родительских отношений. В каждом конкретным случае мы подходим к проблеме индивидуально.
Какие практические рекомендации, опираясь на знания о развитии мозга, вы можете дать родителям, чтобы вырастить счастливого ребенка?
В каждом возрасте есть свои нюансы.
В раннем детстве у ребёнка начинает формироваться эмоциональная сфера. Эмоциями ребёнка управляет лимбическая система. А префронтальная кора мозга, отвечающая за планирование, принятие решений и регуляцию поведения, в этом возраста ещё в процессе формирования, поэтому у него нет возможности контролировать свои эмоции в полной мере.
Важно помогать ребёнку научиться понимать свои эмоции и регулировать их. А именно необходимо проговаривание и обозначение его чувств, начиная с самых простых бытовых ситуаций. Помогайте определять ребёнку не только его эмоции, но также называйте свои эмоции, озвучивайте, что чувствуют все участники ситуации. Проигрывайте различные ситуации с помощью фигурок, изображающих людей и животных. Стройте рожицы перед зеркалом, рисуйте себя с опорой на отражение.
В беседах с ребёнком можно опираться на детские книжки, например, серии книг Корнелии Спилман и Елены Кралич. Главные персонажи этих книг испытывают самые разнообразные эмоции, учатся справляться с сильными переживаниями самостоятельно или с близкими.
Ещё один лайфхак: нарисуйте с ребенком собственный набор эмоций и обращайтесь к нему во время обсуждений событий из жизни ребенка.
Кроме того, важно обратить внимание на префронтальную кору мозга, отвечающую за программирование, регуляцию и контроль нашей деятельности. Она окончательно созревает примерно к 25 годам. Поэтому детям сложно планировать своё поведение, а многие подростки склонны к риску (в подростковом возрасте происходит ещё и гормональная перестройка, поэтому этот возраст требует особенной чуткости, поддержки и терпения со стороны родителей).
Мягко помогайте детям и подросткам строить планы, организовывать свою деятельность, при этом активно поощряйте их самостоятельность и инициативу. Не забывайте заботиться об их психическом здоровье и при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам.
Как влияют, по вашему мнению, отношения в семье на развитие мозга ребенка и его будущую счастливую жизнь? Дайте примеры из вашей практики.
Мы опираемся на биопсихосоциальную модель. Данная модель была предложена американским психиатром Джорджем Энгелом в 1977 году. Это широкий подход, который определяет результат возникновения болезни сложным, переменным взаимодействием биологических факторов (генетических, биохимических и т. д.), психологических факторов (настроение, личность, поведение и т. д.) и социальных факторов (культурных, семейных, социально-экономических и т. д.).
Мы руководствуемся данным подходом, так как он позволяет учитывать уникальные биологические, психологические и социальные контексты, использовать интегративный подход к работе с пациентом.
Существует множество исследований, подтверждающих эффективность биопсихосоциальной модели в различных областях медицины и здравоохранения. Например, исследования в области психосоматики, психологии здоровья и медицинской социологии активно исследуют влияние психологических и социокультурных факторов на биологические процессы и заболевания. Такие исследования помогают развивать подходы к лечению и управлению заболеваниями, учитывая широкий спектр влияющих факторов.
Семья – один из важнейших социальных факторов, который может влиять на развитие ребенка, его социализацию и адаптацию в обществе, может как помогать ребёнку справляться с трудностями, так как и усугублять проблему.
Недавно в нашем гайде по пищевому поведению мы описывали кейс, где к нам обратилась семья с девочкой подростком, у которой были все признаки РПП. В процессе работы выяснилось, что теме питания в семье уделяется много внимания, родители постоянно говорят о диетах и весе. В этом случае работа велась не с девочкой, а со всей семьёй в рамках системной семейной терапии. И только так мы смогли увидеть прогресс. Таких примеров очень много.
Важен и стиль воспитания.
В 1960-х годах американский психолог Диана Баумринд выделила три стиля воспитания, а позже её дополнили коллеги. В итоге обычно говорят о четырёх основных стилях воспитания:
- авторитарном со строгими правилами, низким уровнем общения и высоким уровнем контроля со стороны родителей;
- снисходительном с высоким уровнем поддержки и низким контролем, когда родители склонны быть более толерантными и мало требовательными;
- невовлечённым с низким уровнем контроля и участия в жизни ребёнка со стороны родителей, когда родители мало реагируют на потребности и поведение детей;
- авторитетным, который сочетает в себе поддержку и внимание к нуждам ребёнка, а также чёткие правила поведения и дисциплину. Авторитетные родители открыто объясняют детям, почему установлено то или иное правило и какие последствия их ждут, если правила не будут соблюдаться.
Исходя из принципов семейной психологии, именно авторитетный стиль является наиболее разумным и эффективным.
Учёные проводят множество исследований на эту тему.
Например, исследователи из Гарвардского университета доказали, что телесные наказания, включая шлепки, приводят к изменениям в мозге ребёнка. У детей, чьи родители прибегают к таким наказаниям, мозг реагирует на угрозы так же, как у тех, кто подвергался более жестокому насилию. В перспективе это увеличивает риск возникновения психических расстройств.
Какую роль играют генетические и эпигенетические факторы в формировании мозга ребенка? Какие негативные факторы могут оказывать влияние на формирование мозга ребенка и как их минимизировать?
К сожалению, полностью защититься от воздействия всех неблагоприятных факторов невозможно. Согласно данным исследований, есть факторы, которые могут прямо или косвенно влиять на развитие мозга, такие как вредные привычки, различные заболевания, стресс.
При этом нам не хотелось бы заострять внимание на конкретных факторах, так как это только повышает тревогу у родителей и провоцирует чувство вины. По факту никогда нельзя точно сказать, какие факторы скажутся на развитии мозга ребенка, так как мозг очень пластичен и может перестраиваться даже при повреждениях у взрослых, а уж тем более у детей.
Короткий блиц:
1. Что такое счастье в вашем понимании? Дайте свое определение счастья.
Наташа: Для меня «счастье» – слишком абстрактное понятие. Я хорошо себя чувствую, когда провожу время с семьёй и друзьями, путешествую, работаю, изучаю мозг и то, что мне интересно.
Надя: Здесь можно было бы написать про химические вещества в нашем мозге, которые способствуют возникновению и поддержанию приятных эмоций. Но не хочется так всё усложнять. Поэтому я скажу, что счастье – заниматься тем, что нравится.
2. Что делает вас счастливыми в обычный день. Дайте список из 5 мелких радостей жизни или аптечки счастья:)
Наташа: Это очень зависит от конкретного дня. Иногда меня может порадовать вкусная еда, в другие дни – осознание, что удалось помочь пациенту. Беспроигрышный вариант – погладить кота.
Надя: Есть вещи (и не только вещи), которые всегда поддерживают меня, даже если я просто о них думаю. Это работа, любимые люди, чай, музыка и море.
3. Какие ваши эмоции дают вам ощущение счастья?
Наташа: Не могу выделить конкретные эмоции, так как не разделяю эмоции на «хорошие» и «плохие», «правильные и не правильные». Осознание и принятие своих эмоций уже приносит мне ощущение гармонии.
Надя: Полностью согласна. Мне ещё кажется, что всё очень зависит от конкретного момента. Иногда счастье связано со спокойствием, а иногда – с сильной радостью.
4. Ваш совет книги или фильма по теме счастья.
Наташа: Мне сразу приходит в голову фильм про любовь и настоящее родительство, особенно в контексте данного интервью.
Рекомендую к просмотру фильм «Я – Сэм».
Надя: Фильм «Господин Никто».
Другие публикации на канале "Счастье на научном":