Искусство – эта врождённая потребность человека осмысливать и отражать реальность – существует уже много тысячелетий. Образы искусства не копируют жизнь, а, скорее, выражают идеи. Уже самые первые изображения животных на стенах пещер не являлись попыткой максимально точно воспроизвести бизонов, оленей или лошадей, но выражали идеи силы, стремительности, грациозности. Египтяне изображали фараона огромным, а простых людей маленькими. Это было выражение идеи власти и могущества.
На протяжении всей истории человечества, копирование реальности было вызвано только технической необходимостью или было ловким фокусничеством. Ни то, ни другое не имело никакого отношения к искусству. Зрители это понимали и чувствовали.
Но почему-то в последнее время художественный образ, эта основа искусства, уходит из нашей жизни. На эти мысли меня натолкнули споры вокруг памятника Александру Блоку в Санкт-Петербурге скульптора Евгения Ротанова и архитектора Ивана Кожина.
Огромный, чёрный, трагический Блок идет, преодолевая сильный ветер. Его фигура – выразительная диагональ на фоне монотонных рядов окон и вертикалей деревьев. Этот сильный художественный образ вызвал негодование даже у деятелей культуры.
В то же время, фотографически скучный памятник Михаилу Калашникову скульптора Салавата Щербакова был воспринят зрителями лучше, несмотря на скандал с изображением чертежей немецкой винтовки на постаменте.
Почему современного зрителя оскорбляет и пугает художественный образ?
Имея возможность фиксации реальности при помощи фотоаппарата, зритель начинает требовать от художника фотографической и бездушной точности. Быть может, это связано с тем, что, проводя много времени в интернете, человек перестаёт ощущать границу между реальным и виртуальным миром, это его пугает и заставляет судорожно цепляться за реальность. Может быть, это вызвано более глубинными процессами, толкающими человека к созданию искусственного интеллекта и антропоморфных роботов.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨