Одними из самых любимых игрушек у советских детей были металлические автомобили «большого» формата, которые выпускались на предприятиях гигантах советской промышленности, заводе Серп и Молот (СиМ), Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК), Подольском механическом заводе (ПМЗ), Запорожстали, заводе Красная Этна и др. Эти игрушки очень нравились детям. В эти автомобили играли на улице, во дворах, в них обычно грузили песок, камни, в бочки заливали воду. Что создавало у детей иллюзию игры в настоящую стройку, в связи с этим много таких игрушек просто «погибло». Данные игрушки были весьма объемны, в среднем их длина достигала 50 см., и хранить их в квартире зачастую было затруднительно, в этой связи их оставляли на улице, в песочницах, чердаках, сараях, гаражах. Эти игрушки быстро ржавели, их нехитрые механизмы переставали функционировать. Несмотря на это к ним появился интерес у коллекционеров советских артефактов, в современный период их достаточно квалифицированно реставрируют, изготавливают недостающие части, подбирают краску, но у коллекционеров ценятся экземпляры оригинального окраса и комплексности. Тем не менее, восстановленные по заводу экземпляры украшают коллекции, и музеи советского быта, или игрушек, также данные автомобили не портят интерьеры гаражей и автомастерских, создавая антураж советской эпохи.
Одним из самых известных автомобилей данной линейки советских игрушек является ЗИЛ-130, с данной игрушкой был знаком практически каждый ребенок конца 70-х годов начала 80-х, соответствующий автомобиль выпускался в различной цветовой гамме, он был аутентичен настоящей машине. У данного автомобиля отрывались двери, и поднимался кузов, играть в эту игрушку в песочнице было очень интересно. Выпускался данный автомобиль на заводе АЗЛК, вплоть до начала 90-х годов.
Был еще один вариант данной игрушки ЗИЛ-130 с длинным бортовым кузовом, его еще называют шаланда. Менее популярный вариант соответствующей игрушки.
Одним из самых популярных автомобилей данного масштаба является линейка автомобилей ЗИС-150, (Завод имени Сталина), данные автомобили выпускались различной функциональности, самый распространенный вариант это бортовой ЗИС-150. Выпускались данные машины на заводе Серп и Молот, и некоторых других заводах советского государства.
Также интересны варианты автомобиля ЗИС-150 кран и экскаватор.
У данных вариантов ЗИС-150 работают все основные узлы, поднимается стрела и ковш.
Особый интерес представляют автомобили хлеб и молоко, это достаточно редкие варианты данной модели на фото автомобиль хлеб. У него открываются двери и вынимаются лотки для хлеба. Автомобиль очень интересный и ценный в оригинальном сборе и цвете. В линейки данных автомобилей есть еще пожарная машина, молоко и грузотакси.
На заводе Серп и Молот в 80-х годах выпускалась линейка автомобилей МАЗ, изготавливались различные по функционалу машины, на фотографиях, предоставлены все варианты, данного автомобиля. Автомобиль МАЗ молоко предоставлен коллекционером и реставратором Михаилом Маховым.
Интересной игрушкой выпускавшейся на заводе Серп и Молот была линейка игрушек-экскаваторов.
Спасибо за внимание! Продолжение следует.