Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

21-е задание ЕГЭ по русскому языку: раскладываем по полочкам

Оглавление

Текстов для практической отработки 21-го задания на канале много (а будет ещё больше). Теорией я читателей не загружала, но в комментариях к одной из статей поступила просьба "поподробнее рассказать о 21-м задании".

Самый главный вопрос, до сих пор тревожащий умы преподавателей: что составители тестов считают одним правилом, а что разными?

  • например, делить или не делить внутри обособленных определений причастный оборот и одиночное прилагательное?
  • обособленные определения и обособленные приложения - одно правило или два разных?
  • каков принцип деления обособленных обстоятельств?
  • с вопросом о делении на группы внутри БСП разве что к президенту на прямой линии не обращались

Попробуем сегодня разложить всё по полочкам. Начнём, пожалуй, с самого простого.

Будто бы здесь видны полочки, так что для иллюстрации статьи подойдёт. Автор фото - моя дочь.
Будто бы здесь видны полочки, так что для иллюстрации статьи подойдёт. Автор фото - моя дочь.

Двоеточие

Случаев постановки всего три:

  1. предложения с прямой речью/цитированием (слова автора перед прямой речью/цитатой)
  2. предложения с обобщающим словом перед однородными членами
  3. бессоюзные сложные предложения

БСП по значениям не делим! Для 21-го задания нет разницы: дополняет вторая часть первую, раскрывает содержание первой или указывает на причину первой. Видим две основы, между которыми стоит двоеточие, - пишем БСП.

Тире

Случаев больше, но первые три пункта дублируют пункты с двоеточиями:

  1. предложения с прямой речью/цитированием (слова автора после прямой речи/цитаты)
  2. предложения с обобщающим словом после однородных членов
  3. бессоюзные сложные предложения

БСП по значениям не делим! Для 21-го задания опять же нет разницы: противопоставляются две части или сравниваются, указывает вторая часть на быструю смену событий или на вывод, следствие и т.д. Видим две основы, между которыми стоит тире, - пишем БСП.

4. тире между подлежащим и сказуемым

Правило одно для всех случаев: нет разницы выражены главные члены предложения существительными, или инфинитивами, или числительными.

5. тире для обособления приложений

6. тире в неполном предложении (чаще всего - пропуск сказуемого)

7. тире между словами, обозначающими пределы

8. тире при вставных конструкциях

9. тире в ССП (вторая часть указывает на быструю смену событий)

Последний пункт встречается не часто, но я составляла варианты с таким случаем: например, предложение 8 в тексте "Бобровый лог"

Или предложения 6, 8 в варианте "Цейское ущелье"

Запятые

Запятые между частями сложного предложения делятся на три правила:

  1. Запятая между частями ССП
  2. Запятая между частями СПП
  3. Запятая между частями БСП
  4. Запятая в предложении с однородными членами - это одно правило (не дробим на предложения с однородными сказуемыми/ однородными дополнениями/ однородными определениями и так далее)
  5. Запятая в предложении с обособленными определениями - это одно правило для причастий с зависимыми словами, прилагательных с зависимыми словами, одиночных причастий, одиночных прилагательных.
  6. Запятая в предложении с обособленными приложениями - это отдельное правило (не смешиваем в кучу обособление определений и обособление приложений)
  7. Обособленные обстоятельства делим на две группы:
  • 7.1 ДО, одиночные деепричастия, производные предлоги с существительным или местоимением, сравнительный оборот -это одно пунктуационное правило
  • 7.2 уточняющие обстоятельства - это другое пунктуационное правило

8. Запятые при вводных словах и сочетаниях

9. Запятые в предложениях с обращениями

10. Запятые в предложениях с междометиями

Ссылка на статью о самых распространённых ошибках, которые допускают одиннадцатиклассники, выполняя 21-е задание:

Ссылка на самый свежий вариант 21-го задания. Дэен же меня не показывает: кто-то мог и пропустить.

Если по поводу сегодняшней статьи есть замечания, дополнения, вопросы, приглашаю к обсуждению.