Каждый родитель желает счастья своему ребенку. Но о том, как его сделать счастливым, у родителей разные представления.
В 2022 году Центр полевых исследований ИНСАП РАНХиГС провел исследование детского благополучия, в котором приняли участие более 50 тысяч детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, а также их родители. О результатах исследования, а именно о том, что думают о своем счастье сами, насколько счастливы дети в России и можно ли измерить детское счастье, я спросила у руководителя исследования Дмитрия Рогозина.
Дмитрий, если коротко и простыми словами, что вы исследовали?
Целью исследования было оценить качество жизни детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Нас интересовало, что они чувствуют и думают про свою жизнь в школе, дома, на улице и т.д. Исследование проводилось в форме онлайн-опроса детей и их родителей.
У любого научного исследования есть ограничения, тем более, когда в нем принимают участие дети и подростки. Какие ограничения были у вас?
Действительно, ограничения были. Нельзя подойти к чужому ребенку и начать задавать ему вопросы. Все исследования, в которых принимают участие дети и подростки, в России являются административными, то есть санкционированными чиновниками. Поэтому есть ограничения по формату и темам исследования. В нашем опросе мы исследовали шесть областей жизни детей: образование, здоровье, материальное благополучие, безопасность, социальные отношения и субъективное благополучие и самореализация. Но сюда не вошли другие важные сферы жизни. Дети сами нам об этом сказали, когда мы задавали им открытый вопрос, о чем мы не спросили и что для них важно в контексте счастья. Такими темами оказались: тема смерти и суицидов; любовь и влюбленность; музыка в широком смысле, то, что называется музыкальный интертеймент.
Я понимаю, что с учетом административного формата исследования, его результаты интересны, прежде всего, чиновникам, ответственным за социальную политику в сфере детства. И они от степени их вменяемости буду писать себе поручения и потом их выполнять. А что насчет обычных родителей, что они могут узнать из вашего исследования о счастье своих детей?
Наш опрос показал, что «полностью довольные» жизнью дети в более чем в 90% случаев отвечали, что «к их мнению прислушиваются». Для детей ключевым фактором субъективной удовлетворенности жизнью является возможность быть услышанным взрослыми. К сожалению, мы обнаружили большой провал по разговорам родителей с детьми. Дети не понимают язык родителей, они вообще не чувствуют, что с ними разговаривают. А родители не понимают, что говорят дети. По сути, нет общего семейного языка — языка счастья. Помните, «счастье — это когда тебя понимают».
А по каким сферам жизни вы зафиксировали в своем исследовании наибольшее расхождение в детских и родительских оценках?
Родителям хорошие оценки в школе, знание иностранных языков, спортивные победы и в целом достижения важнее, чем детям. Школьные и другие успехи, конечно, приносят счастливые моменты, но эмоции от достижений возникают и исчезают очень быстро у детей, впрочем, как и у взрослых. Главный вывод, который мы сделали, что счастье для детей и подростков — это, прежде всего, отношения в семье и с ближним кругом.
Если мы заговорили о школе, может быть, нужно ввести урок счастья?
Я — сторонник концепции, что счастью можно и нужно учиться. Но я против введения такого рода уроков в школе. Нельзя перекладывать ответственность за счастье своего ребенка на учителей или чиновников. Если помните, что в 1982 году у нас уже вводили урок «Этика и психология семейной жизни». Спустя 10 лет он исчез из расписания, потому что ничего хорошего из этой идеи не вышло, кроме дополнительной нагрузки на школьников и педагогов. (Точно, сейчас все, кто ходил на эти уроки, уже по третьему кругу разводятся, а Россия занимает 1 место по разводам — прим. автора).
Я убежден, что любой родитель, даже ненормальный, думает о счастье своего ребенка. Другое дело, что он понимает под этим счастьем. Для одного важно, сыт ли он, здоров ли. Для другого — успешный успех.
Мне кажется, что здесь важно понимать, что потребность в счастье — это такая же базовая потребность, как здоровье и безопасность, и ее не решить введением урока в школе. Но можно приблизиться к ее решению, если говорить больше о счастье в семейном кругу, с другими людьми и в публичном пространстве. Здесь помогут книги, лекции, исследования счастья.
Так как сделать детей счастливей? Что можно сделать, по вашему мнению? Как наука может помочь в этом случае?
Я бы предложил использовать, как в нашем исследовании, метод наблюдения. Для начала понаблюдайте за собой и ребенком. Наша оптика почти всегда настроена на то, что происходит вовне. Станьте близорукими и посмотрите, что происходит у вас под носом в ближнем круге. Отмечайте, то, что раньше не замечали в своем отношении к детям. Поверьте, вы узнаете много нового о себе и своих детях.
Можно попробовать такой научный метод как исследование активным действием. Придумывайте совместные действия, например, почитать книжку, поиграть в компьютерную игру и т.д. Вам может не понравиться ловить монстров, а ребенку читать. Тогда вы лучше поймете ребенка, которому что-то не нравится, а ребенок — вас. Но может что-то и понравится, и вы оба почувствуете себя счастливыми вместе. В таких совместных действиях важно то, что счастье становится видимым для всех участников действия, а еще, что дети учатся тому, что в жизни бывает хорошее и плохое, нравится и не нравится, счастье и несчастье.
Могу посоветовать родителям заполнить нашу анкету вместе с ребенком. Увидеть сходство и различие в оценках, обнаружить проблемные зоны, обсудить их с ребенком.
Книг о том, как вырастить и воспитать ребенка много. Я сама в свое время прочитала их великое множество. Не припоминаю, чтобы в них было что-то про разговоры о счастье в кругу семьи. Мне кажется, что в книгах про воспитание детей пока еще доминирует подход к детству, как к подготовительному периоду к взрослой жизни. От той установки, по-видимому, вся зацикленность авторов книг и родителей на хорошем образовании, кружках, секциях и т.д.
Да, действительно, такой подход к детству, как к подготовительному этапу к взрослой жизни, был долгое время и в науке тоже. Сейчас ученые рассматривают детство как отдельный самодостаточный период в жизненном цикле человека, такой же, как, например, отрочество или юность. А также рассматривают детей и подростков как отдельную социальную группу, которая формирует общий уровень субъективного благополучия в обществе, как и другие возрастные группы, например, старшее поколение. В этом контексте, детское счастье рассматривается как часть общего счастья в стране, в отдельном регионе, в семье. Эти изменения в подходе к детству происходят во всем мире и надеюсь, что от них нашим детям будет больше счастья :)
Планируете ли вы написать книгу по результатам своего исследования счастья для обычных читателей, как это часто делают наши зарубежные коллеги? Они проводят исследования, издают статьи в рецензируемых научных изданиях, а потом пишут книги для массовой аудитории и, некоторые из которых, судя по огромным тиражам, имеют большую ценность для читателей.
Обычно мы по результатам исследований пишем рекомендации для чиновников в контексте формирования и/или улучшения государственной политики. В случае нашего исследования детского благополучия это рекомендации по формированию социальной политики в области детства. В тоже время без семьи, очевидно, любая социальная политика провалится. Я убежден, что семья должна быть основным реализатором и агрегатором социальной политики. После нашего разговора думаю, что гид/руководство для родителей мы могли бы написать. Присоединяйтесь к нам, и давайте напишем вместе!
Было бы здорово, спасибо!