Многие знают на собственном опыте, что чем старше человек становится, тем «труднее» ему даётся обучение, особенно заметно после 30 лет. Современная жизнь связывает успешность с актуальностью тех знаний, которыми располагает человек. Технологии и сопутствующие им процессы быстро устаревают, уступая место новым, более привлекательным и где-то более эффективным. Это не просто количественное усовершенствование старого, порой речь идёт о принципиальном новом подходе, где необходимо заново всем овладевать, переучиваться, а это очень непростая задача.
Даже, если в вашей сфере деятельности инновации не так часто внедряются, вопрос об эффективности дополнительного обучения, для поддержания своей конкурентоспособности, становится актуальным как никогда.
Самое ценное для человека — это время. Именно его невозможно произвольно растянуть, отложить на «потом», поставить на паузу. День сменяется днём и в нем по прежнему будет 24 часа, независимо от того, чем вы занимаетесь, насколько ваш график напряжен и какие у вас планы. Более того, можно с уверенностью говорить о том, что чем старше человек становится, тем меньше времени он объективно может, даже если действительно этого очень хочет, выделять на образование, то есть на инвестиции в самого себя.
Как сделать обучение по-настоящему эффективным при дефиците времени?
Для начала разделим между собой два различных способа обучения, который каждый из вас знает. Первый — это информационная нагрузка себя разными данными, фактами, сведениями и т.п. Это одна из самых распространённых стратегий в обучении — «укомплектовать» себя информацией. Идея этой стратегии такова, что «успешность» ассоциируется именно с возможностью быстро дать ответ на появляющийся вопрос. Вроде бы все очень привлекательно, но посмотрим чуть глубже.
Потребляемая информация собирается в формате независимого, обособленного архива. Ее интеграция в смысловую систему человека минимальна. Словно человек живет своей жизнью, а информация — своей. Если же необходимость потребления информации связывается только с получением формального документа, то ценность ее для человека изначально невелика и она вытеснится из памяти вскоре, как пройдут экзаменационные или отчетные мероприятия.
Ф. Перлз*, основатель гештальт-терапии, по этому поводу выразился более откровенно:
«…всем прекрасно известно, что от студентов требуется лишь наблевать на экзаменационный лист. Вы проглатываете всю информацию, потом блюете, и вы снова свободны, и теперь у вас есть диплом.»
При этом, конечно, вы сможете открыть для себя что-то полезное и ценное, но по сравнению с «грузом» добавочной информации это больше похоже на уникальную жемчужину по сравнению со скалой, которой вам пришлось перемолоть.
Другой подход к обучению направлен на понимание. Здесь важно задействование в процессе не только мыслей, но и чувств. Если вы изучаете концепции, если вы стремитесь к информации, тогда вы не понимаете. Вы только объясняете. Понимание неотделимо от собственного восприятия, сличения с тем, что вы сами можете наблюдать, видеть, слышать, прикасаться.
Большинство людей считают, что объяснение — это то же самое, что и понимание. Но между ними существует огромная разница. До тех пор, пока вы строите интеллектуальные модели без привязки к чувственной ткани собственной жизни — вы объясняете. Если же некоторые из вас почувствуют, что эти объяснения совпадают с реальной жизнью, то это уже будет понимание. Понимание более пластично, оно не требует чрезмерных усилий по запоминанию и в тоже самое время обладает большой практической ценностью.
Как выстраивать лучший для себя образовательный процесс, Вы можете узнать на моих психологических консультациях и тренингах, посвящённых самоэффективности.
Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук
*Frederick S. Perls Gestalt Therapy Verbatim, Real People Press. Utah. 1969